Система дидактических принципов
Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают педагогу понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако он не содержит непосредственно указания для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования её технологии.
Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил. Место принципов в структуре педагогического процесса:
|
Осуществление каждого компонента процесса обучения подчиняется определённым закономерностям. На основе этих закономерностей формируются положения, играющие роль требований, предъявляемых к каждому компоненту. Это и есть принцип обучения.
Принципы – основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки, деятельности, отношений.
Принципы – убеждения, взгляд на вещи.
Принципы – требования, предъявленные ко всем компонентам педагогического
Дидактические принципы (принципы дидактики) – это исходные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии его общими целями и закономерностями.
Функции принципов – они служат механизмом построения педагогического процесса и оценки его конечного результата.
Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Они являются как бы переходным звеном от теории к практики.
В еще более популярном толковании дидактические правила – это конкретные указания педагогу в том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.
Принципы профессионального обучения
Политехнический принцип.
Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания.
Принцип модульности профессионального обучения
Использование данного принципа на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были зависимы друг от друга, а это позволяет изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.
Принцип моделирования профессиональной
деятельности в учебном процессе
Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявления типовых задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения.