Система дидактических принципов

Название группы дидактических принципов (д.п.) Содержание группы дидактических принципов (д.п.)
1.Д.П., характеризующие цели обучения (ведущие Д.П.)   -Д.П. развивающего и воспитывающего обучения; -Д.П. фундаментальности образования и его проф. направленности; -Д.П. социокультурного соответствия
2.Д.П., характеризующие содержание обучения   -Д.П. научности -Д.П.связи теории с практикой; -Д.П. систематичности и последовательности
3.Д.П., характеризующие внутренние условия продуктивного овладения знаниями   -Д.П.сознательности и активности учащихся в обучении; -Д.П. наглядности; -Д.П. доступности; -Д.П. прочности; -Д.П. положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения
4.Д.П., раскрывающий подход к организации учебного процесса Д.П. сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения

Содержание принципов дидактики

1.Принцип воспитывающего обучения

Данный принцип выражает ведущую цель педагогической системы, связывает основные педагогические категории.

Согласно принципу воспитывающего обучения, оно должно не только давать знания, но и формировать в целом личность, воспитывать и развивать. Знания выступают не целью, а материалом строительства личности, условием ее становления.

2.Принцип фундаментальности образования
и его профессиональной направленности

Принцип требует верного соотнесения ориентации на широкую эрудицию и узкую специализацию, фундаментальность и технологичность в процессе подготовки и результатах обучения, успешного общего развития и развития спец. проф. способностей личности.

Образование должно быть ориентировано на изучение общих научных основ и специфики многих отраслей производства и техники или на конкретную профессию.

3.Принцип социокультурного соответствия

Исторически принцип выражался двумя принципами: культуросообразности и природосообразности. Эти принципы требовали строить образование, сообразуясь с природой, задатками ребенка, законами социальной среды.

Принцип отражает требование соответствия содержания образования содержанию культуры.

Под культурой понимаются основы наук, основы техники и производства, обычаи и традиции, религия, мораль, философия искусство. У каждой из этих сфер знаний и опыта есть свой творческий потенциал влияния на формирование смыслов.

4.Принцип научности

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Выполнение этого принципа отражается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.

5.Принцип связи обучения с практикой

Принцип требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, применяя знания в жизни, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами.

6.Принцип систематичности и последовательности

Принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил, например:
-изучаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы, устанавливается порядок и методика работы с ним;
-в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделяются главные понятия, идеи, материал урока структурируется;
-при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

7.Принцип сознательности и активности учащихся в обучении

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении - один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение.

Активности и сознательности учения можно добиться, если:

-опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте познавательные интересы, профессиональные склонности;

-включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических задач;
-использовать активные методы обучения, дидактические игры, дискуссии
-стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников.
Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

8.Принцип наглядности

Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это "золотое правило" дидактики сформулировал еще Я.Коменский.

В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

Однако следование этому принципу должно быть в той мере, в какой он способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

9.Принцип доступности

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А.Коменский дал несколько правил этого принципа:

-переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

-переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Л.В.Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности, что все-таки отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, то есть на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.

10.Принцип прочности

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

Есть и другие правила этого принципа:

-прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
-для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учащихся;
-прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, устанавливаются логические связи;
-прочность знаний обеспечивается систематическим контролем результатов обучения, проверкой и оценкой.

11. Принцип положительной мотивации
и благоприятного эмоционального климата обучения

Формированию глубоких мотивов учения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение ко внутреннему миру школьника, оптимистический настрой педагога и учеников.

Принцип регулирует коммуникативную сторону обучения, предусматривает деловое сотрудничество и сотворчество педагогов и учеников, создание атмосферы доверия и благожелательности, взаимопомощи и здоровой состязательности между учащимися.

12.Принцип сочетания индивидуальных
и коллективных форм обучения

Полная индивидуализация обучения лишает ученика разнообразия общения, возможности научиться вести совместную работу и жить в коллективе.

В коллективных же формах нередко преобладает усредненный подход и теряется личность.

Поэтому необходимо взаимодополнение этих форм работы, насыщение коллективных форм работы элементами самостоятельной познавательной деятельности, учет индивидуальных особенностей школьников.

Современные дидакты отмечают, что в информационном обществе принципы обучения трансформируются.Расширяется их содержание.

Например, суть принципа научности теперь не только в том, что изучаемые знания должны отвечать требованию научности, но и в том, что учащиеся должны уметь относиться критически к той информации, которую они получают в информационном поле, отличать научные знания от псевдонаучных.

Различные виды наглядности (натуральная, словесно-образная, изобразительная, схематическая и др.) дополняются интерактивной наглядностью на основе ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Работая с этим видом наглядности, ученик может производить определенные действия, вызывающие соответствующие изменения (получить оценку своего варианта ответа или более развернутое описание какого-то объекта).

Педагогу следует учитывать, что для современных детей применение электронных средств наглядности стало обыденным делом, для них скорее демонстрация реальных предметов – событие. Поэтому задача учителя – найти видам электронной наглядности оптимальное место на уроке и применять их только тогда, когда именно с их помощью можно наиболее эффективно решить педагогическую задачу.

При реализации принципа доступности сегодня следует учитывать следующее. У современных учеников – клиповое сознание, им нужна частая смена впечатлений, они лучше воспринимают информацию фрагментарного типа, чем последовательно разворачиваемую мысль. В условиях активных действий в информационном пространстве у учеников недостаточно сформированы умения логично и связно выстраивать свое высказывание, следить за ходом мысли автора. Необходима специальная работа педагога над этим.

Наши рекомендации