Задания для итогового повторения. 1. Найдите лишнее слово в данных тематических рядах
1. Найдите лишнее слово в данных тематических рядах.
· Педагогика, социология, физиология, этика, математика.
· Воспитание, обучение, изучение, образование.
· Ясли, детский сад, школа, колледж, стадион, институт, академия, университет, магистратура, аспирантура, докторантура.
· Обучение, преподавание, учение, закрепление.
· Научность, образованность, наглядность, системность, последовательность, сознательность, активность, самостоятельность, доступность, прочность.
· Урок, лекция, семинар, учение, практикум, экскурсия, консультация.
· Сочинение, рассказ, лекция, беседа.
2. Подберите как можно больше прилагательных к данным существительным.
· Процесс ..., ..., ...
· Потенциал ..., ..., ...
· Поведение ..., ..., ...
· Образование ..., ..., ...
· Функция ..., ..., ...
· Феномен ..., ..., ...
· Деятельность ..., ..., ...
· Наглядность ..., ..., ...
· Работа ..., ..., ...
· Методы ..., ..., ...
3. Подберите к данным глаголам существительные.
Формировать (что?) ...
Развивать (что?) ...
Передавать (что?) ...
Выделять (что?) ...
Изучать (что?) ...
Владеть (чем?) ...
Применять (что?) ...
Закреплять (что?) ...
Повторять (что?) ...
Систематизировать (что?) ...
4. От данных глаголов образуйте существительные; составьте с этими существительными словосочетания.
Понимать, обеспечивать, обучать, воспитывать, передавать, осваивать, продолжать, получать, защищать, организовать, овладевать, проверять, объяснять, контролировать, оценивать, применять, обобщать, формировать, излагать, приобретать, решать.
5. Составьте предложения с данными словами.
· Традиционно, практические, наглядные, словесные, делятся, методы обучения, на.
· Основная форма, урок, организация обучения, является, школа, в.
· Требует, в процессе, чтобы, принцип научности, учащиеся, обучения, овладевали, знания, научные.
· Уровни образования, начальное, неполное высшее, среднее, высшее, выделяют, в, образование, российский.
· Культурный, социальный, функции, образование, современный, выполняет, и.
6. Начните предложения.
· ... человек осваивает культурные ценности.
· ... выступают в качестве ведущих факторов общественного процесса.
· ... воспитание и обучение.
· ... понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
· ..., чтобы в процессе обучения учащиеся овладевали научными знаниями.
· ..., чтобы знания, умения и навыки были прочными.
· ... представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования.
· ... можно получить в колледже.
· ... принято делить на словесные, наглядные и практические.
7. Раскройте общие понятия.
· Основные понятия педагогики: воспитание, ..., ....
· Уровни образования в РФ: начальное, ..., ..., ....
· Высшие учебные заведения в РФ: институт, ..., ....
· Основные понятия дидактики: обучение, ..., ....
· Дидактические принципы: научность, ..., ....
· Виды наглядности: естественная, ..., ..., ....
· Формы организации процесса обучения: урок, ..., ..., ....
· Типы уроков: комбинированный, ..., ..., ....
· Типы лекций: вводная, ..., ..., ....
· Традиционные методы обучения: словесные, ..., ....
· Методы устного изложения: рассказ, ..., ....
· Наглядные методы: иллюстрации, ..., ....
· Практические методы обучения: упражнения, ..., ....
· Конкретные методы обучения: информационно-рецептивный, ..., ..., ....
8. Раскройте смысл терминов.
· Дидактика – это ...
· Обучение – это ...
· Урок – это ...
· Лекция – это ...
· Методы обучения – это ...
9. По материалам лекций 1–6 (ч. 2) составьте схемы (рис. 1–3) и заполните табл.1–3.
Таблица 1
Понятия педагогики
Смысл понятий педагогики | Основные понятия педагогики | |
Таблица 2
Дидактика как раздел педагогики
Смысл понятий дидактики | Основные понятия дидактики | |
Таблица 3
Традиционная система методов
Традиционные методы обучения (по источнику информации) | |||||||||
Дидактические принципы
......................................................................................................................
Рис. 1. Дидактические принципы
Формы организации процесса обучения
.................................................................................................................
Рис. 2. Формы организации процесса обучения
Типы уроков
............................................................................................................
Рис. 3. Типы уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дорогие зарубежные друзья! Сегодня люди во всем мире заново осмысливают роль психолого-педагогических проблем для судеб общества и его граждан. Человечество осознало, что эти проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о стилях поведения, о способах взаимодействия между людьми, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. Мы пришли к осознанию того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию мирового сообщества и высокий уровень его культурного развития.
Сегодня психологические и педагогические знания рассматриваются как составляющие культуры. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т. д. Педагогическая культура включает в себя как образованность, так и основные параметры развития личности. Психология и педагогика призваны помочь в создании благоприятных условий для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала. Образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности.
Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено не только для тех, кто решил стать педагогом, но и для тех, кто сам стремится стать воспитанным и образованным человеком и имеет желание оказать помощь в этом сложном процессе другим людям. Знание основ психологии и педагогики, изложенных в данной книге, может пригодиться молодым людям также для того, чтобы преодолеть трудности общения, быть готовыми к воспитанию и образованию своих детей, а возможно, и к педагогической деятельности. Для пособия отбиралась именно та информация, которая жизненно необходима каждому образованному и культурному человеку, живущему в современном многомерном и разнообразном мире, с разными культурно-воспитательными и образовательными традициями. Авторы старались не перегружать книгу материалом, стремясь выделить важнейшие понятия психологии и педагогики, сделав изложение как можно доступным для иностранных учащихся, обучающихся русскому языку в России.
Все, о чем говорилось в этой книге, возможно, позволит вам, дорогие зарубежные друзья, лучше понять роль и место психологических и педагогических явлений и процессов в жизни и развитии общества, в судьбах образующих его людей.
В добрый путь!
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
Психология
1. Психология как наука: предмет, задачи изучения. Этапы развития психологии как науки. Основные дисциплины современной психологии, изучающие психические явления.
2. Методы психологии: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование.
3. Сознание как высшая форма развития психики: группы психических явлений. Направления, рассматривающие развитие психики.
4. Сознание как высшая форма развития психики: зарождение и развитие сознания. Бессознательное.
5. Психические познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление.
6. Психические эмоционально-волевые процессы: эмоции, настроение, аффекты, чувства, страсть, стресс, воля.
7. Речь: её виды. Функции речи.
8. Личность. Психологические характеристики личности: темперамент, характер, способности, потребности, мировоззрение.
9. Деятельность. Компоненты деятельности.
10. Межличностные и межгрупповые отношения: типы межличностных отношений. Группа, виды групп.
Педагогика
1. Педагогика как наука: объект, предмет, цели изучения. Этапы формирования педагогики как науки. Связь педагогики с другими науками.
2. Педагогика как наука. Основные понятия педагогики: «образование», «обучение», «воспитание».
3. Образование как культурный феномен. Культурные функции, выполняемые образованием.
4. Образование как социальный феномен. Социальные функции, выполняемые образованием.
5. Образование как педагогическая система. Основные элементы образовательной системы Российской Федерации.
6. Дидактика как раздел педагогики. Система дидактических принципов. Принципы научности, наглядности, системности и последовательности.
7. Дидактика как раздел педагогики. Система дидактических принципов. Принципы сознательности, активности и самостоятельности, взаимосвязи теории и практики, доступности, прочности.
8. Формы организации процесса обучения. Структура и типы уроков. Структура и типы лекций.
9. Методы обучения. Классификации методов по основным этапам обучения, по ведущей деятельности учителя и учащихся и по источнику информации.
10. Методы обучения. Информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский методы и метод проблемного изложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Часть первая. Основы психологии .......................................... Занятие 1. Психология как наука ....................................................... Занятие 2. Сознание как высшая форма развития психики ........... Занятие 3. Психические процессы ..................................................... Занятие 4. Общение и речь ................................................................ Занятие 5. Психология личности. Особенности формирования личности .......................... Занятие 6. Межличностные и межгрупповые отношения ............ Задания для итогового повторения ................................................. Часть вторая. Основы педагогики ........................................... Занятие 1. Педагогика как наука: объект, предмет, цели изучения.Основные понятия педагогики ................................ Занятие 2. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен ........................................... Занятие 3. Образование как педагогическая система .................... Занятие 4. Дидактика как раздел педагогики. Система дидактических принципов ............................... Занятие 5. Формы организации учебной деятельности ................. Занятие 6. Методы обучения ............................................................. Задания для итогового повторения ................................................. Заключение…………………………………………………….. Вопросы к зачёту.................................................................................. |
УДК 159. 9 : 37. 01 (076. 5)
ББК Ю 9 + Ч 31
К 779
Рецензенты
Кафедра русского языка как иностранного
Дальневосточного государственного гуманитарного университета
(завкафедрой кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Набивачева);
Т. Н. Чернораева, кандидат филологических наук, доцент кафедры
«Связи с общественностью»
Хабаровской государственной академии экономики и права
Научный редактор доктор филологических наук,
профессор Л. Ф. Крапивник