Педагогический процесс

Любой процесс (от лат. processus — продвижение) означает движение вперед, последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-либо и представляет собой совокупность последовательных действий, направлен­ных на достижение определенного результата.

Термином «педагогический процесс» обозначается организованный в со­ответствии с требованиями педагогики учебно-воспитательный процесс, деятельность воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся. В пе­дагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологиче­ской сущности человека, к его социальной сущности, т. е. формирование личности. Целостность же, характеризующая внутреннее единство объек­та, его автономность, — объективное свойство предметов внешнего мира. Таким образом, целостный педагогический процесс — это весь процесс всестороннего развития личности, включающий:

• процесс обучения как приобретение системы знаний, умений и навы­ков, а также определенной суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;

• процесс воспитания как целенаправленное формирование социальных и духовных отношений, интеллектуальных, духовных и физических сил человека;

• процесс развития как количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловлен­ный влиянием внешних и внутренних факторов.

Принцип целостности, с точки зрения ряда авторов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), реализуется в определении правильного соотношения зна­ний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представле­ний о мире и способах его изменения.

Необходимо отметить, что содержание понятия «целостный педагогиче­ский процесс» менялось вместе с развитием мировой и отечественной дидактики и теории воспитания.

И. Ф. Гербарт считал, что цель воспитания — формирование морально сильных характеров, где особая роль отводится воспитывающему обуче­нию, которое не только передает учащимся знания, но увязывает и объ­единяет эти знания с развитием чувств и воли. Концепция Гербарта санк­ционировала интеллектуальный характер обучения, пренебрегала форми­рованием и развитием самостоятельной деятельности учащихся, весь процесс обучения подчинялся процессу преподавания. В отличие от гербартовской дидактики прагматическая концепция (О. Декроли, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи и др.) поставила во главу угла органи­зацию самостоятельной работы учащихся, выдвигалось требование созда­ния такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект и чувства.

В российской педагогике проводником идеи единства обучения и воспи­тания был К. Д. Ушинский. «Ученье, — писал он, — есть могущественный орган воспитания... Все в школе и в преподавании должно быть нравствен­но, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях». В даль­нейшем концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, Л. В. Занков и др.) ставила целью достижение более высокой эф­фективности обучения для общего развития школьника на принципах обучения на высоком уровне трудности и быстрого темпа изучения про­граммного материала.

Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение, воспитание и развитие в единстве. В определенном смысле педагогиче­ский процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответ­ствии со своей спецификой выделяет в учебно-воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и другого, воспитательного аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе ди­дактического анализа обучения разработать средства реализации его вос­питательной функции.

Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определенных знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования не­обходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обес­печивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретаемые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработ­ки определенных критериев оценки различных природных, обществен­ных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как дру­гих людей, так и своих собственных, таким образом они влияют на про­цесс формирования общественно значимых позиций и убеждений.

Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках ко­торых у учащихся отдельно формируются и развиваются определенные качества, с одной стороны, и передаются знания, умения и навыки — с дру­гой. Мы говорим о едином и целостном педагогическом процессе.

Ю. К. Бабанский выделяет следующие свойства и закономерности целост­ного педагогического процесса. Педагогический процесс:

• взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованно­сти способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности ак­тивизирует образовательное влияние целостного процесса;

• создает возможности для взаимопроникновения методов обучения и воспитания;

• ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в еди­ный общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников.

Наши рекомендации