Педагогический процесс
Любой процесс (от лат. processus — продвижение) означает движение вперед, последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-либо и представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.
Термином «педагогический процесс» обозначается организованный в соответствии с требованиями педагогики учебно-воспитательный процесс, деятельность воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся. В педагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологической сущности человека, к его социальной сущности, т. е. формирование личности. Целостность же, характеризующая внутреннее единство объекта, его автономность, — объективное свойство предметов внешнего мира. Таким образом, целостный педагогический процесс — это весь процесс всестороннего развития личности, включающий:
• процесс обучения как приобретение системы знаний, умений и навыков, а также определенной суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;
• процесс воспитания как целенаправленное формирование социальных и духовных отношений, интеллектуальных, духовных и физических сил человека;
• процесс развития как количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.
Принцип целостности, с точки зрения ряда авторов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), реализуется в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
Необходимо отметить, что содержание понятия «целостный педагогический процесс» менялось вместе с развитием мировой и отечественной дидактики и теории воспитания.
И. Ф. Гербарт считал, что цель воспитания — формирование морально сильных характеров, где особая роль отводится воспитывающему обучению, которое не только передает учащимся знания, но увязывает и объединяет эти знания с развитием чувств и воли. Концепция Гербарта санкционировала интеллектуальный характер обучения, пренебрегала формированием и развитием самостоятельной деятельности учащихся, весь процесс обучения подчинялся процессу преподавания. В отличие от гербартовской дидактики прагматическая концепция (О. Декроли, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи и др.) поставила во главу угла организацию самостоятельной работы учащихся, выдвигалось требование создания такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект и чувства.
В российской педагогике проводником идеи единства обучения и воспитания был К. Д. Ушинский. «Ученье, — писал он, — есть могущественный орган воспитания... Все в школе и в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях». В дальнейшем концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, Л. В. Занков и др.) ставила целью достижение более высокой эффективности обучения для общего развития школьника на принципах обучения на высоком уровне трудности и быстрого темпа изучения программного материала.
Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение, воспитание и развитие в единстве. В определенном смысле педагогический процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответствии со своей спецификой выделяет в учебно-воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и другого, воспитательного аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе дидактического анализа обучения разработать средства реализации его воспитательной функции.
Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определенных знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования необходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обеспечивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретаемые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определенных критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как других людей, так и своих собственных, таким образом они влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений.
Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках которых у учащихся отдельно формируются и развиваются определенные качества, с одной стороны, и передаются знания, умения и навыки — с другой. Мы говорим о едином и целостном педагогическом процессе.
Ю. К. Бабанский выделяет следующие свойства и закономерности целостного педагогического процесса. Педагогический процесс:
• взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательное влияние целостного процесса;
• создает возможности для взаимопроникновения методов обучения и воспитания;
• ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников.