Министерство образования и науки российской федерации
Термин родства:
мама, папа, баба-бабушка, деда – дедушка, тетя – женщина,
дядя – мужчина, ляля – маленький ребенок, девочка, мальчик.
Птицы и животные:
мяу, киса, котя – кошка; ав-ав, гав-гав, бака, бабака – соба-
ка; ку-ка-ре-ку, петусек – петух; ко-ко, куичка – курочка, кар-
кар – ворона, иго-го, тпру – лошадь; га-га, гось – гусь
Природные явления:
кап-кап – дождь, вода; бах – гром
Игрушки:
ляля – кукла, мячик; миска – мишка
Еда:
ам-ам, ням-ням – еда; пить, каша, суп, чай, молоко, млако –
молоко, гумму, гурец – огурец, пасоль – фасоль
Одежда, обувь:
платье, тапки, тапи – тапки; ботинки, штаны, пуговица;
шапка, сапка – шапка
Транспорт:
би-би, бибика, масина – машина; атобус – автобус; трамвай,
транвай – трамвай
Предметы в доме:
тиси – часы, але – телефон, сося – соска
Оценочные прилагательные:
большой, маленький, хороший, плохой, бяка – плохой, грустный, красивый
Некоторые действия, намерения и состояния:
дай, на, тук-тук – стучать; бай-бай, а-а – спать, куп-куп – купаться, бо-бо – больно
Этикетные слова:
здравствуй, пока – до свиданья, спасибо, пасибо – спасибо
Эти группы слов из детской речи можно еще дополнить некоторыми разрядами, но все они обладают следующими признаками:
– простота фонетической структуры;
– доступность для артикуляции в младшем возрасте;
– мотивированность звуковой формы.
Особое место в начальном лексиконе ребенка занимают так называемые протослова. Это в основном звукокомплексы, возникшие, видимо, на базе слов языка взрослых его носителей, но преобразованные детьми до неузнаваемости. Протослова имеют, как правило, предметную соотнесенность.
Пример:
Так, Андрюша А. (1 год) употреблял звукокомплекс бав в следующих значениях: когда у него что-то падало, когда падал он или когда случалось что-нибудь неприятное.
Один мальчик обозначал звукокомплексом даны не только звонок, но и часы, телефон, колокольчик. Одна девочка звукокомлексом му называла корову и большую птицу, в то время как маленькую корову она называлы ау.
Другая девочка называла собаку ва-ва, но большую собаку она называла, как и корову, му.
Для одного ребенка звукокомплексом ки-ки обозначается не только кошка, но вата, и вообще все мягкое. Для другого ва – это и белая плюшевая собачка, и муфта, и живой кот, и меховая шуба отца.
Одним звукокомплексом иногда обозначаются противоположные явления: бу значит и потушить и зажечь свечу, л′а – приходить и уходить.
Гуляя с девочкой двух лет у реки, папа нашел прутик и спросил: «Инна, что это?» Ее ответ: «Пака» (палка). Тогда он бросил прутик вверх, в небо. «Что это?» – спросил он. «Т′ипка ́ » (птичка), – последовал ответ. Прутик, в это время описавший своеобразную траекторию, упал в реку. Девочка с плачем потребовала: «Дай ыпка ́ » («дай рыбку»). Она силой потащила его к реке и, указывая рукой на плавающий прутик, требовала: «Дай ыпка ́ ». Предмет в течение каких-нибудь двух минут получил три различных названия. Это объясняется тем, что в сознании ребенка название предмета еще не получило своей обычной для нас константности: оно изменялось в сознании ребенка соответственно той функции, которую выполнял предмет. От функции к предмету – таков путь осмысления ребенком слова. Поэтому «прутик», который находился в руках, в воздухе или в воде, может быть соответственно назван пака, т′ипка и ыпка. Как видно из этих примеров своеобразного полисемантизма звукокомплексов, слово еще не стало лексической единицей, еще не приобрело в сознании ребенка предметную закрепленность, т.е. не развило в себе лексического значения. После двух лет, по мнению психолингвистов, речь стремительно вытесняет коммуникацию с помощью протослов, протоязыка, усложняется структура языковой компетенции и начинает формироваться вербальное мышление. А это предполагает развитие семантического компонента языковой способности ребенка. Л.С. Выготский утверждал: «Всякое значение слова обобщает». В тот момент, когда ребенок усвоил новое слово, связанное с определенным значением, развитие слова не закончилось, а только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа, и только по мере своего развития ребенок переходит от обобщения элементарного к все более и более высоким типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий. Таким образом, значение каждого слова в сознании ребенка проходит своеобразный путь развития, несколько стадий становления:
– ситуативную закрепленность;
– предметную соотнесенность;
– формирование значения слова.
Конечно, на раннем этапе онтогенеза следует говорить о спонтанных, житейских, наивных значениях лексических единиц, их понятийное содержание разовьется на более высокой ступени формирования языковой личности. Традиционная точка зрения трактует появление слова в лексиконе как установление ассоциативной связи между словом и обозначаемым предметом. Эта точка зрения была подвергнута проверке в экспериментах, где изучалась возможность младенца ассоциировать звук с определенным зрительным впечатлением. Эксперименты показали, что такая способность существует у младенца задолго до времени появления слов. Однако ее одной оказывается недостаточно для возникновения слова как символа, т.е. в его полноценной функции. Подлинное слово появляется тогда, когда младенец приходит к пониманию того, что словами люди хотят направить его на что-то; хотят, чтобы он понял что-то, произвел те или иные действия. Это и есть понимание интециональной стороны речи. Осмысленность услышанной речи возникает у маленького ребенка тогда, когда слово включается в контекст понятного действия. А действенность слова в том и состоит, что оно выражает интенции говорящего. Как правило, дети, не слышат и не употребляют изолированных слов: слова усваиваются как часть целых высказываний, речевых актов. Когда ребенок начинает сам выражать отдельными словами свои интенции, его первые слова представляют собой скрытые целостные предложения, «голофразы». Мяч – означает Хочу получить мяч); словом сундук обозначатся, что вещь упала за сундук и т.п.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО « Кубанский Государственный университет »
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики