Тема 2. Научный аппарат исследования. Организация и техника педагогического исследования

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Педагогический факультет

Кафедра теории и истории педагогики

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

Факультатив (Основы исследовательской деятельности)

Направление 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки – Начальное образование.

Начальное образование, дополнительный профиль – иностранный язык

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Педагогический факультет

1 курс, 2 семестр

Форма обучения - очная

Москва, 2011

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Педагогический факультет

Кафедра теории и истории педагогики

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

Факультатив (основы исследовательской деятельности)

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

Форма обучения очная

Общая трудоемкость дисциплины 36 часов

1 зачетная единица

Семинары / практические занятия 18 часов

Самостоятельная работа 18 часов

Москва, 2011

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры теории и истории педагогики, протокол № 5, от 15 декабря 2011г.

Заведующий кафедрой: (подпись) А.Я. Данилюк

Составитель: (подпись) Н.П. Павлова

Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

Описание учебно-методического комплекса

Методические рекомендации и план изучения данного курса составлены в соответствии с учебной программой дисциплины. Содержат виды учебной работы и их трудоемкость, тематический план учебной дисциплины, вопросы для изучения по каждой теме с их конкретным содержанием, примерную тематику курсовых работ, список рекомендуемой литературы.

Виды учебной работы и их трудоемкость

Основы исследовательской деятельности изучаются во 2 семестре в объеме 36 часов, 1 зачетная единица; из них 18 часов аудиторных занятий, 18 часов отводится на внеаудиторную самостоятельную работу.

План учебной дисциплины

Тема Семинарские занятия Сам. Работа
Тема 1: Учебно-исследовательская работа студентов как важный компонент их профессиональной подготовки в сфере образования. Методология научного исследования.      
Тема 2. Научный аппарат исследования. Организация и техника педагогического исследования.  
Тема 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования.  
Тема 4. Курсовая работа как форма учебной научно-исследовательской работы студентов.  
Тема 5. Выпускная квалификационная (дипломная) работа.  
Всего:

Тематический план освоения учебной дисциплины

Тема 1: Учебно-исследовательская работа студентов как важный компонент их профессиональной подготовки в сфере образования. Методология научного исследования.

Научно-исследовательская и учебная работа в вузе; их взаимосвязь. НИР преподавателей и НИР студентов. Студенческое научное общество и его основные задачи. Методы и формы работы СНО на факультете. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности учителя начальных классов. Источники получения информации различного типа. Особенности составления конспектов. Аннотация. Конспект. Отзыв. Реферат. Рецензия.

Понятие методологии. Отечественный и зарубежный подходы к определению методологии науки. Основные функции методологии. Понятие методологии как системы принципов и методов исследования.

Практическое задание к теме: Составление аннотаций и рецензий на научные источники (научную статью, методическое пособие, практические рекомендации). Подготовка реферата, конспектов.

Тема 2. Научный аппарат исследования. Организация и техника педагогического исследования.

Определение проблемы исследования. Противоречие между знанием и незнанием – источник возникновения проблемы. Проблема – не просто незнание, а знание о незнании. Проблемная ситуация – противоречивая обстановка, где заключается проблема. Проблемы научные и практические. Решение научной проблемы как способ получения принципиально нового знания. Решение практической проблемы как способ разработки новых организационных форм педагогической работы. Новых методов, приемов и средств. Проблемы глобальные и локальные; воспитательные, дидактические, методические, психологические, психолого-педагогические.

Актуальность проблемы. Способы обнаружения актуальных педагогических проблем: знание школьной практики, знание педагогической теории, интуиция учителя – исследователя. Роль творческих дискуссий в выявлении актуальных проблем психологии, педагогики, методики. Актуальная проблема как связующее звено между прошлым и будущим. Осознание проблемы как жизненного противоречия.

Тема и проблема исследования. Формулирование темы исследования. Нейтральные и проблемные формулировки темы исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Гипотеза исследования. Выдвижение и проверка гипотезы в педагогическом исследовании.

Цель и задачи исследования. Взаимосвязь цели и гипотезы в исследовании. Объект, предмет гипотеза и задачи исследования. Логика их определения.

Методы исследования. Понятие научного метода. Методы психолого-педагогического исследования. Определение метода исследования. Задачи и методы исследования; их взаимосвязь.

Практическое задание к теме: Выбор темы и отработка научного аппарата по выбранной проблеме.

Наши рекомендации