Тема 2. Научный аппарат исследования. Организация и техника педагогического исследования
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Педагогический факультет
Кафедра теории и истории педагогики
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины
Факультатив (Основы исследовательской деятельности)
Направление 050100 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки – Начальное образование.
Начальное образование, дополнительный профиль – иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Педагогический факультет
1 курс, 2 семестр
Форма обучения - очная
Москва, 2011
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Педагогический факультет
Кафедра теории и истории педагогики
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины
Факультатив (основы исследовательской деятельности)
Часть II. Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины
Форма обучения очная
Общая трудоемкость дисциплины 36 часов
1 зачетная единица
Семинары / практические занятия 18 часов
Самостоятельная работа 18 часов
Москва, 2011
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры теории и истории педагогики, протокол № 5, от 15 декабря 2011г.
Заведующий кафедрой: (подпись) А.Я. Данилюк
Составитель: (подпись) Н.П. Павлова
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
Описание учебно-методического комплекса
Методические рекомендации и план изучения данного курса составлены в соответствии с учебной программой дисциплины. Содержат виды учебной работы и их трудоемкость, тематический план учебной дисциплины, вопросы для изучения по каждой теме с их конкретным содержанием, примерную тематику курсовых работ, список рекомендуемой литературы.
Виды учебной работы и их трудоемкость
Основы исследовательской деятельности изучаются во 2 семестре в объеме 36 часов, 1 зачетная единица; из них 18 часов аудиторных занятий, 18 часов отводится на внеаудиторную самостоятельную работу.
План учебной дисциплины
Тема | Семинарские занятия | Сам. Работа |
Тема 1: Учебно-исследовательская работа студентов как важный компонент их профессиональной подготовки в сфере образования. Методология научного исследования. | ||
Тема 2. Научный аппарат исследования. Организация и техника педагогического исследования. | ||
Тема 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования. | ||
Тема 4. Курсовая работа как форма учебной научно-исследовательской работы студентов. | ||
Тема 5. Выпускная квалификационная (дипломная) работа. | ||
Всего: |
Тематический план освоения учебной дисциплины
Тема 1: Учебно-исследовательская работа студентов как важный компонент их профессиональной подготовки в сфере образования. Методология научного исследования.
Научно-исследовательская и учебная работа в вузе; их взаимосвязь. НИР преподавателей и НИР студентов. Студенческое научное общество и его основные задачи. Методы и формы работы СНО на факультете. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности учителя начальных классов. Источники получения информации различного типа. Особенности составления конспектов. Аннотация. Конспект. Отзыв. Реферат. Рецензия.
Понятие методологии. Отечественный и зарубежный подходы к определению методологии науки. Основные функции методологии. Понятие методологии как системы принципов и методов исследования.
Практическое задание к теме: Составление аннотаций и рецензий на научные источники (научную статью, методическое пособие, практические рекомендации). Подготовка реферата, конспектов.
Тема 2. Научный аппарат исследования. Организация и техника педагогического исследования.
Определение проблемы исследования. Противоречие между знанием и незнанием – источник возникновения проблемы. Проблема – не просто незнание, а знание о незнании. Проблемная ситуация – противоречивая обстановка, где заключается проблема. Проблемы научные и практические. Решение научной проблемы как способ получения принципиально нового знания. Решение практической проблемы как способ разработки новых организационных форм педагогической работы. Новых методов, приемов и средств. Проблемы глобальные и локальные; воспитательные, дидактические, методические, психологические, психолого-педагогические.
Актуальность проблемы. Способы обнаружения актуальных педагогических проблем: знание школьной практики, знание педагогической теории, интуиция учителя – исследователя. Роль творческих дискуссий в выявлении актуальных проблем психологии, педагогики, методики. Актуальная проблема как связующее звено между прошлым и будущим. Осознание проблемы как жизненного противоречия.
Тема и проблема исследования. Формулирование темы исследования. Нейтральные и проблемные формулировки темы исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Гипотеза исследования. Выдвижение и проверка гипотезы в педагогическом исследовании.
Цель и задачи исследования. Взаимосвязь цели и гипотезы в исследовании. Объект, предмет гипотеза и задачи исследования. Логика их определения.
Методы исследования. Понятие научного метода. Методы психолого-педагогического исследования. Определение метода исследования. Задачи и методы исследования; их взаимосвязь.
Практическое задание к теме: Выбор темы и отработка научного аппарата по выбранной проблеме.