Дебаты будут проходить в рамках формы, предложенной К. Поппером
О1 | О2 | О3 | У1 | У2 | У3 |
Ф.И. курс | Ф.И. курс | Ф.И. курс | Ф.И. курс | Ф.И. курс | Ф.И. курс |
Методические рекомендации к теме:
К истории вопроса…
Традиционная семья в современном обществе – утопия?
Задание: Выполнить осмысление современного состояния семьи.
Составьте трехчастный дневник, работая с приложением 1.
Семья – колыбель человечества.
Брак – чудо на Земле.
Приложение 1
История семейных отношений в контексте многовековой истории человечества достаточно сложна и многообразна, учеными выделены основные периоды развития семейных отношений. Представим их в следующей таблице.
Таблица 1.
Исторические типы семейных взаимоотношений по О. Мачехиной
(Мачехина О. Семья в современном мире // Воспитание школьников. –2003 – №4.– С.33-39)
Модель семьи | Исторический период развития социальных взаимоотношений |
групповой брак внутри общины полигамия | Переход от Homo habilis к Homo sapiens |
многоженство матриархат | Период собирательства как основного занятия |
патриархат парный брак | Охота как один из основных источников обеспечения жизни Переход к скотоводству и земледелию |
патриархальная семья моногамия | Классический пример – «римская семья» |
церковный брак (неравномерное положение супругов в семье) | Средневековье |
добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью | Начало эпохи Нового времени – XX век |
появление разнообразных моделей семьи | С середины XX века |
Сегодня, в начале XXI века, появилось достаточно большое количество моделей современной семьи. Существующие в современном мире модели семьи:
¾ традиционная семья (самая распространенная – 67% от общей численности семей). Основная характеристика: законно фиксированные отношения;
¾ «гражданский брак» (12%), т.е. отказ от формальной регистрации отношений;
¾ «неполная семья» (8%, имеется тенденция роста), когда мать или отец воспитывают ребенка или нескольких детей одни;
¾ ограниченная временем семья (5%) – по предварительной договоренности брак заключается на время;
¾ встречающаяся семья (3%) – люди зарегистрированы, но живут отдельно;
¾ прерывающийся брак (3%) – супруги живут вместе, но считают допустимыми временные разъезды на любой срок;
¾ мусульманская семья (1,5%) – муж обладает правом иметь несколько жен, обеспечивая высокий уровень их жизни и оставаясь бесспорным главой семьи;
¾ шведская семья (1,5%) – совместное проживание нескольких мужчин и женщин;
¾ свингерство – вид шведской семьи, характеризующийся совместным проживанием двух (и более семейных пар)
(Семья в современном мире // Воспитание школьников. – 2003.- №4.- С.33-38, С. 35).
Современные исследования показывают, что в настоящее время семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильные семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка, так же массовый всего приемники - распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Приложение 2
Мы рекомендуем использовать глубокое исследование семьи, проведенное В.Н. Дружинином (В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с.), особое внимание нас привлекают главы, посвященные анализу структуры семьи и развитию семейных отношений в христианской цивилизации. Предлагаем на первом этапе осмысления поработать с социальной психологией семьи, определить, зачем же нужна семья, ее функции (В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – С. 8-39)
Задание: Составьте кластерный анализ основных функций и ролей в семье. (Приложение3)
Приложение 3
КЛАСТЕР
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Вид кластера:
Составление кластера позволяет участнику мастерской свободно и открыто думать по поводу, какой – либо темы, идеи. Очень важно найти тему, идею, проблему, которая заинтересует, приведет их действиям.
Для поиска идей необходимо использовать метод мозговой атаки - «единственный способ обрести идею – это иметь много идей» (Лайнус Полинг, Нобелевский лауреат).
Метод мозгового штурмаиспользуется длясоздания банка идей, возможных решений проблемы. В мозговом штурме распределяются роли: ведущий, секретарь, участники. Разъяснение их функций. Затем «собираются» идеи приемами: свободное плавание, мысли по кругу, атака вслепую, наглядный штурм. Принимаются любые предложения, критика, и комментирование не допускаются. Приветствуется коллективное обсуждение, где легче найти рациональное решение.
Приложение 4
Методические рекомендации для выполнения задания на этапе реконструкции
Информационный источник: В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с.
Используя предложенные источники информации (работа в группах 3-4 человека, или индивидуальная) составить кластерный анализ (Приложение 3) рассматриваемой проблемы: «Типы семьи в европейской культуре»
1. Языческая семья (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.46-51). В ходе работы с данным материалом следует сосредоточить свое внимание на следующем круге вопросов:
1.Роль женщины в славянском язычестве? ___________________________
2.Степень обладания женщиной свободой в славянском язычестве?
3.Имела ли женщина возможность развода? Аргументируйте.
4.Какова роль «большухи» в семье?
5. Исторические истоки страха «перед женщинами»?
6. Каково влияние социоэкономической системы и структуры домохозяйства на воспитание детей? В чем оно проявляется? Приведите аргументы.
7. Выделите стили (6) воспитания и взаимоотношения родителей и детей в истории по Л. Демоз
8. В чем заключалась свобода ребенка в эпоху средневековья?
2.Общехристианская модель семьи (Дружинин В.Н. Психология семьи. С. 51-62)
1. Каков принцип власти и кто несет большую долю ответственности в идеальной божественной семье?
2. Кому принадлежит власть в семье с точки зрения мировых религий? Кто доминирует в семье?
3. Отношение к ребенку в общехристианской модели семьи?
3.Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
(Дружинин В.Н. Психология семьи. С.63-72)
3.1 Двоеверие – это?
3.2 Сравнительная таблица
Вопросы | Семья в православной культуре | Семья в культуре католицизма |
1.Человек – это… | ||
2. Источники из которых мы черпаем информацию | ||
3.Роль женщины | ||
4.Роль мужчины | ||
5. Отношение к детям |
4.Семейные отношения в католицизме и протестантизме. Отношение в семье к сыну и к дочери. (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.72-85)
Если ортодоксальное христианство – религия семьи, то протестантизм – религия ___________________?
Сравнительная таблица
Вопросы | В культуре католицизма | В протестантизме |
1.Основной культ – это… | ||
2. Источники, из которых мы черпаем информацию | ||
3.Роль женщины | ||
4.Роль мужчины | ||
5. Воспитание дочери | ||
6.Воспитание сына |
5.Семья в советской России: гибель и воскрешение (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.85-95)
1.Семья в преставлении классиков марксизма.
2. Советская семья – это
3. Доминирование в советской семье, лидерство
4.Характеристика мужчины в советской семье
5. Характеристика женщины в советской семье
6. Существовал ли в России классический патриархат в семье?
7. Модель брака после революции 1917 г.
8. Отношения к детям в семье. На ком лежит основная доля ответственности за семью в советский период?
9. Возможности и перспективы эволюции семьи в эпоху демократии и рыночных отношений? Какой вид может принять современная российская семья?