Дебаты будут проходить в рамках формы, предложенной К. Поппером

О1 О2 О3 У1 У2 У3
Ф.И. курс Ф.И. курс Ф.И. курс Ф.И. курс Ф.И. курс Ф.И. курс
           
           
           
           
           
           

Методические рекомендации к теме:

К истории вопроса…

Традиционная семья в современном обществе – утопия?

Задание: Выполнить осмысление современного состояния семьи.

Составьте трехчастный дневник, работая с приложением 1.

Семья – колыбель человечества.

Брак – чудо на Земле.

Приложение 1

История семейных отношений в контексте многовековой истории человечества достаточно сложна и многообразна, учеными выделены основные периоды развития семейных отношений. Представим их в следующей таблице.

Таблица 1.

Исторические типы семейных взаимоотношений по О. Мачехиной

(Мачехина О. Семья в современном мире // Воспитание школьников. –2003 – №4.– С.33-39)

Модель семьи Исторический период развития социальных взаимоотношений
групповой брак внутри общины полигамия Переход от Homo habilis к Homo sapiens
многоженство матриархат Период собирательства как основного занятия
патриархат парный брак Охота как один из основных источников обеспечения жизни Переход к скотоводству и земледелию
патриархальная семья моногамия Классический пример – «римская семья»
церковный брак (неравномерное положение супругов в семье) Средневековье
добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью Начало эпохи Нового времени – XX век
появление разнообразных моделей семьи С середины XX века

Сегодня, в начале XXI века, появилось достаточно большое количество моделей современной семьи. Существующие в современном мире модели семьи:

¾ традиционная семья (самая распространенная – 67% от общей численности семей). Основная характеристика: законно фиксированные отношения;

¾ «гражданский брак» (12%), т.е. отказ от формальной регистрации отношений;

¾ «неполная семья» (8%, имеется тенденция роста), когда мать или отец воспитывают ребенка или нескольких детей одни;

¾ ограниченная временем семья (5%) – по предварительной договоренности брак заключается на время;

¾ встречающаяся семья (3%) – люди зарегистрированы, но живут отдельно;

¾ прерывающийся брак (3%) – супруги живут вместе, но считают допустимыми временные разъезды на любой срок;

¾ мусульманская семья (1,5%) – муж обладает правом иметь несколько жен, обеспечивая высокий уровень их жизни и оставаясь бесспорным главой семьи;

¾ шведская семья (1,5%) – совместное проживание нескольких мужчин и женщин;

¾ свингерство – вид шведской семьи, характеризующийся совместным проживанием двух (и более семейных пар)

(Семья в современном мире // Воспитание школьников. – 2003.- №4.- С.33-38, С. 35).

Современные исследования показывают, что в настоящее время семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильные семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка, так же массовый всего приемники - распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Приложение 2

Мы рекомендуем использовать глубокое исследование семьи, проведенное В.Н. Дружинином (В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с.), особое внимание нас привлекают главы, посвященные анализу структуры семьи и развитию семейных отношений в христианской цивилизации. Предлагаем на первом этапе осмысления поработать с социальной психологией семьи, определить, зачем же нужна семья, ее функции (В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – С. 8-39)

Задание: Составьте кластерный анализ основных функций и ролей в семье. (Приложение3)

Приложение 3

КЛАСТЕР

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Вид кластера:

Дебаты будут проходить в рамках формы, предложенной К. Поппером - student2.ru

Составление кластера позволяет участнику мастерской свободно и открыто думать по поводу, какой – либо темы, идеи. Очень важно найти тему, идею, проблему, которая заинтересует, приведет их действиям.

Для поиска идей необходимо использовать метод мозговой атаки - «единственный способ обрести идею – это иметь много идей» (Лайнус Полинг, Нобелевский лауреат).

Метод мозгового штурмаиспользуется длясоздания банка идей, возможных решений проблемы. В мозговом штурме распределяются роли: ведущий, секретарь, участники. Разъяснение их функций. Затем «собираются» идеи приемами: свободное плавание, мысли по кругу, атака вслепую, наглядный штурм. Принимаются любые предложения, критика, и комментирование не допускаются. Приветствуется коллективное обсуждение, где легче найти рациональное решение.

Приложение 4

Методические рекомендации для выполнения задания на этапе реконструкции

Информационный источник: В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с.

Используя предложенные источники информации (работа в группах 3-4 человека, или индивидуальная) составить кластерный анализ (Приложение 3) рассматриваемой проблемы: «Типы семьи в европейской культуре»

1. Языческая семья (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.46-51). В ходе работы с данным материалом следует сосредоточить свое внимание на следующем круге вопросов:

1.Роль женщины в славянском язычестве? ___________________________

2.Степень обладания женщиной свободой в славянском язычестве?

3.Имела ли женщина возможность развода? Аргументируйте.

4.Какова роль «большухи» в семье?

5. Исторические истоки страха «перед женщинами»?

6. Каково влияние социоэкономической системы и структуры домохозяйства на воспитание детей? В чем оно проявляется? Приведите аргументы.

7. Выделите стили (6) воспитания и взаимоотношения родителей и детей в истории по Л. Демоз

8. В чем заключалась свобода ребенка в эпоху средневековья?

2.Общехристианская модель семьи (Дружинин В.Н. Психология семьи. С. 51-62)

1. Каков принцип власти и кто несет большую долю ответственности в идеальной божественной семье?

2. Кому принадлежит власть в семье с точки зрения мировых религий? Кто доминирует в семье?

3. Отношение к ребенку в общехристианской модели семьи?

3.Семья в русской православной культуре и культуре католицизма

(Дружинин В.Н. Психология семьи. С.63-72)

3.1 Двоеверие – это?

3.2 Сравнительная таблица

Вопросы Семья в православной культуре Семья в культуре католицизма
1.Человек – это…    
2. Источники из которых мы черпаем информацию    
3.Роль женщины    
4.Роль мужчины    
5. Отношение к детям    

4.Семейные отношения в католицизме и протестантизме. Отношение в семье к сыну и к дочери. (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.72-85)

Если ортодоксальное христианство – религия семьи, то протестантизм – религия ___________________?

Сравнительная таблица

Вопросы В культуре католицизма В протестантизме
1.Основной культ – это…    
2. Источники, из которых мы черпаем информацию    
3.Роль женщины    
4.Роль мужчины    
5. Воспитание дочери    
6.Воспитание сына    

5.Семья в советской России: гибель и воскрешение (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.85-95)

1.Семья в преставлении классиков марксизма.

2. Советская семья – это

3. Доминирование в советской семье, лидерство

4.Характеристика мужчины в советской семье

5. Характеристика женщины в советской семье

6. Существовал ли в России классический патриархат в семье?

7. Модель брака после революции 1917 г.

8. Отношения к детям в семье. На ком лежит основная доля ответственности за семью в советский период?

9. Возможности и перспективы эволюции семьи в эпоху демократии и рыночных отношений? Какой вид может принять современная российская семья?

Наши рекомендации