Задания для контрольной работы по дисциплине
«Социальная педагогика»
Уважаемые студенты! Контрольные работы необходимо выполнить в виде реферата, по заданному плану и подготовить презентацию. На сессию необходимо принести реферат на бумажном носителе. Защита реферата состоится во время сессии на основе презентации.
Объем контрольной работы должен составлять 15-20 печатных листов А4 (верхнее и нижнее поля – 2,5 см., левое поле – 3 см., правое поле – 2 см., кегль 14, интервала 1,5). При использовании в тексте выдержек из источников необходимо делать сноски, указывая Ф.И.О. автора, точное наименование источника, место и год издания, страницу.
При подготовке презентаций на слайдах необходимо поместить фотографии ученых, схемы с комментариями (10-12слайдов)
1.Десоциализация как проблемный способ социализации, следствие социального кризиса, нарушение социальных отношений. Ребенок и маргинальные общности, тоталитарные секты, криминальные объединения. Формы социальной патологии. Детские безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, токсикомания, наркомания, преступность как явления социальной патологии детства. Место социального воспитания и социальной поддержки в осмыслении и преодолении социальных патологий.2.Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях.
3.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Социализирующие функции и механизмы.
4.Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы. Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.
5.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.
6.Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально- психологические особенности и различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке.
7.Региональные условия- географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации.
8.Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных поло-возрастных и социальных групп населения.
9.Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений. Имплицитные концепции личности и воспитания.
10.Общество как политико-социологическое явление. Поло-возрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политические структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации.
11.Государство как политико-юридическое явление. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации. Относительно целенаправленная политика государства по социализации граждан.Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо- и микрофакторы.
12.Космос и его влияние на жизнь землян.Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.Глобальные проблемы, их влияние на социализацию.
13.Социальное воспитание как продукт исторического развития иотносительно целенаправленной деятельности общества и государства. Функции социального воспитания: способствовать преемственности и обновлению культуры, устойчивому развитию человека и общества; адаптация человека к меняющейся социокультурной ситуации на различных этапах развития общества и индивидуального жизненного пути; помощь социально незащищенным категориям людей.
14.Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.Социальное воспитание и его задачи в стабильном и нестабильном обществах.
15.Целенаправленное развитие человека в институтах воспитания как объект социального воспитания: решение возрастных задач как процесс развития; возможности институтов воспитания для планомерного создания условий решения естественно- культурных, социально- культурных и социально-психологических задач.
16.Личность как индивидуальный субъект социального воспитания: потребности, отношение к миру и с миром; к себе и с собой; креативность.Коллектив как групповой субъект социального воспитания; формализованная и неформализованная система отношений; жизнедеятельность коллектива как процесс проигрывания социальной роли его членами, база накопления ими социального опыта, арена самореализации и самоутверждения.
17.Институты воспитания и органы управления социальным воспитанием как социальные субъекты воспитания. Их функции, субординационные и координационные связи.Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания
18.Структура взаимодействия субъектов социального воспитания: цели, нормы и ценности, средства, ситуация.Взаимодействие индивидуальных субъектов социального воспитания: функционально-ролевое и эмоционально-межличностное (по целям); средствам (вербальные, предметные, кинестетические, тактильные); парные, групповые, межгрупповые, массовые формы организации; стратегии (кооперативное и конкурентное); продукт (принятые и выработанные нормы и ценности); результат- развитие личности.
19.Система социального воспитания, иерархия ее уровней; автономия уровней и субординационные связи между ними. Элементы системы социального воспитания: государственные, общественные, общественно-государственные институты воспитания; институты государства и общества, для которых воспитание является дополнительной к основной функции (предприятия, учреждения и пр.), их автономность, характер связей между ними..Современное состояние системы социального воспитания в нашей стране: реальные возможности и ближайшие перспективы ее развития.
20.Принцип природосообразности: появление идеи, формулирование принципа, современная трактовка.Принцип культуросообразности: появление идеи, формулирование принципа, современная трактовка, специфика содержания и реализации в современной России. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности: появление идеи, три подхода к его трактовке в новое время, современная трактовка.Принцип дополнительности в социальном воспитании: сущность принципа, педагогическая интерпретация общеметодологического принципа.
21.Понятие о ценностях. Взаимосвязь ценностей социального воспитания с социально- политической системой и идеологией общества.
Базовые ценности социального воспитания в демократическом обществе: вера в ценность, достоинство и творческую потенцию каждого человека; право человека иметь собственное мнение и убеждения и воплощать их в жизнь в той степени, в какой это не ущемляет прав других людей; культивирование гибкости и толерантности во взаимодействии с окружающими; формирование ответственности за себя, ближних, общество и мир и др.
22. Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменения ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социализации.Семья как самый сложный и деликатный участок социальной работы. Зависимость конкретного содержания социальной работы от потребностей данной семьи. Дифференциация потребностей: осознаваемые и неосознаваемые, материальные и духовные, связанные с отношениями между поколениями. Многодетные семьи; одинокие как семья. Трудные семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Привлечение специалистов по социальной защите – врачей, юристов и др. Взаимодействие со школой. Влияние на родителей через детей, обратное влияние.
23.Методы работы с семьей: составление «карты семей», создание семейных (родительских) клубов и проведение соревнований, организация общих праздников, взаимопомощь. Индивидуальная работа с семьей.
24.Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе. Современные тенденции в развитии института семьи. Социальная обусловленность, важнейшие характеристики нынешнего кризиса семьи. Последствия социально-демографической ситуации, снижения рождаемости, проблемы их преодоления.
25.Семья как особый феномен общества. Основные функции семьи в жизнедеятельности человека. Своеобразие реализации воспитательной функции семьи на различных этапах развития общества. Отечественные традиции семейного воспитания.Основные механизмы воспитания детей в семье. Специфика семейного воспитания в условиях различных этнических культур.Приоритет семьи в формировании личности ребенка в современных условиях. Семья как основная микросреда обитания и развития детей и подростков. Роль совместной деятельности, духовного общения взрослых и детей, домашнего труда и семейного досуга в воспитании нового поколения.
26.Трудности семейного воспитания в современных условиях: последствия тоталитарного сознания родителей; проблемы авторитета родителей, семейные конфликты, их разрешения; сложности отношений родителей и детей; проявления жестокого обращения с детьми; проблемы социально- правовой защиты детей. Основные условия преодоления недостатков воспитания детей в современной семье.Проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, повышения психолого-педагогической культуры родителей.
27.Создание и деятельность социальных служб семьи. Современная семья в педагогическом социуме. Проблемы взаимодействия семьи с различными государственными и социальными институтами (дошкольные, образовательно-воспитательные, культурно- просветительные учреждения, детские, подростковые, юношеские объединения, правоохранительные органы и т. п.).Проблемы активизации социальной политики по отношению к семье, материнству, детству на современном этапе общественного переустройства.
Основная литература:
1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов/ А. В. Мудрик.- 4-е изд., доп.- М.: Изд. центр "Академия", 2007.- 224с.
2. Скоробогатова А.И. Социальная педагогика: Учебно-практическое пособие. – Казань: Познание, 2010.
Дополнительная литература:
1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. - 128
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 448
3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: РПА, 1995.
4. Зеньковский В.В. Педагогика. Париж-Москва, 1996.
5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.- СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
8. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Педагогика, 1996.
9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган-Челябинск, 1995.
10. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в клубах ролевых игр. Учебное пособие - Кострома: КГУ, 2004.
11. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – 320.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.
13. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.
14. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н.Новгород, 1995
15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Academia, 2008. – 208.
16. Макаренко А.С. Сочинения. – Т. 1-7. – М., 1957-1958.
17. Марадахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008. - 269.
18. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1997.
19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.
20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.
21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1997.
22. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: Владос, 2000. – 416с.
23. Стенсмо К. Социальная педагогика (главы из книг) /Перевод со шведского Н.Ю. Берестенниковой. – Барнаул, 1995.
24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: Учеб. пособ.- К.: Полиграф.- изд. комбинат, 1998.
25. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2008. – 447
26. Яковлев К.Г. Социализация сельских школьников.- Казань: Изд-во "Матбугат йорты", 1999.
Периодическая литература:
Журналы:
1. Вопросы образования.
2. Вопросы психологии.
3. Воспитание школьников.
4. Дошкольное воспитание
5. Завуч начальной школы.
6. Классный руководитель.
7. Культурно-историческая психология.
8. Образование и саморазвитие.
9. Образовательные технологии.
10. Развитие личности.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. www.edu.ru – Российский федеральный портал.
2. www.vspu.ru – задания на педагогическую практику, предлагаемые студентам Волгоградского государственного педагогического университета.
3. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет».
4. rs240.kubsu.ru – Электронный сборник упражнений по педагогике. Кубанский государственный университет, г. Краснодар.
5. www.yspu.yar.ru – Журнал «Педагогический Вестник».(ЯГПУ им. К.Д. Ушинского).
6. http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/SP-3.html – Парадигмы развития социальной педагогики
№ | Фамилия Имя Отчество | № темы |
1. | Адылева Лилия Ильфатовна | |
2. | Бикмуллина Лейсан Ильясовна | |
3. | Борисова Валерия Сергеевна | |
4. | Бочкарева Дарья Владимировна | |
5. | Валиева Лейсан Финусовна | |
6. | Васильева Елена Геннадьевна | |
7. | Жаравина Оксана Владимировна | |
8. | Зайцева Алсу Гильфановна | |
9. | Захарова Алена Олеговна | |
10. | Ибрагимова Рамиля Габдулхаковна | |
11. | Ильясова Алина Альбертовна | |
12. | Камалетдинова Гузель Махмудовна | |
13. | Кравчевская Екатерина Александровна | |
14. | Низамова Лейсан Рафисовна | |
15. | Салимова Оксана Фаритовна | |
16. | Сахабеева Рамзия Юсуповна | |
17. | Спиридонова Надежда Владимировна | |
18. | Федорова Миляуша Ришатовна | |
19. | Хорошева Нурия Ильнуровна | |
20. | Чернова Татьяна Владимировна | |
21. | Шафикова Зульфия Галимзяновна | |
22. | Шашкова Надежда Аркадьевна | |
23. | Шигапова Алсу Исмагиловна | |
24. | Гилязова Надежда |