Тема 10. Виды обучения

Основные положения лекции

Понятие вида как особенное, специфическое, характеризующееся своей системой и организацией. Понятие типа как образцовое, наиболее характерное для определенного вида.

Характеристика типичных (устоявшихся) видов педагогических систем:

- архаическая (первобытная);

- древняя (шумерийская, египетская, китайская);

- греческая (эллинская, римско-греческая, римская);

- средневековая (догматическая, схоластическая),

- новые (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютеризованного обучения);

- новые зарубежные (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютерного обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т.п.).

Используемые в современной школе три обособленных видов обучения:

1. объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, конвекционное);

2. проблемное;

3. программированное и компьютерное.

Элементы средневековых видов обучения, используемых в современной школе, догматического и схоластического.

Потребности населения к различным образовательным услугам. дополнительное образование, дифференцированное обучение, дистанционное обучение.

Вопросы для обсуждения

1. Преемственность дидактических систем – общая закономерность развития теории и практики обучения.

2. Характерные особенности различных видов обучения.

3. Сущность объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, компьютерного обучения.

Темы индивидуальных творческих работ

1. Вальдорфская педагогика Р. Штейнера;

2. Система развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

3. «Школа диалога культур» В.С. Библера, С.Ю. Курганова;

4. Школа свободного труда и мастерских С. Френе;

5. Технология саморазвития М. Монтессори;

6. «Педагогика сотрудничества».

Практикум

Оформить педагогический процесс в школе в виде замкнутого цикла, показав учебный, воспитательный процесс, внешкольную работу в виде оболочек целостного, взаимоувязанного, непрерывного процесса с горизонтальными, вертикальными и диагональными связями. Все элементы педагогического процесса обозначить в виде сносок.

Литература

1.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984.

2.Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.

3.Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

4.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981.

5.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988.

6.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.

7.Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1986.

Тема 11. Цели обучения

Основные положения лекции

Цель как один из основных показателей учебного процесса.

Два уровня анализа целей обучения: 1) на макроуровне, где цель обучения определяется общественно-историческими, экономическими условиями; конкретными возможностями учащегося; 2) на микроуровне, где цель должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познавательной деятельности.

Виды педагогических целей, глобальная (генеральная цель), как отражение заказа общества к уровню образования и воспитания учащегося.

Предметные цели: общие, предметно-специфические и частные.

Характеристика нормативных (государственных), общественных, инициативных целей обучения. Условия постановки организационных и методически целей.

Семинарское занятие №7.

1. Условия единства и совмещения общих и индивидуальных целей.

2. Цели образования и воспитания в современной российской школе.

3. Цели образования и воспитания в зарубежной педагогике.

4. Гармоничность воспитания и образования в единстве поставленных целей.

5. Идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости в произведениях детских писателей (по выбору).

Темы индивидуальных творческих работ

1. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга № 109 Москва;

2. Школа самосовершенствования личности Г.К. Селевко;

3. Агрошкола А.А. Католикова;

4. Школа-интернат в г. Сыктывкар, Р. Коми;

5. Учебно-воспитательный комплекс «Веселый остров» на Сахалине и др.

Практикум

Разработайте свой проект содержания образования для средней общеобразовательной школы. Укажите, какие предметы и в каком объеме часов должны изучаться в каждом классе. Предусматриваете ли вы возможность дифференцированного изучения отдельных предметов? Если да, то каких именно, с какого класса и на каких условиях?

Сравните преимущества и недостатки традиционной и рейтинговой системы оценки успеваемости учащихся. Какая из них, по вашему мнению, наиболее приемлема в вузе и почему?

Подготовьтесь к проведению некоторых фрагментов занятия в реальном времени: мысленно «проиграйте» способы организации взаимодействия с аудиторией, ораторские приемы, средства привлечения и поддержания внимания, активизации мыслительной деятельности учащихся, решения воспитательных задач и т.п.

Литература

1. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.

2. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989.

3. Ильясов И.И. Структура процессов учения. – М., 1986.

4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

5. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

7. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1998.

11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

12. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.

14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.

Тема 12. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования

Наши рекомендации