Тема 10. Виды обучения
Основные положения лекции
Понятие вида как особенное, специфическое, характеризующееся своей системой и организацией. Понятие типа как образцовое, наиболее характерное для определенного вида.
Характеристика типичных (устоявшихся) видов педагогических систем:
- архаическая (первобытная);
- древняя (шумерийская, египетская, китайская);
- греческая (эллинская, римско-греческая, римская);
- средневековая (догматическая, схоластическая),
- новые (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютеризованного обучения);
- новые зарубежные (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютерного обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т.п.).
Используемые в современной школе три обособленных видов обучения:
1. объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, конвекционное);
2. проблемное;
3. программированное и компьютерное.
Элементы средневековых видов обучения, используемых в современной школе, догматического и схоластического.
Потребности населения к различным образовательным услугам. дополнительное образование, дифференцированное обучение, дистанционное обучение.
Вопросы для обсуждения
1. Преемственность дидактических систем – общая закономерность развития теории и практики обучения.
2. Характерные особенности различных видов обучения.
3. Сущность объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, компьютерного обучения.
Темы индивидуальных творческих работ
1. Вальдорфская педагогика Р. Штейнера;
2. Система развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
3. «Школа диалога культур» В.С. Библера, С.Ю. Курганова;
4. Школа свободного труда и мастерских С. Френе;
5. Технология саморазвития М. Монтессори;
6. «Педагогика сотрудничества».
Практикум
Оформить педагогический процесс в школе в виде замкнутого цикла, показав учебный, воспитательный процесс, внешкольную работу в виде оболочек целостного, взаимоувязанного, непрерывного процесса с горизонтальными, вертикальными и диагональными связями. Все элементы педагогического процесса обозначить в виде сносок.
Литература
1.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984.
2.Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
3.Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
4.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981.
5.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988.
6.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.
7.Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1986.
Тема 11. Цели обучения
Основные положения лекции
Цель как один из основных показателей учебного процесса.
Два уровня анализа целей обучения: 1) на макроуровне, где цель обучения определяется общественно-историческими, экономическими условиями; конкретными возможностями учащегося; 2) на микроуровне, где цель должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познавательной деятельности.
Виды педагогических целей, глобальная (генеральная цель), как отражение заказа общества к уровню образования и воспитания учащегося.
Предметные цели: общие, предметно-специфические и частные.
Характеристика нормативных (государственных), общественных, инициативных целей обучения. Условия постановки организационных и методически целей.
Семинарское занятие №7.
1. Условия единства и совмещения общих и индивидуальных целей.
2. Цели образования и воспитания в современной российской школе.
3. Цели образования и воспитания в зарубежной педагогике.
4. Гармоничность воспитания и образования в единстве поставленных целей.
5. Идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости в произведениях детских писателей (по выбору).
Темы индивидуальных творческих работ
1. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга № 109 Москва;
2. Школа самосовершенствования личности Г.К. Селевко;
3. Агрошкола А.А. Католикова;
4. Школа-интернат в г. Сыктывкар, Р. Коми;
5. Учебно-воспитательный комплекс «Веселый остров» на Сахалине и др.
Практикум
Разработайте свой проект содержания образования для средней общеобразовательной школы. Укажите, какие предметы и в каком объеме часов должны изучаться в каждом классе. Предусматриваете ли вы возможность дифференцированного изучения отдельных предметов? Если да, то каких именно, с какого класса и на каких условиях?
Сравните преимущества и недостатки традиционной и рейтинговой системы оценки успеваемости учащихся. Какая из них, по вашему мнению, наиболее приемлема в вузе и почему?
Подготовьтесь к проведению некоторых фрагментов занятия в реальном времени: мысленно «проиграйте» способы организации взаимодействия с аудиторией, ораторские приемы, средства привлечения и поддержания внимания, активизации мыслительной деятельности учащихся, решения воспитательных задач и т.п.
Литература
1. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
2. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989.
3. Ильясов И.И. Структура процессов учения. – М., 1986.
4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
5. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
7. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1998.
11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
12. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.
Тема 12. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования