Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Лекция 5-6. Педагогика в системе наук о человеке
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований. Не является исключением и педагогика, которая возникла как наука с появлением потребности в соответствующих знаниях.
Как известно, необходимым условием существования человеческого общества является усвоение подрастающим поколением опыта, накопленного предшествующими поколениями. На ранних этапах общественного развития передача социального опыта происходила стихийно в процессе участия детей в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Первоначально воспитание было коллективным и дифференцировалось в соответствии с полом и возрастом детей. Взрослые, включая ребенка в доступную для него деятельность, учили тому, что сами знали и умели. Передача знаний и умений сводилась к показу образца («делай, как я»), воспроизведению детьми показанных действий, их коррекции и многократному повторению. Подражая взрослым, дети овладевали способами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.п.
Позднее появилась и ритуально-обрядовая форма передачи опыта, которая способствовала развитию соответствующих идеалов и ценностных ориентаций. Поскольку отношения между членами первобытного общества регулировались «неписаными», но строго выполняемыми обычаями и традициями, то дети усваивали также образцы поведения, нормы и ценности данного общества. Как видим, воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. На исходе первобытнообщинного периода появляются своеобразные предшественники школ – дома молодежи.
Постепенно с развитием общества возрастает объём социального опыта и возникает необходимость в систематической, планомерной, целенаправленной передаче его подрастающим поколениям. Тем самым обучение принимает характер специально организованной деятельности, направленной на подготовку молодежи к выполнению социальных функций.
Разделение труда и выделение ремесел привели к необходимости специального обучения, включавшего объем знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, ремесленнику, воину и т.д. Таким образом, различные социальные группы молодежи получали различный объем и различные стороны социальной культуры, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Поэтому воспитание представителей разных социальных групп (страт) приобретало заметные различия, которые определялись имущественным положением и сословной принадлежностью семьи. По мере имущественного расслоения происходила дифференциация целей воспитания и способов их реализации, что закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения. Постепенно обучение и воспитание из равного, контролируемого общиной, стало превращаться в семейно-сословное.
В древнейших государствах Египта и Месопотамии, возникших в конце IV - начале III тысячелетия до н. э., главную роль в воспитании детей выполняла семья. Ответственность за подготовку сына к жизни и обучение его профессии нес отец. Традиционно знания и должности передавались в семье из поколения в поколение. Сословно-семейное воспитание становилось родительским долгом.
Развитие древних цивилизаций внесло существенные изменения в деятельность по передаче социального опыта. По мере социального развития, возросшие экономические и культурные потребности государства привели к возникновению школ для подготовки чиновников (писцов), жрецов, воинов, поскольку семейное воспитание не могло обеспечить общество достаточным количеством образованных людей. Эти школы создавались светской властью и служителями культов. Таким образом, у истоков обучения и воспитания в древнейших цивилизациях Востока стояли семья, церковь и государство.
В Древней Греции занятия «свободными» («благородными») науками и искусствами назывались schole - «досуг» (откуда современное «школа»), поскольку заниматься ими по-настоящему могли только люди, не обремененные всевозможными хлопотами и заботами. А в Древнем Риме такие занятия называли otium - «отдых», а школа называлась гам ludus, т.е. «игра». Таким образом, в античности школа трактовалась как «дом радости в процессе познания мира». Именно этот смысл вкладывается в понятие «школа», когда говорят о том или ином направлении в науке искусстве, литературе и т.п. представленной группой учеников и последователей известного ученого или художника.
Несмотря на то, что древние мировые цивилизации хронологически не совпадали и часто существовали изолированно друг от друга, им присущи общие подходы к обучению и воспитанию.
В древнеегипетских письменных источниках конца III - начала II тысячелетия до н.э. сохранились упоминания о школах разного типа: при резиденциях фараона (для детей вельмож), при храмах, отдельных ведомствах и канцеляриях. Важными центрами образования являлись «дома жизни», в которых хранились и переписывались старинные папирусы. Писцы обычно происходили из знатных и состоятельных семей, но кастовой замкнутости образования в Древнем Египте не было. Вместе с тем абсолютное большинство населения ограничивалось семейным воспитанием и обучением.
Слово «педагогика» происходит от греческих слов пайдос – «дитя», и аго – «вести». Педагогос в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель». Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина.
Родоначальником педагогической науки считается великий чешский педагог, мыслитель Ян Амос Коменский (1592-1670). В своей фундаментальной работе «Великая дидактика» он привел в систему и обосновал объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. В трактате проводится мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации педагогического процесса на службу педагогической практики. Весь труд Коменского освещен верой в расцвет человеческой личности: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение» Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, то есть обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Необходимо распространение последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности. А эта задача должна осуществляться посредством обучении и воспитания.
Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира).
Дальнейшее развитие педагогики как науки связано с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841), Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).
В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.
В педагогическом сочинении «Воспитание человека» Ф. Фребель сформулировал цели воспитания. Он видел предназначение последнего в выявлении и развитии творческого начала человека. В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как крайности эмпирики, так и философии. И.Ф.Гербарт писал: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И.Ф.Гербарт во многом определил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней. И. Ф. Гербарт ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического) и соотнес их с последовательностью учебного процесса. Он предложил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека.
А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
Современный этап развития педагогического знания (начиная со второй половины XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками – философией, психологией социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
Педагогика как наука имеет свой объект и предмет исследования. Когда говорят об объекте науки, имеют в виду область действительности, которую исследует данная наука. Что же касается предмета, то это есть способ видения объекта с позиций данной науки. Предмет науки – это часть или аспект объекта, изучением которого занимается данная наука. В этом контексте объектом педагогики является образование как область социальной действительности, обусловливающее развитие человека. Различные стороны образования исследуют многие науки, и у каждой есть свой предмет исследования, то есть свой аспект образования. Например, психология изучает психологические закономерности формирования личности, коллектива в процессе образования; физиология – психо-физиологические закономерности становления и развития личности в образовательном процессе и т.д. Предметом педагогики как науки являются закономерности, принципы и тенденции организации целенаправленного образовательного процесса как средства и условия формирования личности. Поэтому педагогику можно определить как науку о закономерностях, принципах и условиях воспитания и обучения человека. Здесь следует подчеркнуть, что речь идет не только о процессах обучения и воспитания, организуемых в школе (общеобразовательной, профессиональной и др.), но и о процессах, протекающих в семье, на производстве, социуме, которые также влияют на формирование личности.
Какие задачи решает педагогика как наука? Исследователи (В.И.Андреев и др.) говорят о трех группах задач.
1. Выявление закономерностей и принципов развития и саморазвития педагогических систем.
2. Разработка и проектирование педагогических теорий и соответствующих им технологий как инструментов в руках педагога для решения задач обучения, воспитания и развития личности.
3. Прогнозирование основных тенденций и перспектив развития педагогической теории и практики.
Педагогика как наука имеет свои особенности. А.М.Новиков выделяет следующую специфику педагогики как отрасли научного знания:
- непосредственная связь со всеми науками (в первую очередь через содержание образования);
- использование педагогикой достижений почти всех наук, в первую очередь, философии, психологии, физиологии, кибернетики, социологии;
- чрезвычайная сложность объекта исследования, который подвержен влиянию огромного количества самых разнообразных факторов: самочувствия и настроения участников образовательного процесса (руководителей, педагогов, учащихся), состояния образовательной среды и т.д.;
- ориентация педагогики на будущее, поскольку образовательный процесс сегодня строится исходя из воззрений общества на обучение и воспитание в современных условиях, а учащимся предстоит учиться только в школе в течение 11 лет, затем в каком-либо учреждении профессионального образования от одного до 5-6 лет. Но за это время существенно изменятся политические, социальные, экономические условия жизни общества в целом и каждого человека в отдельности;
- специфика реализации результатов педагогической науки в практике, обусловленная тем, что реализация достижений педагогики в реальной практике опосредуется личностью каждого педагога, его взглядами, стремлением, профессионализмом.