Задания для самостоятельной работы. 1. Прочитайте главу А.С.Макаренко (Приложение 18, выделите основные положения близкой

1. Прочитайте главу А.С.Макаренко (Приложение 18, выделите основные положения близкой, средней и дальней перспективы и на основе анализа составьте структуру перспективных линий применительно к коллективу младших школьников.

2. Проведите сравнительный анализ коллективистских концепций, предложенных А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, Л.И.Новиковой и И.П.Ивановым. Заполните таблицу.

Содержание концепции Основные идеи Взаимоотношения воспитателей и воспитанников Приемы стимулирования коллективной деятельности

3. А.С.Макаренко выдвигал концепцию «серединности» в коллективистском воспитании: «Не должно быть уеденной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль». Как вы относитесь к этой концепции? Найдите доказательство этой точки зрения в книге А.С.Макаренко «Педагогическая поэма».

4. * Используя рекомендованную литературу, подготовьте реферат по теме: «Коллективное и индивидуальное в нравственном состоянии личности».

5. Прочитайте работу Е.Степанова (Приложение20) и сделайте выписки об основных целях и принципах самоуправления в школьном коллективе.

6. Используя ту же работу (Приложение 20), сформулируйте свои правила (4-6) в работе с детьми по организация самоуправления в классе. Можно использовать афоризмы, пословицы, поговорки.

7. Прочитайте фрагмент статьи Л.И.Петровой (Приложение 19), сформулируйте 2-3 противоречия между индивидом и коллективом на современном этапе.

8. Задания для самостоятельной работы. 1. Прочитайте главу А.С.Макаренко (Приложение 18, выделите основные положения близкой - student2.ru Сделайте выписки из статьи Грибановой Г.Н., указанной в списке основной литературы. На основе анализа данной статьи составьте программу использование идей скаутизма в формировании коллектива младших школьников.

Приложение 18

А.С.Макаренко

Перспектива

Истинным стимулом человеческой радости является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы.

…Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных.

Близкая перспектива.

Завтрашний день должен казаться обязательно лучше сегодняшнего в детском коллективе, состоящем из людей, еще не способных надолго вперед располагать свои стремления и интересы.

В развитии нашего воспитательного процесса одной из самых существенных задач является переход от более близких к более далеким удовлетворениям. Организация близкой перспективы должна, конечно, начинаться с личных линий. Первая стадия этой работы является необходимо обязательной в каждом упорядоченном учреждении. Оборудованные помещения и классы, теплые комнаты, удовлетворительная пища, чистая постель, полная защищенность ребенка от произвола и самодурства старших, приветливый, простой тон отношений представляют тот необходимый перспективный минимум, без которого вообще трудно представить себе правильную воспитательную работу.

Однако было бы большой ошибкой строить близкую перспективу только на принципе приятного, даже если в этом приятном есть элементы полезного. Таким путем мы приучим ребят к совершенно недопустимому эпикурейству.

С самых первых дней близкая перспектива должна уже строиться по коллективному плану.

Перспективные линии имеют интересную особенность. Они привлекают внимание человека общим видом удовлетворения, но это удовлетворение еще не существующее. По мере движения к нему возникают новые завтрашние планы, тем более притягательные, чем более усилий вложено на преодоление различных препятствий.

Надо дать возможность детям стремиться именно к таким удовлетворениям, которые требуют некоторого приложения труда.

Когда коллектив сживается в дружную семью, уже один образ коллективной работы захватывает как приятная близкая перспектива.

Одна из важнейших задач руководства детского учреждения – организовать такую близкую перспективу, т.е. общее стремление к завтрашнему дню, наполненному коллективным усилием и коллективным успехом. Жизнь коллектива должна быть наполнена радостью именно в этом смысле, не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня.

Само собой разумеется, что игра перспективных линий только тогда будет действительна, если вы на самом деле заботитесь о коллективе, если вы на самом деле стараетесь сделать его жизнь более радостной, если вы не обманываете коллектив, показывая ему заманчивые перспективы, которые потом оказываются несуществующими.

Средняя перспектива.

Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Это совершенно необходимо. Даже взрослый человек всегда имеет в некотором отдалении группы более или менее приятных событий. А для детей это еще более необходимо.

Таких событий не должно быть много. На линии средней перспективы могут располагаться: участие в праздничных демонстрациях и всенародных кампаниях, празднование революционных дат, день годовщины открытия детского учреждения и юбилейных дат, окончание и начало учебного года.

Средняя перспектива будет иметь значение только в том случае, если к этим дням готовятся задолго, если им придается особенное значение, если к их основному содержанию присоединяются самые разнообразные темы?: отчеты, приемы гостей, премирование, новые помещения и оборудование, результаты годового соревнования.

Подготовка к такому дню (их не должно быть больше 2-3 в году) должна чувствоваться сначала только в форме коллективной мысли, бесед, соображений. Задолго нужно приступить к выбору различных комиссий, в которые привлечь как можно больше воспитанников. Эти комиссии чаще должны делать отчеты перед общим собранием. Полезно, если по поводу проведения такого праздника возникает в коллективе два проекта и весь коллектив занимается разрешением вопроса, какой проект лучше.

Далекая перспектива.

Несмотря на то, что каждый воспитанник пребывает в учреждении временно, рано или поздно уйдет из него, будущее учреждения, его более богатая и более культурная жизнь всегда должны стоять перед коллективом как серьезная и высокая цель, освещающая многие частности сегодняшней жизни. Как показал опыт, ребята вовсе не безразлично относятся к далекому будущему своего учреждения, если в учреждении им хорошо, и они его любят.

Такая далекая перспектива может увлекать ребят на большие работы и напряжения, может действительно составлять для них радостную перспективу. Это обстоятельство строится на естественном инстинкте каждого воспитанника как члена семьи.

Коллектив учреждения есть расширенная семья, и для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной. В особенности эта перспектива имеет большое значение, если учреждение не порывает с выпускниками, поддерживает постоянную переписку с ними, приглашает и принимает их во время отпуска в гости.

…Воспитание такой перспективы является очень важным этапом в деле широкого политического воспитания, так как служит естественным, практическим переходом к более широкой перспективе – будущему нашего Союза.

…На фоне такой широкой советской перспективы всегда легко и удобно располагаются личные перспективы далекого типа отдельных воспитанников. Как только воспитанник детского учреждения начал учебу, в школе и на производстве, его уже интересует его собственное будущее.

Обслуживание этого будущего составляет одну из важнейших задач всякого детского учреждения, и задачу довольно трудную.

(Цитаты из работы: Макаренко А.С. О воспитании. – М.,1990. С.351-358.)

Приложение 19

Л.И.Петрова

Диагностика сплоченности коллектива младших школьников

в условиях личностно-ориентированного образования

Формирование сплоченных ученических коллективов - важнейшая задача современной школьной практики. Сильный коллектив характеризуется, прежде всего, тем, что он способен противостоять внешним воздействиям и сохранять внутреннее единство в различных жизненных коллизиях. Для младшего школьника он представляет своего рода идеальное место, в рамках которого ребенок может адекватно реализовать свои задатки и способности, а в случае необходимости и укрыться от невзгод взрослой жизни.

…Усиленное внимание к личности ребенка, его жизненным интересам, ориентация на имеющиеся у него мотивы, является особенностью современного воспитания. Но в условиях личностно-ориентированного педагогического пространства легко «заблудиться» и отдать предпочтение индивиду в ущерб коллективу, или, наоборот, значимыми для коллектива делами заслонить индивида. Видя в таком соотношении губительное и, зачастую искусственно созданное противоречие, мы считаем, что только в условиях коллектива, обладающего сущностными характеристиками, адекватными педагогическим условиям, ребенок может чувствовать себя нужным и полезным, способным на самореализацию в решении духовно-нравственных и социальных задач, с которыми он сталкивается при освоении действительности. В рамках этого освоения ребенок неизбежно входит в различные человеческие общности, характеризуемые сложностью человеческих отношений.

…Оговоримся сразу, что термин «коллектив» мы будем применять с некоторой оговоркой, так как вряд ли ученическая общность младших школьников может быть названа полноправным коллективом. Это скорее диффузная группа с некоторыми признаками коллектива, и превращение ее в таковой предусматривает наличие специальной методики. Но так как в нашем понимании любая ученическая общность должна стремиться стать полноправным и развитым коллективом, мы, следуя общей традиции, будем использовать термин «коллектив».

С момента образования группа в своем развитии до уровня коллектива проходит ряд этапов. На каждом из этапов в ней происходят изменения, зависящие как от педагогических условий, так и от задач по формированию коллектива, стоящих перед группой. Таким образом, коллективы с точки зрения содержательного и организационного наполнения отличается друг от друга. Один более сплочен, другой менее. Групповая сплоченность характеризуется взаимной привязанностью членов группы, высоким уровнем взаимной привлекательности, что влияет на формирование уровня общения детей между собой. А именно в общении и возникают внутриколлективные связи. Мы можем собрать детей в стенах привлекательного внешне учреждения и поставить перед ними достаточно яркие цели и даже включить их в совместную деятельность. Но до тех пор, пока между ними не установятся связи, обусловливающие их совместную деятельность, мы не будем иметь коллектив.

(Цитата из работы: Петрова Л.И. Диагностика сплоченности коллектива младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования//.Модернизация начального образования в России: проблемы и перспективы.- СПб., 2003. С.264-268)

Приложение 20

Е.Степанов

Самоуправление в коллективе класса:

Теоретические основы

…Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Цели самоуправленческой деятельности. После составления сущностной характеристики самоуправления совсем не трудно назвать его главные целевые ориентиры. Во-первых, содействие развитию ребенка. Речь идет о детском коллективе, ведущей функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся. В-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.

Принципы самоуправления. Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:

• деятельное наполнение работы органов самоуправления;

• социальная значимость деятельности самоуправления;

• соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;

• взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;

• добровольность и выборность органов самоуправления;

• инициатива, самодеятельность и творчество детей;

• гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разра­ботки;

• сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

• обязательное представительство классных коллективов в органах школь­ного самоуправления;

• взаимодействие всех органов самоуправления;

• сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

Содержание, организация и структура самоуправления. Чтобы лучше разобраться в содержательном, организационном и структурном аспектах самоуправления, обратимся в очередной раз к бесценному наследию А.С.Макаренко.

Деятельность, по мнению Антона Семеновича, рождает самоуправление, а не наоборот. Такой деятельностью может быть выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления, либо проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники, либо разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта, либо создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по ее планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Постепенно самоуправлением будут охвачены все или большинство сторон жизнедеятельности классного коллектива.

…Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.

Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Совет коллектива класса — главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Наряду с постоянными органами само­управления в классе могут действовать и временные (совет дела, временные твор­ческие группы и др.). При их создании, как полагает М.И.Рожков, целесообразно помнить следующее:

• создание временных органов само­управления определяется конкретно задачей, стоящей перед коллективом;

• решение о создании этих органов принимается только ученическим коллек­тивом, общественными организациями или их органами самоуправления;

• в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащи­еся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

-органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;

• осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое суще­ствование.

…Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение деть­ми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъекта­ми жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения, по утверждению В.Кабуша, возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:

• социально ценная направленность поручения;

• личностная значимость для ребенка выполняемой им работы;

• наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;

• инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.);

• развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности — от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.

Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления и его развития.

На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где функционирует воспитательная система индивидуально-личностной ориентации, в которой системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где создана воспитательная система социальной ориентации и доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рационально-познавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации.

…Академик Л.И.Новикова советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. И придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети. Задача воспитателя — помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Для ее решения педагог постепенно формирует стиль взаимодействия с учащимися и их органами само­управления. Например, заслуженный учитель России Н.В.Яникова, в работе со своими воспитанниками старается соблюдать сформулированные для себя правила:

• не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;

• гарантируй помощь каждому при подготовке дела;

• выстраивай доверительные отношения с детьми;

• избегай мелких несущественных замечаний (придирок).

Классный руководитель школы-лаборатории № 18 г. Пскова С.А.Иванова избрала высказывания знаменитых людей в качестве принципов педагогической поддержки развития инициативы и самостоятельности учащихся:

«Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей». (Г.Гегель.)

«Немало можно добиться строгостью, много — любовью, но всегда — знанием дела и справедливостью, невзирая на лица». (И.Гёте.)

«Детство — равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду». (И.Песталоцци.)

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». (С.Смайлс.)

«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником». (М.Горький.)

«Кто умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе». (Я.Коменский.)

Такие принципы, правила или требования помогают классному наставнику занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном сообществе.

(Цитаты из работы: Степанов Е. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников.2006, №1, С.2-6)

Вопросы для самоконтроля

1. Верно ли утверждение о диалектике коллективного и индивидуального? Почему Вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.

2. Назовите стадии (этапы) развития коллектива. От чего зависит переход с этапа на этап?

3. Актуальны ли в педагогической практике основные законы коллектива, сформулированные А.С.Макаренко?

4. Подходят ли признаки коллектива любому человеческому сообществу? Если нет, то почему?

5. Есть ли специфика формирования коллектива младших школьников и в чем она заключатся? Обоснуйте свой ответ.

6. Приведите примеры реализации перспектив, разработанных А.С.Макаренко.

7. Согласны ли вы с утверждением, что в современной педагогической практике надо больше внимания уделять индивиду, а не коллективу? Обоснуйте свой ответ.

8. Согласны ли вы с высказыванием: «Если ты не за себя, то кто за тебя, но если ты только за себя, то зачем ты?» (народная мудрость). Свой ответ обоснуйте.

9. Назовите параметры, характеризующие окончание первой, второй и третьей стадии становления коллектива.

10. Какую структуру коллектива характеризуют межличностные отношения? Почему вы так думаете?

11. Какую роль, на ваш взгляд, играют органы самоуправления в становлении каждого ребенка.

Наши рекомендации