Типовая учебная программа
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины «Педагогика. Педагогика современной школы»
для специальности / специализации:
1-03 04 01 Социальная педагогика.
1-03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность
1-86 01 01 Социальная работа
Согласовано: декан факультета ________________А.В. Касович
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры
протокол № 13 от «23» мая 2012 г.
Минск 2012
ПРОГРАММНЫЙ БЛОК включает в себя:
· Типовую учебную программу
· Учебную программу (учебно-методическая карта)
Типовая учебная программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Педагогика современной школы» – важнейшая часть системы подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Цель - формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической деятельности, вооружение их знаниями теоретических основ современной педагогической науки, умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации, смены образовательной парадигмы, новых стандартов образования.
Задачи учебной дисциплины:
- формирование теоретико-педагогического мышления студентов;
- развитие у студентов способности рефлексировать явления педагогической действительности;
- формирование способностей формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения.
В содержании учебной дисциплины раскрываются диалектическая взаимозависимость социальных процессов и образования, специфика функционирования основных институтов государственно-общественной системы образования, рассматриваются методологические основы педагогической науки, освещается проблема целеполагания в педагогике, излагаются теоретические основы обучения и воспитания.
В содержание включены такие высокоактуальные дидактические единицы как педагогическое общение, конфликты в педагогическом общении и их преодоление, принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики, индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся, направленность развития инновационной деятельности в образовании.
В процессе изучения учебной дисциплины студент должен знать:
сущность образования как социокультурного феномена;
–особенности педагогической профессии;
–требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности;
–права ребенка и его позиции в образовательном процессе;
–нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования Республики Беларусь;
–методологические и аксиологические основы педагогики;
–анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
–дидактические аспекты целостного педагогического процесса;
–сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе;
–направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности
уметь:
–изучать педагогический процесс с применением научных методов;
–формулировать образовательные и воспитательные цели;
–принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;
–проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий);
–применять современные технические средства образования, в том числе компьютер;
–осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума;
–стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность;
–располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество;
–оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития;
–рефлексировать себя и педагогическую деятельность.
Тематический план дисциплины
«Педагогика. Педагогика современной школы»
№ | Наименование раздела, темы | Всего | Лекции | Практические, семинары | Лабораторные |
1. | ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ | - | |||
1.1. | Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь | - | - | ||
1.2 | Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога | - | - | ||
1.3 | Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции | - | - | ||
1.4 | Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка | - | |||
1.5 | Педагогика в системе наук о человеке | - | |||
1.6 | Методология и методы педагогических исследований | - | |||
1.7 | Аксиологический подход в изучении педагогических явлений | - | |||
1.8 | Личность ученика как субъекта образования и развития | - | |||
1.9 | Образование как целостный педагогический процесс | - | - | ||
1.10 | Проблема целеполагания в педагогике | - | |||
1.11 | Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития | - | |||
1.12 | Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения | - | - | ||
1.13 | Методы обучения и их классификация | - | |||
1.14 | Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе | - | |||
1.15 | Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся | - | - | ||
1.16 | Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и отстающих учащихся | - | - | ||
1.17 | Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания | - | - | ||
1.18 | Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания | - | |||
1.19 | Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности | - | |||
1.20 | Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся | - | - | ||
1.21 | Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме | - | |||
1.22 | Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление | - | - | ||
1.23 | Направленность развития инновационной деятельности в образовании | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Педагогика. Педагогика современной школы»