Типовая учебная программа

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины «Педагогика. Педагогика современной школы»

для специальности / специализации:

1-03 04 01 Социальная педагогика.

1-03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность

1-86 01 01 Социальная работа

Согласовано: декан факультета ________________А.В. Касович

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

протокол № 13 от «23» мая 2012 г.

Минск 2012

ПРОГРАММНЫЙ БЛОК включает в себя:

· Типовую учебную программу

· Учебную программу (учебно-методическая карта)

Типовая учебная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Педагогика современной школы» – важнейшая часть системы подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Цель - формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической деятельности, вооружение их знаниями теоретических основ современной педагогической науки, умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации, смены образовательной парадигмы, новых стандартов образования.

Задачи учебной дисциплины:

- формирование теоретико-педагогического мышления студентов;

- развитие у студентов способности рефлексировать явления педагогической действительности;

- формирование способностей формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения.

В содержании учебной дисциплины раскрываются диалектическая взаимозависимость социальных процессов и образования, специфика функционирования основных институтов государственно-общественной системы образования, рассматриваются методологические основы педагогической науки, освещается проблема целеполагания в педагогике, излагаются теоретические основы обучения и воспитания.

В содержание включены такие высокоактуальные дидактические единицы как педагогическое общение, конфликты в педагогическом общении и их преодоление, принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики, индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся, направленность развития инновационной деятельности в образовании.

В процессе изучения учебной дисциплины студент должен знать:

сущность образования как социокультурного феномена;

–особенности педагогической профессии;

–требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности;

–права ребенка и его позиции в образовательном процессе;

–нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования Республики Беларусь;

–методологические и аксиологические основы педагогики;

–анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

–дидактические аспекты целостного педагогического процесса;

–сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе;

–направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности

уметь:

–изучать педагогический процесс с применением научных методов;

–формулировать образовательные и воспитательные цели;

–принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

–проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий);

–применять современные технические средства образования, в том числе компьютер;

–осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума;

–стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность;

–располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество;

–оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития;

–рефлексировать себя и педагогическую деятельность.

Тематический план дисциплины

«Педагогика. Педагогика современной школы»

Наименование раздела, темы Всего Лекции Практические, семинары Лабораторные
1. ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ -
1.1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь - -
1.2 Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога - -
1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции - -
1.4 Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка -
1.5 Педагогика в системе наук о человеке -
1.6 Методология и методы педагогических исследований -
1.7 Аксиологический подход в изучении педагогических явлений -
1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития -
1.9 Образование как целостный педагогический процесс - -
1.10 Проблема целеполагания в педагогике -
1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития -
1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения - -
1.13 Методы обучения и их классификация -
1.14 Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе -
1.15 Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся - -
1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и отстающих учащихся - -
1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания - -
1.18 Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания -
1.19 Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности -
1.20 Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся - -
1.21 Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме -
1.22 Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление - -
1.23 Направленность развития инновационной деятельности в образовании -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Педагогика. Педагогика современной школы»

Наши рекомендации