Мотив, цель, предмет, структуру

Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности человека [1, с.513].

Мотив – предмет, отвечающий потребности, поэтому побуждающий и направляющий деятельность.

Немотивированная деятельность – та, мотив которой скрыт от самого субъекта или внешнего наблюдателя.

Цель деятельности –продукт этой же деятельности, который может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности.

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Раз​личные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конеч​ный результат), могут побуждаться и поддерживаться различ​ными мотивами.

Предмет деятельности – это то, с чем данная деятельность непосред​ственно имеет дело[1, с.125].

Основные понятия психологической теории деятельности

Психологическая теория деятельности стала развиваться в 30–х гг. XX в.

Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: деятельность человека определяет его созна​ние.

Согласно данной теории, деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, сложную структуру.

Уровни деятельности

1. Уровень особых видов деятельности.

2. Уровень действий.

3. Уровень операций.

4. Уровень психофизиологических функций.

Действие – часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель, это сознательное проявление активности человека.

Действие– это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких.

Операция– способ осуществления действия, система движений, связанных с выполнением конкретного действия.

Главное свойство операцийсостоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия.

Уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.

Психофизиологические функции– физиологические механизмы обеспечения психических процессов, функции психики, имеющие физиологическую основу.

Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов.

Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

Потребность – это исходная форма активности живых организмов, периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ.

Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета.

Два этапа в процессе развития каждой потребности

1.Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удов-

летворя​ет потребность.

На первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована».

Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано.

В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.

2.Второй этап — это период после встречи с предметом, который удов-

летворя​ет потребность.

.

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил назва​ние «опредмечивание потребности».

В акте «опредмечивания» рождается мотив, который определяется как предмет потребности, или «опредмеченная потребность».

Через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за «опредме​чиванием потребности» и появлением мотива поведение человека резко меняется, если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление.

Деятельность (Особенный вид деятельности) -совокупность действий, вызванных одним мотивом.

Виды мотивов

1. Органические –направлены на удовлетворение естественных потребностей

организма, они связаны с ростом, самосохра​нением и развитием организма.

2. Функциональные –удов​летворяются с помощью разного рода культурных

форм актив​ности, например, игр и занятий спортом.

3. Материальные –побуждают человека к деятельности, направленной на

со​здание предметов домашнего обихода, различных вещей и инс​трументов,

непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потреб-

ности.

4. Социальные –порождают различные виды деятельности, направленные на

то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и

уваже​ние со стороны окружающих людей.

5. Духовные –лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны

с самосовершенствованием человека.

Тип деятельности обычно определя​ется по ее доминирующему мотиву.

ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение –простейший психический процесс от​ражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и яв​лений окружающего мира, который воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств.

Анализатор – это сложный нервный аппарат, который про​изводит анализ окружающей среды.

Отделы анализатора

1.Периферический отдел – специальный преобразователь внешней энергии

в нервный процесс.

2.Проводниковый отдел –обеспечивает проведение нервного воз​буждения

от рецепторного аппарата к центру анализатора в го​ловном мозге.

3.Мозговой отдел –это высший отдел анали​затора, который осуществляет

сложные функции анализа. Здесь воз​никают ощущения.

Механизм действия анализатора:

Пред​мет – раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-хими​ческий процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, которое по проводниковому отделу передаётся к цент​ру анализатора. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.

Наши рекомендации