Система образования в РБ
В Д. Греции существовало 2 самостоятельных полиса: Афины и Спарта. Спарта – военизированное гос-во, где цель воспитания – сформировать сильных воинов, детей отбирали, отдавали специальным няням, закаляли, формировали жестокость. Афины – демократическое гос-во, цель воспитания – всестороннее, гармоничное развитие личности.
В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности. Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуллиан(160 – 222),Августин(354 – 430),Аквипат(1225 – 1274) – создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед не ушла. Период развития педагогики от средневековья к новому времени связан с именем Я.А. Каменского (1592 – 1670). Значение его деятельности связано с формированием системы знаний как надо обучать. Он систематизировал пед. Опыт и положил начало науке педагогика. В систему он включ принципы обучения, сделал возрастную периодизацию, описал классно-урочную систему, главный труд – “Великая дидактика”.
Эпоха Возрождения: Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания –воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений. Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – сформировал принципы воспитывающего обучения, рассмотрел процесс мышления как процесс изменения. Выделил в уроке 4 этапа. Стал автором авторитарной школы.
Ж.Ж. Руссо– теория воспитания на основе свободного и естественного развития личности, главный труд – «Эмиль или о воспитании».
Дистервег – ввел принцип культуросообразности (учета тех условий, в которых существует ребенок), идеи развивающего обучения, автор 33 правил для учителя (занимался обучением учителей).
Песталоцци – утверждал, что при обучении детей необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальные, автор теории элементарного обучения. Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский. Ушинский – русский писатель и педагог, много сделавший для развития образования в России. Один из 1ый выдвинул след пед идеи: народность образования – общество должно быть обучено, обучение должно проводиться на родном языке, создал методику начального обучения, главный труд – «Педагогическая антропология» (2 тома).
Л.Н. Толстой – организовал яснополянскую школу, придерживался идеи свободного образования в организации процесса обучения.
А.С. Макаренко – автор теории развития коллектива, трудового воспитания, сознательной дисциплины. Был начальником колонии имени Горького, в которой воспитывались бывшие беспризорники.
В.А. Сухомлинский – директор Павложской средней школы, кандидат педагогических наук, автор теории нравственного воспитания, исследовал моральные проблемы воспитания молодёжи. Ш.В. Амунашвили– автор методики обучения с 6-и лет. Крупская – проблемы новой советской школы, организации внеклассной работы.
Понятие педагогикиНазвание «педагогика» происходит от греческого слова «пайдагогос». «Пайд» переводится как «дитя», «гогос» как «веду». Педагогика – наука о воспитании человека в широком смысле слова. Предмет педагогики – всесторонняя подготовка подрастающего поколения к жизни в данном конкретном обществе.
Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики. Основные категории педагогики:
- воспитание в широком смысле слова
- воспитание в узком смысле слова – целенаправленный, планированный, организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на формирование заданный качеств личности и черт хар-ра. - обучение – двухсторонний процесс, направленный на передачу и усвоение ЗУНов, т.е. процесс в ходе которого решаются дидактические задачи. - развитие – потенциальный процесс количественного накопления, приводящ к качеств изменениям.
- образование – процесс и результат усвоения теор знаний, форм практ умений и навыков, развит мыслит процессов, мировоззрений, качеств личности, формиров воспитанником заданных черт хар-ра, необх молодежи в данном конкр общ-ве. - социализация – адаптация к жизни в данном конкр общ-ве.
- преподавание – деятельность учителя, напр на передачу и контроль знаний
- учение – деят ученика, напр на восприят, осмвсление и применения умений и навыков
- самовоспитание – процесс самотоят постановки и достиж под личностн контролем пост целей и задач развит обучения и воспит.
Функции:- исследовательская – всестороннее изучения предмета - прогностическая – определенные перспективы развития научного предмета - практическая – конкр внедрение научн достижений, практикум
2.Развитие личности как психолого-педагогическая проблема .Человек – это биосоциальное существо. Личность – социальный индивид или человек, как субъект социальных отношений и совместной деятельности. Индивид – единый представитель человеческого рода или человек разумный. Личностью человек не рождается, а становится. Однако существуют различные точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности.Расхождения касаются понимания движущих сил развития.В широком смысле развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое. В человеке на протяжении всей его жизни происходят количественные и качественные изменения. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Ведущий процесс в развитии личности - воспитание.Движущая сила развития- борьба противоречий. Столкновение в конфликте противоположных сил дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений.Различают противоречия:• внутренние (несогласие с собой, индивид побуждения человека) и внешние(отношения человека с другими людьми, обществом, природой);• общие (универсальные); движущие развитием всех людей, и индивидуальные - характерные для отдельно взятого человека.Длительные исследования человеческого развития позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.К внутренним условиямотносятся физиологические и психические свойства организма.Внешние условия- это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. Факторы развития личностиДуховное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы.Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов.В переводе с латинского "фактор" - делающий, производящий; движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.Факторы: 1) биологические (наследственность). 2) социальные (среда, воспитание).В различные периоды развития общества педагогика по-разному трактовала роль и соотношение их в формировании человека. Наиболее отчетливо в этой трактовке видны тенденции противопоставления в различных вариантах биологического и социального факторов. Биологический фактор- это прежде всего наследственность, то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Родившийся ребенок получает по наследству от своих близких и далеких предков строение тела, органов чувств и движений, Предметом разных точек зрения является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей (способности к какой-то деятельности).К социальным факторам относятся среда и воспитание. Понятие "среда" может рассматриваться в широком и узком смысле: среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Среда при узком подходе к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека - это непосредственное предметное окружение.
3Возрастные этапы развития личности. Особенности обучения и воспитания школьников различного возраста.Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.Возрастные особенности –комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.Говоря о различных этапах развития личности, следует обратиться к возрастной периодизации Эльконина. В своей периодизации он выделил следующие понятия:ведущая дея-тельность (основной вид деятельности, в котором формируются психические новообразова-ния возраста). Социальная ситуация развития (система общественных отношений, в которую вступает человек). Основные ново-образования раз-вития (новые свойства и каче-ства, которые появляются в психике человека к концу возраст-ного периода)Младшешкольный: психолого-педагогические домины развития: усвоение нового режи-ма жизни; усвоение специфики взаимоотношений с учителем, одноклас-сниками; изменение отношений ребенка с семьей; затруднения в отноше-нии к учебной деятельности, к выпол-нению домашних заданий.Ведущая идея в организации пед процесса: Формирование пер-воначальных детских убеждений, постро-енных на главных постулатах общечело-веческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.Основные направления пед деятельности: формирование пер-вичных представ-лений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения; развитие обществен-ных отношений и предупреждение авто-ритарности учителя; формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.Подростковый: психолого-педагогические домины развития: потребность во «взрослом» обращении; превращение общения в самостоятельный вид дея-тельности; потребность само-утвердиться, занять достойное место в коллективе; возникновение потреб-ности в активной позна-вательной деятельности; потребность в половой идентификации.Ведущая идея в организации пед процесса: Создание ситуации успеха в наиболее значимых видах дея-тельности, дающих возможность пози-тивного самоутвер-ждения личности; формирование ценно-стных установок; предупреждение от-клонений в поведении и нравственном раз-витии.Основные направления пед деятельности: формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться; организация педаго-гического влияния на индивидуально-груп-повое и коллективное мнение подростков; предупреждение невротических рас-стройств и патоло-гических влечений (к курению, алкоголю, токсическим сред-ствам).Старший школьный: психолого-педагогические домины развития: формирование опреде-ленного типа внешности (соматотипа); формирование престав-лений о собственной уникальности; эмансипация от роди-телей, возникновение новой системы отношений с ними; стремление к автоно-мизации по отношению к культуре взрослых; возникновение потреб-ности в любви; поиски смысла жизни.Ведущая идея в организации пед процесса: Помощь в само-определении на бу-дущее; создание условий для моби-лизации потенци-альных возможностей личности в соответ-ствии с ее реальными притязаниями.Основные направления пед деятельности: ориентация на само-воспитание; помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками; формирование науч-ного мировоззрения; помощь в профес-сиональном самооп-ределении; формирование осо-знанной гражданской позиции.
4. Проблема цели и целеполагания в педагогикеЦель– это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.Функции: побудительную; направляющую и регулирующую.Целеполагание– процесс определения целей. ЦЕЛЬ и характер воспитания определяются: экономическим развитием общества; научно-техническим и социальным уровнем развития; развитием педагогической теории и практики; возможностями учебно-воспитательных учреждений; уровнем подготовки педагогических кадров; развитием детей и их возможностямиУровни целеполагания:Первый уровень (Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества, социальный воспитательный заказ)Второй уровень(Образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, Реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах)Третий уровень (Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации) Педагогическая цель –предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, с которыми в последствии соотносятся все остальные компоненты педпроцесса. (научить учащихся целеполаганию, совпадение целей учителя и учащегося)Классификация целей:По масштабу:государственные, цели образовательной систем, изучения отдельных предметов, темы и раздела, урокаПо времени:стратегические, тактическиеУниверсальная классификация:общественные, инициативные, организационные, методические, формальныеЦель воспитания конкретизируется в задачах (эстетическое..). проблема целей воспитания является дискуссионной. Ни одно из существующих определений цели воспитания не является исчерпывающим. Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной, так и реальной цели воспитания.Идеальная цель воспитанияотражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность. Философы древности представляли себе человека средоточением функциональных добродетелей. В дальнейшем проблема всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом. Идеальная цель воспитания является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Цель педагогической д-ти является учебно-воспитательной. ТДЗ
5. Содержание образования в педагогике. Нормативные док-ты определяющие содержание образования.
Содержание образования- это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Существуют следующие общие принципы формирования CO:1) гуманистичность,обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности; 2) научность,3) последовательность,4) историзм,означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых; 5) систематичность,6) связьс жизнью; 7) соответствие возрастным возможностям8) доступность,
Содержание образование представлено:
Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, в котором определен образовательный минимум (что должен знать и уметь выпускник) для каждой ступени образования.Учебный план - сертификат учебного заведения, в котором определяется перечень учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебного времени.
Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание и логику изложения учебного материала по каждому предмету, объем времени на его изучение в целом.Учебники и учебные пособия - средства обучения, основные источники информации и организации самостоятельной работы обучаемых по каждому учебному предмету.
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
Учебный план- это сертификат учебного заведения, определяющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета; 6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.На основе учебного плана составляются учебные программыпо всем предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.
6. Педагогический процесс, его целостность и структураПроцесс (от лат. – продвижение) – движение вперед, изменение.Педагогический процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе (например, в школе, вузе, системе образования в целом). Функции: информационная, Развивающая, Воспитательная, ценностная ориентация, социальная адаптация и др.
Признаки:Целостность (в ПП осуществляется педагогическое воздействие на личность в целом – ее сознание, эмоции, поведение)Единство (в ПП воедино слиты процессы формирования, развития, обучения и воспитания личности вместе с условиями их протекания, методами и формами их реализации, образуя содержательное единство, подчиняясь единой цели)
Общность (все компоненты ПП воздействуют на личность, сообща, комплексно, одновременно)Структура ПП – совокупность составляющих его частей, соотвсетсвующих компонентам педсистемы.Структуру ПП определяют следующие компоненты:Целевой (процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов).Содержательный (отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу)операционно-деятельностный (взаимодействие педагогов и воспитуемых их сотрудничество, организация и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат)оценочно-результативный (процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью)Между компонентами существуют информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, причинно-следственные связи, связи управления и самоуправления
Движущая сила (источник) ПП – противоречие между требованиями к личности, возникающими в ее жизни, и реальными возможностями личности, ее уровнем развития (разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития личности).Закономерности ПП– объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи ПП с другими явлениями: социальной системой, деятельностью, активностью самой личности, общением.
И.П. Подласый:связь воспитания и социальной системы.Связь между обучением и воспитанием.Связь воспитания и деятельности: воспитывать - значит включать ребенка в различные виды деятельности.Связь воспитания и активности личности: воспитание осуществляется успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектомСвязь воспитания и общения: воспитание протекает во взаимодействии людей - учителей, учеников и др.закономерность динамики педагогического процесса - величина всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущих этапах.Закономерность развития личности в педагогическом процессе - темпы и уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического влияния. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом - эффективность педагогического воздействия зависит от: . интенсивности обратных связей между учениками и педагогами; . величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе - эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности - эффективность педагогического процесса обуславливается: качеством педагогической деятельности; качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
Система образования в РБ
Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления ими, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Национальная система образования включает: участников образовательного процесса, образовательные стандарты, учреждения образования, государственные органы управления образованием.
Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:
v подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;
v обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей и нравственно-правовых норм общественного поведения;
v воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.Тенденции развития образования
• Повышения ролиобразования в обществе.
• Создание системы непрерывного образования.Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание.
• Интернационализация образования
• Стандартизация содержания образования.Информатизацияобразования на основе модернизации его материально-технической базы (видео, компьютеры, и т.д.)
• Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании.Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.).
• Демократизацияуправления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием.Индивидуализация.
• Дифференциацияобразования
принципыприоритетность образования;
üобязательность общего базового образования;доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования;преемственность (связь) и непрерывность уровней и ступеней образования;национально-культурная основа образования;приоритетность бщечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера бразования;научность;экологическая направленность образования;демократический характер управления образованием;светский характер образования (житейское).по отношению к государству – государственно-частная система образования;по отношению к церкви – светская система образования, но допускается взаимодействие с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.В 2003 г. заключено соглашение о сотрудничестве Министерства образования РБ и Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитания и обучения, милосердия, поддержки семьи, материнства и детства, охраны окружающей среды.по характеру управления – централизованная система образования, носит государственно-общественный характер, осуществляется правительством, республиканскими и местными органами управлениями на основе принципов гласности и демократии.
8. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
1. Повышения роли образования в обществе.
2. Создание системы непрерывного образования («образование через всю жизнь»), где все ступени продолжают и дополняют друг друга: семья → детский сад → школа → вуз → образование взрослых.
3. Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание.
4. Интернационализация образования (создание единого мирового образовательного пространства, возможность получения образования в любой стране, взаимное признание государствами дипломов об образовании). Болонский процесс (1999 – 2010) – процесс интеграции системы высшего образования европейских государств с целью укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы.
5. Стандартизация содержания образования – определение нормы образованности на каждой ступени образования, введение в содержание образования базового компонента, т.е. фундаментальных логически завершенных знаний как основы для жизни в современном обществе и продолжения образования.
6. Информатизация образования на основе модернизации его материально-технической базы (видео, компьютеры, и т.д.)
7. Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании.
8. Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.).
9. Демократизация управления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием.
10. Индивидуализация образования – организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей и возможностей человека.
11. Дифференциация образования – разделение обучаемых на группы с учетом их потребностей, интересов, способностей и возможностей с целью создания оптимальных условий для их развития в образовании.