Прочитаем дополнительно
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1991.
Захаренко ИА. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
Зинченко С.Н. Трудные дети. Киев, 1988.
Караковский В А. Любимые мои ученики. М., 1987.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.
Коломинский ЯЛ., Панько ЕА. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
Кушнер Ю. Изучение подростковой депрессии // Воспитание школьников. 1991, № 2.
Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., 1990.
Люблинская АА. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.
Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. 1999. № 4. С. 53—61.
Подласый ИЛ. Педагогика начальной школы. М., 2000.
Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.
Славина Л Л. Дети с эффектным поведением. М., 1966.
Эмоциональное здоровье вашего ребенка / Пер. с англ. М., 1996.
ТРЕВОЖНОСТЬ • Результат запугиваний • Противоречивые требования • Неадекватные требования • Отсутствие требований |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ |
ДЕПРЕССИЯ
ПРИЧИНЫ |
Неудачи, обиды Смерть близких Боязнь школы, учителей, плохих оценок
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГА ВИНА УГРОЗА ВРАЖДЕБНОСТЬ |
ПРИЗНАКИ • Беспокойство, неувер' • Повышенная возбудим! • Ожидание худшего • Боязнь общения • Нежелание начинать новое |
ПРИЗНАКИ Подавленное состояние Заторможенность Тоскливое выражение лица Сниженный аппетит Плохой сон Низкая самооценка Отклоняющееся поведение
КОРРЕКЦИЯ | ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ | |||
Ободрение | НАПРЯЖЕННОСТЬ | м | ||
Поощрение | ||||
Вселение уверенности | \ | |||
Защита от неприятностей Снятие напряженности | КОРРЕКЦИЯ V | |||
Тренинг | Улучшение настроения / Положительные эмоции А/ 1 | |||
Укрепление воли | ||||
Сопереживание | Игры, развлечения / у | |||
Ролевые игры | Заинтересованная помощь / / | |||
Честность и доверие | Поддержка детей \ -/ | |||
Повышение самостоятельности | Благоприятный климат \J | |||
Перевод тревоги в | Интенсивное положительное общение | |||
конструктивную | Занятия физкультурой | |||
Посильный физический труд | ||||
Отвлечеие от неприятностей | ||||
ДЕПРИВАЦИЯ- это эмоциональное | ФРУСТРАЦИЯ— эмоциональная | |||
состояние ребенка, лишенного любви | напряженность, обусловленная | |||
и заботы. Относительная депри- | невозможностью осуществить свои | |||
вация— чувство обойденности. | намерения, крушение надежд. | |||
ГЛАВА коррекция
4 отклоняющегося
поведения
Причины и следствия аномального поведения
Классификация отклоняющегося поведения
Формы и уровни отклоняющегося поведения
«Кризис-7»: поведение учителя
Проблемы адаптации детей к школе
Коррекция группового поведения
ПРИЧИНЫ
• Невозможность
удовлетворить свои
потребности
• Признание своего
положения худшим
• Лишение любви,
заботы, опеки
ПРИЗНАКИ
• Подавленное
состояние
• Отношение
к ценностям
• Готовность
совершить
деструктивн
ые действия
КОРРЕКЦИЯ Правильное воспитание Разумные ограничения Разъяснения, поддержка Терпеливость, любовь Вселение надежды