Дополнительно рекомендуемая

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для Вузов. – С.Пб. :Питер, 2001. - С.72-87.

Теория обучения: уч. пособие для студ высш уч завед./под ред. Андриади И.П..-М.:ИЦ «академия», 2010, стр 34-51.

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем педагогический закон отличается от педагогической закономерности?

2.Приведите свою формулировку принципа природособразности обучения и воспитания личности.

3.В чем состоят отличия понимания сущности и содержания принципов педагогического процесса (процесса воспитания или процесса обучения) в предшествующей и современной теории образования? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.

Тема 4. Содержание образования.

Понятия: образование, содержание образования, содержание общего образования, принципы отбора и структурирования содержания образования, государственный образовательный стандарт.

Вопросы для обсуждения.

1.Что понимают под содержанием образования? Каковы источники и факторы его формирования?

2.Охарактеризуйте принципы отбора и структурирования содержания образования.

3.Что понимают под государственным образовательным стандартом? Каковы функции, цели и структура этого нормативного документа?

4.Обозначьте и охарактеризуйте основные положения концепции государственных образовательных стандартов общего среднего образования второго поколения.

5.Укажите, в чем состоит новизна подхода к разработке государственных образовательных стандартов «второго поколения» и каковы направления изменений содержания образования.

Литература

Основная

Педагогика : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений , В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд стереотип –М.: ИЦ « Академия», 2003 -С.214-245.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: уч. пособие для студ. выс.уч.зав./В.В. Сериков; Под ред В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.-М.: ИЦ 2Академия», 2008. – стр. 21-25

Кузнецов В.А. Разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогика-2009. -№4-С. 3-10.

Дополнительная

Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика -2011-№ 4 –С.8-15.

Дополнительно рекомендуемая

Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения федеральных государственнных образовательных стандартов нового поколенич // Педагогика -2009.-№ 4-С. 69-76.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений, А.В. Хуторской. –М.: ИЦ « Академия», 2009.-С.55-64,78-85,89-93.

Вопросы для самоконтроля

1.Как связаны социокультурный опыт и содержание образования? Чем обусловлена их связь?

2.Какие факторы и условия оказывают наибольшее влияние на изменения содержания образования?

3.Введение стандартов образования – это положительный или отрицательный фактор развития индивидуальности личности?

4. В чем заключаются возможные трудности реализации образовательных стандартов второго поколения в массовой образовательной практике? Каковы пути преодоления таких трудностей?

Тема 6. Современные дидактические концепции и системы.

Понятия: система, концепция, дидактика, обучение, дидактическая система, дидактическая концепция.

Вопросы для обсуждения

1.Что понимают под дидактической концепцией, дидактической системой?

2. Какова структура дидактической концепции, дидактической системы?

3.В чем состоят сходства и различия дидактических концепций и систем?

Примечание: вопрос № 3 обсуждается после знакомства с групповыми сообщениями по различным концепциям и системам. Для подготовки сообщения студенты объединяются в группы (по 5-6 человек), выбирают тему сообщения, распределяют основные вопросы темы, обязанности по поиску и подготовке содержания сообщения, его презентации (видео-презентации, схемы или таблицы). Участники выступления готовят контрольные вопросы (1-2) для слушателей.

Темы групповых сообщений:

Тема 1. Концепция и система традиционного обучения.

Литература

Основная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С. 129-131.

Дополнительная

Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003. -Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 302-304.

Тема 1. Концепция и система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Литература

Основная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого –М.: Педагогическое сообщество России, 2003- С. 128-129

Дополнительная

Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов/ Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд. стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.185-188.

Тема 2.Концепция содержательного обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

Литература

Основная

Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд., стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.188-192.

Тема 3. Концепция и система поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.

Литература

Основная

Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд., стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.192-193.

Тема 4. Педоцентрическая концепция обучения

Литература

Основная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003- С. 131-134.

Дополнительная

Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - 2-е изд., стереотип –М.: ИЦ « Академия» -С.193-196.

Наши рекомендации