Организация внешне мотивированной учебной деятельности
Компоненты деятельности | Действия учителя в традиционной школе |
1. Цель | Цель на уроке ставит сам |
2. Мотив | Мотивирует сам, чаще за счёт внешних стимулов |
3. Средства | Средства выбирает сам |
4. Действие | Организует и регламентирует действие |
5. Результат | Подводит весь класс к результату, который наметил сам |
6. Оценка | Оценивает сам |
В данном случае все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, и они не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики по-
падают в капкан пассивности. Ещё А. Дистервег в своем «Руководстве к образованию .немецких учителей» писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только, возбуждение...»'. К.Д. Ушинский думал сходным образом: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»2. . -
Ученик на традиционном уроке выполняет в основном репродуктивные действия (до 90% всего учебного времени), рекомендуемые и контролируемые учителем с помощью отметок, которые в обычном их использовании бесспорно являются внешним принуждением, «кнутом и пряником», «костылями хромой педагогики» (Ш.А. Амонашвили).
После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в человеке нелегко Полезной может оказаться когнитивная коррекцион-ная программа «скил-терапия», разработанная Д.Мей-хенбаумом на основе общей теории деятельности и потому легко применяемая в учебном процессе, организуемом на базе деятельностно-практического способа обучения3 (см. таблицу 3).'
' Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — м-, 1936. С. 118.
2 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения "бтт. - м.^ 1990. Т. 3. С 23.
См.: Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г "озрастно-психологическое консультирование.// Проблемы "сихического развития детей. - М., 1990.
Развитие саморегуляции учащихся
Коммуникация
Фаза скил-терапии
Учитель ставит и решает задачу вслух в форме диалога, используя местоимения «мы» и «нам»;
функция анализа, постановки цели ____
Вопросы и ответы по существу задачи, обсуждение способа решения:
«твоё предложение цен но»;
умения выдвигать и выбирать альтернативные варианты её решения.
Выводы: ^
1. Организовать процесс познавательной учебной деятельности школьников без оценки вообще невозможно, так как оценка является необходимым компонентом деятельности, его регулятором.
2. Изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности, субъект-субъектных отношениях обучающих и обучающихся.
3. Для совершенствования учебного процесса необходимо развивать у школьников умение самостоятельно производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности.
функция планирования
3. Вербализованного самостоятельного решения задачи _ |
Самоинструктирование: «я буду делать так...» побуждение к репликам-самоодобрениям: ты собой доволен? |
функция контроля, самоодобрения_____
4. Решения. задачи во внутреннем- плане |
Помощь в случае затруднений в выборе цели (веер целей), развитие метапознания^ |
функция метапознания
Когнитивная тренировка на материале урока влияет на способ мышления, увеличивая общую способность к разрешению проблемных ситуаций за счёт
РАЗДЕЛ IV ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
§1. Индивидуальная и социальнаянормативная
ориентация учителя
Мы придерживаемся неоспоримого мнения психологов, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обусловливается применением индивидуальных эталонов оценки достижений. У учителя естественно должен возникнуть вопрос: «Что такое индивидуальные нормативные ориентации? Какими эталонами в оценке знаний детей пользуюсь я — учитель
массовой школы?»
Существует два основныхтипа учителей, руководствующихся в практической деятельности совершенно разными типами эталонов: индивидуальными и социальными (рис, 4).
С социальной нормативной ориентацией
С индивидуальной нормативной ориентацией
Рис. 4. Типы учителей
Социальная нормативная ориентация подразумева ет, что критерием оценки являются социальные нор'
* мы, общезначимые сравнения, общепринятые эталоны. Социально-ориентированные педагоги оценивают ученические действия, как правило, на основе следующих критериев:
• сопоставительного, когда учитель сравнивает действия и учебный результат одного ученика с аналогичным результатом другого или всех учащихся класса; .
• нормативного, когда полученный результат оценивается с точки зрения установленной Нормы, единого • общепринятого стандарта (например: одна ошибка - «4», две - «З»).
Оценке в этом случае подвергаются только наличные знания школьника. Старания и усилия ребёнка — этого растущего, развивающегося человека — как правило, не принимаются во внимание.Не учитывается и рациональность его учебной деятельности, внутреннее состояние школьника в данный момент.
Учителя с индивидуальной нормативной ориентацией применяют в работе специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми результатами и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития. Основной критерий, которым пользуется в данном случае педагог, - индивидуальный, личностный, когда человек сравнивается с самим собой вчерашним, что и позволяет увидеть индивидуальные ус-
1 пехи или их отсутствие. '•
'I Например, учитель говорит школьнику: «Какой сложный пример ты решил! Вчера это правило у тебя вызывало затруднение. Я думаю, что дома ты очень хорошо проработал материал изучаемого параграфа». Пе-Дагог отмечает и поощряет малейшее продвижение Школьника вперёд, постоянно анализирует причины, .-которые этому способствуют или мешают.