Организация внешне мотивированной учебной деятельности

Компоненты деятельности   Действия учителя в традиционной школе  
1. Цель   Цель на уроке ставит сам  
2. Мотив   Мотивирует сам, чаще за счёт внешних стимулов  
3. Средства   Средства выбирает сам  
4. Действие   Организует и регламентирует дей­ствие  
5. Результат   Подводит весь класс к результату, который наметил сам  
6. Оценка   Оценивает сам  

В данном случае все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, и они не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики по-

падают в капкан пассивности. Ещё А. Дистервег в сво­ем «Руководстве к образованию .немецких учителей» писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собствен­ной деятельностью, собственными силами, собствен­ным напряжением. Извне он может получить только, возбуждение...»'. К.Д. Ушинский думал сходным обра­зом: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»2. . -

Ученик на традиционном уроке выполняет в ос­новном репродуктивные действия (до 90% всего учеб­ного времени), рекомендуемые и контролируемые учи­телем с помощью отметок, которые в обычном их ис­пользовании бесспорно являются внешним принужде­нием, «кнутом и пряником», «костылями хромой пе­дагогики» (Ш.А. Амонашвили).

После длительного пребывания в режиме принуж­дения возродить самостоятельность в человеке нелегко Полезной может оказаться когнитивная коррекцион-ная программа «скил-терапия», разработанная Д.Мей-хенбаумом на основе общей теории деятельности и по­тому легко применяемая в учебном процессе, органи­зуемом на базе деятельностно-практического способа обучения3 (см. таблицу 3).'

' Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — м-, 1936. С. 118.

2 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения "бтт. - м.^ 1990. Т. 3. С 23.

См.: Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г "озрастно-психологическое консультирование.// Проблемы "сихического развития детей. - М., 1990.




Развитие саморегуляции учащихся

Коммуникация

Фаза скил-терапии

Учитель ставит и решает задачу вслух в форме диалога, используя ме­стоимения «мы» и «нам»;

функция анализа, поста­новки цели ____

Вопросы и ответы по существу задачи, обсуж­дение способа решения:

«твоё предложение цен но»;

умения выдвигать и выбирать альтернативные вари­анты её решения.

Выводы: ^

1. Организовать процесс познавательной учебной деятельности школьников без оценки вообще невозможно, так как оценка является необхо­димым компонентом деятельности, его регуля­тором.

2. Изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности, субъект-субъектных отношениях обучающих и обучающихся.

3. Для совершенствования учебного процесса не­обходимо развивать у школьников умение само­стоятельно производить самооценку получен­ных результатов познавательной и других видов деятельности.

функция планирования


3. Вербализованного само­стоятельного решения за­дачи _

Самоинструктирование: «я буду делать так...» побуждение к репликам-самоодобрениям: ты собой доволен?


функция контроля, самоодобрения_____


4. Решения. задачи во внутреннем- плане

Помощь в случае затруд­нений в выборе цели (веер целей), развитие метапознания^


функция метапознания

Когнитивная тренировка на материале урока влия­ет на способ мышления, увеличивая общую спо­собность к разрешению проблемных ситуаций за счёт

РАЗДЕЛ IV ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

§1. Индивидуальная и социальнаянормативная

ориентация учителя

Мы придерживаемся неоспоримого мнения психо­логов, что активизация внутреннего потенциала лич­ности во многом обусловливается применением инди­видуальных эталонов оценки достижений. У учителя естественно должен возникнуть вопрос: «Что такое ин­дивидуальные нормативные ориентации? Какими эта­лонами в оценке знаний детей пользуюсь я — учитель

массовой школы?»

Существует два основныхтипа учителей, руково­дствующихся в практической деятельности совершенно разными типами эталонов: индивидуальными и соци­альными (рис, 4).



Организация внешне мотивированной учебной деятельности - student2.ru

С социальной норматив­ной ориентацией

С индивидуальной норма­тивной ориентацией



Рис. 4. Типы учителей

Социальная нормативная ориентация подразумева ет, что критерием оценки являются социальные нор'

* мы, общезначимые сравнения, общепринятые эталоны. Социально-ориентированные педагоги оценивают уче­нические действия, как правило, на основе следующих критериев:

• сопоставительного, когда учитель сравнивает действия и учебный результат одного ученика с аналогичным результатом другого или всех уча­щихся класса; .

• нормативного, когда полученный результат оценивается с точки зрения установленной Нормы, единого • общепринятого стандарта (например: одна ошибка - «4», две - «З»).

Оценке в этом случае подвергаются только налич­ные знания школьника. Старания и усилия ребёнка — этого растущего, развивающегося человека — как пра­вило, не принимаются во внимание.Не учитывается и рациональность его учебной деятельности, внутреннее состояние школьника в данный момент.

Учителя с индивидуальной нормативной ориентаци­ей применяют в работе специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми результатами и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития. Основной критерий, которым пользуется в данном случае педагог, - индивидуальный, личност­ный, когда человек сравнивается с самим собой вче­рашним, что и позволяет увидеть индивидуальные ус-

1 пехи или их отсутствие. '•

'I Например, учитель говорит школьнику: «Какой сложный пример ты решил! Вчера это правило у тебя вызывало затруднение. Я думаю, что дома ты очень хо­рошо проработал материал изучаемого параграфа». Пе-Дагог отмечает и поощряет малейшее продвижение Школьника вперёд, постоянно анализирует причины, .-которые этому способствуют или мешают.

Наши рекомендации