Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 8 страница

профессиогенный стресс. Он связан с условиями, средствами, технологией, режимом, ритмом осуществления той или иной про­фессиональной деятельности, специальности (моряки, шахтеры, летчики, педагоги, журналисты и др.);

исключительно сильное стрессогенное воздействие на челове­ка оказывают климатические и географические условия его жиз­недеятельности, природные процессы, катаклизмы, катастрофы (ураганы, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, се­левые потоки и т.п.) — природообусловленный стресс;

аутогенный стресс. Причиной стресса, стрессорами могут быть и те или иные черты личности. Например, обидчивость, мнитель­ность или чувство неполноценности могут вызвать стресс и без влияния внешних стимулов. Отдельные черты личности способ­ствуют неблагоприятному для человека восприятию и понима­нию ситуации, оценке степени ее значимости и негативности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Паранойяльная уста­новка личности, например, создает хронический стресс, приво­дящий к болезням адаптации, вызываемым постоянной готовно­стью отразить нападение враждебного окружения. Эта хроническая готовность к борьбе вызывает и поддерживает стресс. ^

Как отмечал Ю. М. Орлов, «стрессорами могут быть и особен­ности умственного поведения и мышления (так называемое па­тогенное мышление). Например, склонность к интерпретации по­ведения близких, как отклоняющихся от некоторых культурных стандартов, вызывает у интерпретатора эмоциональный стресс, состояние негодования, раздражительности и даже агрессии».

Особое значение в жизни и деятельности современного специ­алиста имеет социогенный стресс.

Все многообразие источников социогенного стресса можно свести в две группы стрессовых факторов: стрессоры макросоцио-среды и стрессоры микрогруппового характера.

Стрессогенные факторы макросоциосреды включают в себя:

1) стрессогенные факторы, связанные с особенностями соци­альной среды, в которую погружен человек: степень стабильно­сти той или иной экономической, политической, правовой, нрав­ственной, криминогенной и другой ситуации, того или иного уровня жизни населения и т.п.;

2) факторы, связанные с особенностями современной деятель­ности государства: особенности его внутренней и внешней, воен­ной, образовательной, экологической и другой политики в ос­новных сферах жизни и деятельности людей, его обязательность в исполнении своих решений, готовность и способность отстаивать интересы основной массы населения страны;

3) факторы деятельностного характера, такие как: возможно­сти реализации права на труд, степень обеспеченности средства­ми и материалами на производстве, социальная защищенность труда, повышение экстремальности современного труда факти­чески во всех сферах и др.;

4) факторы информационно-технологического характера, свя­занные с содержанием и динамикой информационного поля, в котором находится современный человек, с проблемой инфор­мационно-психологической опасности, исходящей от средств массовой информации: искажение, предвзятость информацион­ного воздействия СМИ; навязывание агрессивных, асоциальных норм и правил поведения, индивидуализма, сексуальной распу­щенности, вседозволенности, обесценивания жизни и личности человека; бесцеремонность и манипулятивный характер инфор­мационного воздействия.

Микрогрупповыми стрессорами могут выступать возникающие в коллективе конфликты сотрудников, особенно конфликты с ру­ководством, несовместимость сотрудников, низкая культура от­ношений, неадекватный стиль руководства и искажения в оце­ночной деятельности руководителей, нарастание тревожности и психической напряженности у сотрудников, различного рода пси­хические травмы (потеря близкого человека, серьезные заболева­ния, физическое и психологическое насилие и др.).

Под влиянием тех или иных стрессоров или их совокупности у людей и возникают соответствующие психические стрессовые со­стояния.

Диагностика и коррекция стрессовых состояний будут более осмысленными, предметными и успешными на общем фоне пред­ставлений о психических состояниях человека.

Рассмотрим кратко и в общих чертах эту проблему.

Особый класс психических явлений человека составляют пси­хические состояния,под которыми принято понимать своеобра­зие функционирования психики человека в данный момент или в течение какого-то времени. Психические состояния характеризу­ют определенный настрой психики человека, ту или иную ее функ­циональную готовность. Они играют исключительно большую роль в жизнедеятельности человека, поскольку непосредственно регу­лируют поведение и деятельность людей.

Различают следующие психические состояния человека:

а) функциональные: интеллектуальные, эмоциональные, воле­вые, психомоторные, мотивационные. Преобладание и явное до­минирование тех или иных функциональных состояний необхо­димы для успешного осуществления соответствующей деятель­ности.

Например, учебно-познавательная деятельность не может быть эффективной, если не создан соответствующий настрой интел­лектуально-познавательной сферы личности при определенном фоновом настрое мотивационной, эмоциональной и волевой сфер; если не создана и не поддерживается соответствующая психоло­гическая атмосфера в учебной группе. И наоборот, чрезмерная актуализация мотивации или эмоциональных состояний может отрицательно повлиять на качество учебно-познавательной дея­тельности.

Однако функциональные психические состояния в чистом виде бывают крайне редко. Обычно целостно функционирующая пси­хика характеризуется так называемыми общими психическими состояниями;

б) общие психические состояния: подъем, угнетение, готовность, апатия, уверенность, неуверенность и др. В общих психических состояниях своеобразно включены и представлены отдельные, несколько или все функциональные состояния психики.

В общих психических состояниях функциональные могут быть представлены в более или менее гармонизированном виде либо отдельные из них могут доминировать, определяя своеобразие общего настроя психики человека.

В психологии используется и такой термин, как общий функци­ональный настрой психики человека на соответствующую задачу, деятельность.

Своеобразие психических состояний человека обусловлено сле­дующими обстоятельствами:

1) ситуацией, внешней средой, целями, задачами и средства­ми деятельности;

2) значимостью для человека этих внешних обстоятельств: чем большее значение для человека имеют внешние обстоятельства и ожидаемые результаты его деятельности, тем более высок уровень

функционирования его психики, тем интенсивнее проявляются его психические состояния;

3) степенью подготовленности и готовности человека решать соответствующие задачи в конкретных условиях;

4) способностью человека управлять своими психическими состояниями, контролировать и корректировать динамику и уро­вень их функционирования.

Как уже отмечалось выше, под стрессовыми в психологии по­нимают разнообразные психические состояния людей, которые возникают и развиваются у них в экстремальных, стрессовых ус­ловиях, обстоятельствах. Стрессовые состояния (подъема, готов­ности, мобилизованности, апатии, страха, уныния и т.п.) могут иметь как личностный, так и групповой характер. В зависимости от уровня, степени выраженности стрессовых состояний они по-разному воздействуют на психические, физиологические и физи­ческие возможности человека и его деятельность: могут либо сти­мулировать, повышать ее эффективность, либо, наоборот, снижать качество деятельности и поведения людей. В связи с этим выделя­ют и такое основание для классификации психических состояний людей: характер их влияния на деятельность и поведение.

По характеру влияния на деятельность и поведение человека психические состояния могут быть стеническими, способствую­щими успешности действий, и астеническими, отрицательно вли­яющими на деятельность и ее результаты.

Стенические психические состояния личности: активность, подъем, энтузиазм, мобилизованность психики, психологическая готовность к деятельности, уверенность, решимость и др.

Подготовка специалиста предполагает формирование соответ­ствующих базовых основ для возникновения таких психических состояний: высокого профессионализма, прочных нравственных убеждений, устойчивой системы ценностных и смысловых обра­зований личности, воли, умений и навыков саморегуляции пси­хических состояний.

Астенические психические состояния личности: пассивность, утомление, усталость, тревожность, страх в разных формах его проявления, неуверенность, психическая напряженность, де-морализованность, апатия, фобические состояния, фрустрации и др.

Недопущение и успешное преодоление астенических психи­ческих состояний — одна из проблем современной социальной действительности. Основы ее разрешения при определенном под­ходе могут закладываться и в вузе, где одной из задач подготовки специалистов выступает повышение стрессоустоичивости лично­сти будущего профессионала и в целом его психологической за­щищенности от стрессовых воздействий социальной среды и об­стоятельств профессиональной деятельности.

Решающим фактором, определяющим механизмы формирова­ния психических состояний у человека, в том числе и стрессовых, являются не только и даже не столько объективно существующая ситуация, степень ее опасности, сложности, трудности, новиз­ны, неожиданности и т.п., сколько ее понимание и оценка чело­веком, субъективная, личная значимость, характер и отношение личности к этой ситуации, другие своеобразия психики человека. Индивидуальное отражение объективной реальности в созна­нии человека влияет на его субъективную оценку степени опас­ности, угрозы, последствий ситуации и своих возможностей и в соответствии с этим участвует в выработке приспособительных реакций человека.

, Привычным явлением стал стресс на работе. Фактически любая служебная ситуация может стать и является потенциальным ис­точником стресса. К числу наиболее распространенных стрессо­вых ситуаций, возникающих на работе, относятся:

неорганизованность или неспособность распределять время; конфликт с начальниками или коллегами; недостаточная квалификация специалиста, его профессио­нальная неподготовленность; чувство перегруженности работой; слишком высокая или слишком низкая ответственность; неспособность укладываться в сроки; неспособность адаптироваться к изменениям порядка в ра­боте;

неумение применять свои навыки; скука;

отсутствие поддержки со стороны руководства и др. ^ Стресс на работе часто возникает как следствие рассогласова­ния ожиданий специалиста и реальной обстановки, когда ожи­дания чрезмерно завышены или неразумны, когда человек завы­шает свои возможности. Это приводит к угасанию энтузиазма, разочарованию в работе и даже к опустошенности, когда человек совершенно теряет интерес к работе. Опустошение является ре­зультатом длительного воздействия стрессовых условий работы. Оно может появиться у каждого, но в большей мере ему подвержены те, кто профессионально постоянно имеет дело с людьми: работ­ники здравоохранения, правоохранительных органов, учителя. * Синдром опустошенности чаще возникает у тех, кто выполня­ет повторяющиеся или монотонные действия, не получая при этом положительной обратной связи, испытывает большую опасность, длительно осуществляет работу в условиях сенсорной и интеллек­туальной депривации (это характерно для моряков в длительных плаваниях, особенно для подводников, для буровых бригад неф­тяников, работающих вахтовым методом, и др.). По мнению спе­циалистов, наиболее подвержены проявлению синдрома опусто-

шенности трудоголики, педанты, эгоисты, идеалисты. Опустоше­ние всегда приводит к резкому снижению энергетики и эмоцио­нальному истощению.

Основные признаки и симптомы опустошенности таковы: про­явления апатии, безнадежности, беспокойства, враждебности, недомоганий, конфликтных отношений с сотрудниками, обид­чивости, пессимизма, равнодушия, скуки, раздражительности, разочарований, ощущений беспомощности, ненужности и других негативных психических состояний, актуализация проблем сек­суальности, семейного, супружеского характера.

Одним из самых сильных стрессоров является неумение спе­циалиста правильно распределить время. В таком случае человек утрачивает возможность сделать то, что необходимо, получить удо­вольствие от того, чем хотел бы заняться. Не успевая разрешить весь круг желаемых и необходимых проблем, человек постоянно испытывает состояние психического напряжения, которое меша­ет ему нормально осуществлять свою жизнедеятельность.

Психическая напряженность— одно из наиболее часто встреча­ющихся стрессовых состояний. Истоки этого состояния самые раз­ные. На работе наиболее типичными стрессорами, вызывающими у специалиста психическую напряженность, являются: дефицит времени, гиперответственность, ограниченность информации о тех или иных обстоятельствах профессиональной деятельности, высокая динамика либо, наоборот, монотония трудовой деятель­ности, низкий уровень социальной защищенности работника, нехватка средств и ресурсов для успешной деятельности, высокая интенсивность труда и др.

Напряженность — это состояние повышенного функциониро­вания психики и организма человека в тех или иных обстоятель­ствах.

По мнению психологов, изучавших влияние напряженности психики на качество профессиональной деятельности специалис­тов, напряженность по-разному сказывается на простых и сложных действиях (см.: Война. Океан. Человек. — М., 1974. — С. 44—46).

Мобилизация возможностей человека всегда сопряжена с оп­ределенным внутренним, в том числе и психическим, напряже­нием. Оно усиливается при переживании человеком ответствен­ности за выполнение задач, воздействии определенных условий, том или ином нежелательном поведении окружающих, напряже­нии воли, ума и физических сил.

Различные степени внутреннего напряжения по-разному отра­жаются на действиях человека и его поведении. До тех пор пока внутреннее напряжение специалиста не переросло по интенсивно­сти некоторый предел, границу, оно проявляется в виде подъема. Он собран, внутренне мобилизован и все делает быстро, четко, безошибочно. Его мысль работает ясно, реакции мгновенны. Но когда

предел перейден, возникает перенапряжение, в результате кото­рого качество действий человека ухудшается. Причем чем больше перенапряжение, тем существеннее его ошибки в действиях.

Ухудшение действий специалиста находится в зависимости от нарастания перенапряжения (рис. 17). Вначале (участок кривой а, обозначенный цифрой ф) в результате перенапряжения в деятель­ности возникают неточности, затруднения в протекании умствен­ных процессов. Человек становится невнимательным, что-то забы­вает, порой трудно соображает, скорость мышления падает. По мере дальнейшего усиления перенапряжения возникают осечки, сбои даже в хорошо, казалось бы, отработанных действиях — в сложных (участок 0), а потом и в простых (участок ф) умениях и навыках: схватился не за ту рукоятку или переключил ее не в ту сторону.

Перенапряжение приводит к запредельному напряжению, не­выносимому вообще для психики человека и его мозга. Если до этого напряжение сказывалось только на профессиональных дей­ствиях, то теперь оно приводит к нравственным и волевым нару­шениям (участок (4)), а затем (участок (5)) и к полному срыву поведения — истерическим реакциям, оцепенению, полному без­различию.

Норма действий

Норма поведения

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 8 страница - student2.ru

Предел полезности напряжения для действий

Нравственный

напряжения!

Перенапряжение

Запредельное напряжение

П„

Рис.17

Пи

Интенсивность внутреннего напряжения

Схема свидетельствует о неодинаковой устойчивости различ­ных компонентов духовных сил человека к предельным нагрузкам. Наиболее устойчиво поведение человека (кривая г). Опыт и науч­ные наблюдения свидетельствуют и о разной устойчивости навы­ков и умений: более сложные, с преобладанием умственного ком­понента (кривая б), сильнее поддаются влиянию внутреннего напряжения, чем простые, двигательные (кривая в).

Крайние формы перенапряжения могут возникать мгновенно, но процесс нарушений может протекать и последовательно. Сле­дует подчеркнуть, что предел напряженности для каждого чело­века индивидуален. В одной и той же обстановке у одного возни­кает запредельное напряжение, у другого — нормальное.

Существует понятие так называемого травматического стрес­са, острой формы стрессовой реакции человека, при которой происходит перегрузка психологических и физиологических адап­тационных возможностей человека, разрушающих (либо снижаю­щих) возможности его психологических и физиологических за­щит, что вызывает психологическую тревогу, напряженность, нежелательный интеллектуальный, эмоциональный и мотиваци-онный дискомфорт.

Травматический стресс — это переживания нетипичного ха­рактера, результат особого взаимодействия человека со средой. Это, по своей сути, нормальная реакция на ненормальные обстоятель­ства. При травматическом стрессе возможны проявления повторя­ющихся интенсивных негативных переживаний при столкнове­нии человека с чем-то, напоминающем травматическое событие. Так, например, если человек когда-то тонул, его охватывает па­нический ужас, когда он попадает в реку с неспокойным течени­ем или в штормовое, неспокойное море. У этих людей нередко появляется чувство укороченного будущего, когда они попадают в обстоятельства, напоминающие давно прошедшее психотрав-мирующее событие.

При травматическом стрессе у человека нарастает тревожность, появляются ночные кошмары, порой он противится засыпанию. Вообще, бессонница часто вызывается высоким уровнем тревож­ности, неспособностью расслабиться, ощущением сильной пси­хической, душевной и физической боли. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь даже при незначительных психических неблагополучиях.

К числу других проявлений травматического стресса отно­сятся вспышки гнева, повышенная раздражительность, нару­шения памяти и концентрации внимания, настороженность, преувеличенное реагирование порой на самые обычные обсто­ятельства.

Истоки травматического стресса разнообразны. Особую роль в этом играет чувство вины — одно из самых непродуктивных и раз-

w h А Сластении

рушительных переживаний человека. Человек с таким чувством как бы застревает в прошлом, он стремится наказать себя за соде­янное, искупить вину и потому деструктивно, разрушающе дей­ствует на себя под влиянием болезненного чувства личной ответ­ственности за прошлые события, обстоятельства.

Травматический стресс обусловлен многими обстоятельства­ми, среди которых выделяются нереализуемая потребность в спра­ведливости, в социальной справедливости, осознание смерти, конца жизни, переживание горя, особенно сильного, патологи­ческого характера, под влиянием неожиданных утрат близких лю­дей, социальных потрясений, актуализация у подавляющей мас­сы населения невозможности в полной мере реализовать потребности в защищенности и др.

Современная медицина считает, что стресс является основной причиной многих заболеваний. Вместе с тем стресс все больше становится повседневным условием нашей жизни, возникает при­вычка к нему, мы научились жить со стрессом.

Различают три группы признаков стрессовых со­стояний человека: физическую, эмоциональную (психологи­ческую) и поведенческую.

\ Основные физические признаки стресса: бессонница, боли (го­ловы, в груди, животе, спине, шее), головокружения, мышеч­ные боли, обострение аллергических реакций, повышение пот­ливости, подверженность травмам, расстройства желудка, потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода, сонливость, слабость, хроническая усталость, повышенная утомляемость, сек­суальные расстройства и др.

Психологические признаки стресса: беспокойства, повышенная возбудимость, гнев, депрессия, невозможность сосредоточиться, путаница мыслей, агрессивность, ночные кошмары, озабочен­ность, отдаленность от людей, раздражительность, плохое настро­ение, состояние прострации, ощущение беспомощности, страха, психическая напряженность, тревожность и др.

Поведенческие признаки стресса: импульсивность поведения, кусание ногтей, потеря интереса к внешнему облику, своему имиджу, скрежетание зубами, злоупотребление алкоголем, уси­ленное курение, хронические опоздания, частые откладывания дел, нервный смех, чрезмерное употребление лекарств, ненор­мативная лексика и др. /

Все названные симптомы выступают признаками нередко скры­того стресса. Специалисту важно видеть стрессовые состояния у сотрудников и диагностировать такие состояния у себя.

В целом такие состояния могут быть как позитивными, конст­руктивного характера, так и негативными, деструктивного плана.

К числу позитивных психических состояний специалиста в стрессовых обстоятельствах могут быть отнесены: психологическая

готовность его к деятельности, уверенность в своих силах, опти­мизм, чувство ответственности, мобилизованность, собранность, решимость действовать, смелость, целеустремленность и др.

К негативным психическим состояниям относятся: страх, пси­хическая напряженность, неуверенность, апатия, безразличие, деморализация, усталость, сомнения, агрессивность, подозритель­ность, пессимизм, сомнения, фрустрационные и другие дезадап-тационные состояния человека.

Вполне очевидно, что успешность профессиональной деятель­ности и вхождения в коллектив, самоутверждение в нем специа­листа во многом зависят от всех этих состояний. И потому знание их специфики, истоков, путей, средств и способов нейтрализа­ции, недопущения одних и актуализации других важно для спе­циалиста любого профиля, особенно в экстремальных условиях его жизни и деятельности.

При этом важно знать, что характер и степень проявления тех или иных психических состояний людей (как индивидов, так и социальных групп) зависят не только от объективных условий их жизни и деятельности, но и от субъективного восприятия, по­нимания и отношения людей, их физических и психических осо­бенностей и состояний. Особую роль в этом играют степень значи­мости для личности происходящих событий, характер и уровень ее самооценки, притязаний, волевая подготовленность и способ­ность к регуляции своих психических состояний.

Люди, относящиеся к жизни уверенно, осмысленно — рацио­налисты, они более устойчивы к стрессовым воздействиям. Влия­ние стрессовых факторов зависит и от того, в какой степени люди испытывают потребность в стрессовых ситуациях. Есть люди, ко­торым нужна жизнь, полная стрессов. Есть категория людей, у которых, наоборот, проявляется стремление к тихой и спокой­ной жизни, они стараются уклониться, уйти от активной, пол­ной перемен жизни. А есть люди, которые достаточно уверенно себя чувствуют как в спокойной, так и в стрессовой обстановке.

В целом же считается общепризнанным, что сопротивляемость, неподверженность человека стрессу часто бывает обманчивой. Осо­бенно это касается опасных и повышенно-стрессовых профессий. Специалисты, которые считают, что они устойчивы к стрессу, со временем обнаруживают у себя различные стрессогенные заболе­вания (сердечно-сосудистого, неврологического, кишечно-желу-дочного, психического и другого характера).

Однако снизить степень негативного воздействия стрессовых обстоятельств на человека можно при определенном подходе. Для этого прежде всего необходимо определить тип своей личности, чтобы легче совершать переход к более высокой устойчивости к стрессам, успешнее формировать готовность действовать в стрессо­вых обстоятельствах. Ведь, как правило, такие обстоятельства от

человека не зависят и коррекции не поддаются. Однако изменить отношение к стрессовым обстоятельствам, выработать уверенность и готовность действовать в условиях стресса, повысить психологи­ческую устойчивость к нему вполне возможно. В таком случае мозг человека научается иначе интерпретировать стрессовые события, наращивая положительный опыт поведения и действий человека! И физически, и психологически люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, на стрессовые воздействия. Считается, что первопричиной стрессовых симптомов являются определен­ные черты характера и взгляды человека на жизнь. В этом смысле различают два типа людей: Аи В. Наиболее типичные, характер­ные черты, свойственные этим типам, представлены в таблице (см.: Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1995).

Наши рекомендации