ВПЕРЕД И ВВЕРХ – НА ВСТРЕЧУ С СОБОЙ. Раздел первый
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел первый. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА
1.1. Истоки гуманистических идей 11
1.2. Гуманистические мотивы в культуре Древнего Китая 11
1.3. Греко-римский гуманизм 14
1.4. Арабский гуманизм 23
1.5. Европейский гуманизм эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) 26
1.6. Византийский гуманизм XIV – XV веков 32
1.7. Европейский гуманизм XVII – XVIII веков 35
1.8. Европейский гуманизм XIX века 42
1.9. Традиции гуманизма в России 46
1.10. Гуманизм сегодня 62
Литература 69
Вопросы для самоконтроля 70
Раздел второй. ГУМАНИЗМ – ЗНАК ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ И ОСНОВА МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Глава первая. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИЗМА 73
1.1. Определение гуманизма 73
1.2. Гуманизм – естественный результат мировой эволюции 76
Вопросы для самоконтроля 90
Глава вторая. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 92
2.1. Что такое человек? 92
2.2. Человеческие качества 93
2.3. Внутренний мир человека 96
2.4. Человек и его внутренний мир 99
2.5. Шаг в сторону: признаки личного существования 103
2.6. Человек и его внутренний мир (продолжение) 110
2.7. Homo humanus – Человек человечный 115
Вопросы для самоконтроля 120
Глава третья. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ 121
3.1. Общие принципы гуманизма 121
3.2. Как понимать идею абсолютной ценности человека? 126
Вопросы для самоконтроля 131
Глава четвертая. СТАТУС ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 133
4.1. Является ли гуманизм философской системой? 133
4.2. Гуманизм и этика 134
4.3. Гуманизм и право 136
4.4. Гуманизм и наука 137
4.5. Гуманизм и идеология 138
4.6. Гуманизм и политика 144
4.7. Гуманизм и религия 147
Вопросы для самоконтроля 150
Глава пятая. ГУМАНИЗМ КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ 151
5.1. Что такое ценность? 151
5.2. Ценности человеческой жизни 154
5.2.1. Жизнь как ценность 155
5.2.2. Смысл жизни 160
5.2.3. Ценности на границах жизни 163
5.2.4. Любовь 167
5.2.5. Семья, рождение и воспитание детей 170
5.2.6. Свобода 171
5.2.7. Уединенность 174
5.2.8. Участие и труд 175
5.2.9. Отдых 178
5.2.10. Творчество 179
5.3. Социальные ценности 181
5.3.1. Общество 181
5.3.2. Народ и государство 187
5.4. Политические ценности 188
5.4.1. Ценностные элементы политических сознаний 188
5.4.2. Патриотизм и космополитизм. Национальная и международная безопасность 196
5.4.3. Мир и международное сотрудничество 201
5.5. Юридические ценности 202
5.6. Нравственные ценности 206
5.6.1. Принципы и основы этики человечности 206
5.6.2. Совершенствование и совершенство 210
5.7. Ценности познания 214
5.8. Эстетические ценности 222
Вопросы для самоконтроля 228
Глава шестая. КВАЗИЦЕННОСТИ 231
6.1. Паранормальное 232
6.2. Квазинука и лженаука 238
6.3. Аксиологические границы религии 243
6.4. Вера, человечность и гуманизм 248
Вопросы для самоконтроля 255
Глава седьмая. АНТИЦЕННОСТИ 257
7.1. Жадность, паразитизм, подозрительность, враждебность, агрессивность 257
7.2. Насилие, убийство, терроризм, война и геноцид 262
7.3. Биоцид и экоцид, осквернение и разрушение среды обитания 266
7.4. Обман, дезинформация, внушение, манипулирование 272
7.5. Наркомания, алкоголизм, порнография 276
7.6. Вредные привычки 278
Вопросы для самоконтроля 281
Глава восьмая. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 282
8.1. Идея прав человека 282
8.2. Право на жизнь 285
8.3. Защита жизни и сохранение здоровья 286
8.4. Эвтаназия и проблема самоубийства 287
8.5. Экономические права 290
8.6. Свободы человека 292
8.7. Частная жизнь 293
8.8. Свобода в сфере культуры 295
8.9. Основные гражданские права 297
8.10. Право на участие в общественной жизни и управлении 297
8.11. Репродуктивные свободы 298
8.12. Права человека в системе «человек – универсум» 300
Вопросы для самоконтроля 303
Литература 303
Раздел третий. ГУМАНИЗМ И БУДУЩЕЕ
Глава первая. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СЕГОДНЯ 307
1.1. Почему это нас касается? 307
1.2. Что происходит в мире? 308
1.3. Современная глобальная ситуация 314
Глава вторая. НООСФЕРНЫЙ ГУМАНИЗМ 319
2.1. Предпосылки 319
2.2. Суть дела 322
2.3. Перспективы 327
Литература 329
Вопросы для самоконтроля 330
Раздел четвертый. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Глава первая. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 331
1.1. Психологические основы гуманного поведения 332
1.2. Условия проявления человечности в человеке 334
1. 3. Гуманистическая психология о природе человека 337
1.4. Психология гуманности: основные черты 338
1. 5. Выводы 349
Вопросы для самоконтроля 351
Литература 351
Глава вторая. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ 353
2.1. Гуманистическая педагогика 353
2. 2. Что такое самосовершенствование? 355
2. 3. Евпраксофия – единство мудрости и практики добра 361
2. 5. Основные принципы гуманистической педагогики 366
2.6. Процедуры гуманистического воспитания 373
2. 7. Выводы 378
Вопросы для самоконтроля 380
Литература 381
ВПЕРЕД И ВВЕРХ – НА ВСТРЕЧУ С СОБОЙ 383
[1] Антропный принцип – философская идея взаимосвязи Вселенной и человека. Была впоследствии развита целой плеядой философов (Протагор, Анаксагор) и естествоиспытателей (Дж. Бруно, К. Циолковский и др.)
[2] Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). // Шестов Л. Соч. в двух томах. – Т. 1. – Томск, «Водолей», С. 452-453.
[3] Современный гуманизм: Документы и исследования. – Сост. В.А. Кувакин, ред. А.Г. Круглов, В.А. Кувакин – М.: Российское гуманистическое общество. 2000, с. 68.
[4] Там же, с. 71 – 80.
[5] Там же, с. 81 – 91.
[6] Там же, с. 28 – 66.
[7] Каждые 5 лет МГЭС проводит Мировые гуманистические конгрессы. Последний, XIV конгресс на тему «Гуманизм для человеческого развития и счастья» проходил в Бомбее (Индия) в 1999 году.
[8] Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002, с. 486
[9] Во всяком случае, еще ни один мудрец не нашел и не предложил нам этот единый на потребу, для всех приемлемый и «спасающий» смысл. Скорее наоборот, чаще всего «обнаруживалось» его отсутствие, бессмысленность жизни. Это бы еще куда ни шло, но ведь выводы отсюда делались совершенно неправильные, порой просто убийственные (для жизни), или в лучшем случае пессимистические, как у царя Соломона: «Суета сует и всяческая суета…» Достаточно прочитать «Исповедь» Л.Н. Толстого, чтобы убедиться в том, какими ошибочными и опасными могут быть пути поиска смысла жизни.
[10] В той или иной мере на такое экономическое и цивилизационное «чудо» оказались способны Япония, Южная Корея и некоторые другие страны Азии.
[11] Особенно остро проблема цивилизационного разрыва встала после актов терроризма против США в сентябре 2001 года. Сегодня остается только предполагать, насколько удачной будет попытка США и их союзников модернизировать Афганистан, оказавшийся не только средоточием международного терроризма, но и примером того, как архаичные и консервативные силы отбросили назад это общество, разрушив и без того относительно скромные социальные и культурные достижения этой страны.
[12] Разумный человек к хорошему не привыкает, он его ценит. Ценит всегда и везде, понимая, что этого хорошего можно лишиться, что оно никогда вполне не гарантировано.
[13] Может показаться, что общение с небытием относится к области чего–то невозможного или мистического. На самом деле это не так. Скажем, мы уделяем большое внимание истории, т.е. тому, чего уже нет. Тем не менее, нас так сильно притягивает наше прошлое. Память, которая не существует как вещь, вместе с тем является кладовой не только того, что есть, но и того, чего уже нет. К небытию (ничто) принадлежит вся обширная область мечты, надежд, желаний и фантазий. То же самое относится и к неизвестности, еще одной непредметной области мира. Ведь можно сказать, что человек, личность не рождается и не умирает, а возникает из неизвестности и в неизвестности исчезает. Вопросы небытия и неизвестности не являются непосредственной темой этой книги, но знать об этих сферах реальности необходимо. По отношению к этим реальностям гуманистическое мировоззрение формулирует предельно широкое, универсальное правило: задача гуманизма – научить человека достойно жить в согласии и гармонии с собой, себе подобными, с обществом, с миром бытия (вещей), небытия и неизвестности.
[14] Каждую весну тысячи людей вторгаются в леса Подмосковья и прилегающих областей, чтобы украсть у природы тонны подснежников, ландышей, незабудок и других цветов. Каждую зиму леса недосчитываются сотен тысяч елок. Каждый сезон множество вполне нормальных и сытых людей отправляются в эти леса увлеченно убивать животных… Мало кто восстает и протестует против всего этого варварства. Это и значит, что мы еще слишком примитивны в общении с природой.
[15] Эзотерический (от греческого esótericós – внутренний) – тайный, сокровенный, предназначенный и понятный только посвященным, верующим в особого рода знания, сверхъестественные способности и умения.
[16] В лучшем случае потому, что всякая вера предполагает хотя бы минимальную свободу выбора, желания или волю к вере. Другое дело, что само это желание и воля могут вырастать из инстинкта, страха (в том числе и перед свободой), слабости, неуверенности и незащищенности личности, из неразвитости ее интеллекта или простого невежества, из не проснувшегося и никем не разбуженного чувства свободы, достоинства и самоуважения.
[17] Понятие экологии стало настолько популярным, что его стали использовать для обозначения состояний и системы отношений в других областях действительности. Так возникли выражения «социальная экология», «экология культуры», «экология сознания» и др.
[18] Карл Р. Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994, С. 247.
[19] Психология гуманизма не вполне разделяет и ту точку зрения, что в человеке есть какая-то изначально данная ему сущность, которую нужно только обнаружить. Что в человеке, помимо его физического тела, очевидно есть, так это его жизнь, его существование, неопределенно большой ансамбль врожденных и благоприобретенных качеств, способностей и возможностей, а также динамическая система широкого и открытого спектра потребностей.
[20] См. Фромм Э. Иметь или быть? – М., Прогресс, 1990, С. 176 – 178.
[21] Франкл В. Воля к смыслу. – М., 2000, С. 21.
[22] Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999, с. 444.
[23] В России начала ХХ века широкое распространение получила технология «раскрутки» человека, превращение его в «поп-звезду», депутата или общественного деятеля с помощью инвестирования в нее финансовых средств (а иногда и так называемых административных ресурсов). Это – яркий пример фабрикации псевдоуспеха, псевдосчастливого, псевдосостоявшегося человека. При этом ни для кого не секрет, что продюсеров и иных социальных «технологов», как, впрочем, и саму эту псевдозвезду интересуют, прежде всего, деньги, известность, слава и влияние как таковые. Личность не может устоять перед этими соблазнами, ломается («прогибается»), теряет себя. Во всяком случае, о глубинных ценностях, о сбережении личности, ее духовной экологии никто здесь и не помышляет.
[24] Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 1997, С. 46.
[25] Впервые феномен человека в ситуации безосновности и ничто был описан Ф. Достоевским в повести «Записки из подполья». Впоследствии тему «человек и неизвестность» наиболее глубоко продумал Л. Шестов. См. также: Кувакин В.А. Личная метафизика надежды и удивления. М. 1993.
[26] Понятия «прошлое-в-настоящем» и «будущее-в-настоящем» отражают тот простой факт, что и прошлое, и будущее даны человеку только в настоящем, единственно реальном времени его объективного существования. Но в более точном смысле настоящее экстериоризированного (выражаемого во вне, внешним образом) человеческого и социально-исторического времени представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, поскольку практически все окружающее заключает в себе и свое, хотя и не стопроцентное прошлое и свое, также не стопроцентное будущее. Во внутреннем мире человека бытует субъективное или экзистенциальное время, в котором связь времен оказывается еще более сложной. Однако очевидно, что наша память и воображение имеют прямое отношение соответственно к прошлому и будущему
[27] Дубровский Д.И. Обман. Опыт философско-психологического анализа. М.: «РЭЙ», – 1994. С. 98.
[28] Добродетели – это приобретаемые и сознательно вырабатываемые человеком достоинства и личные качества, которые помогают личности «подняться над собой», стать лучше во всех отношениях.
[29] Креативность – творческий подход к жизни в целом, как и к конкретным актуальным ситуациям интеллектуального и морального характера.
[30] Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма, с. 100 – 101.
[31] Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: АСТ, 1998, С. 238.
[32] Речь, разумеется, не идет о воздержании от оценок откровенно человеконенавистнических, фашистских, тоталитаристских и расистских идей, а также уголовно наказуемых деяний.
[33] Куртц П. Запретный плод. – М.: Гнозис, 1993. – С. 160.
[34] Фромм Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. – М., 1992, С. 174.