Механизм действия наркотиков
1-я стадия | 2-я стадия | 3-я стадия |
Регулярный прием " наркотика | "Синдром психической и физической зависимости" | Деградация личности |
Устойчивость действию наркотика | Переход за пре- делы дозы | |
Признаки:чувство неудовлетворен- ности, дискомфор- та.Думает о нар- котике | Признаки:мысли о наркотике, увеличи- ваются доза, частота приема, без наркотика испытывает "ломку". | Признаки:мучи- тельная потреб- ность в наркотиках, может совершить убийство. |
Обмен веществ в организме наркомана изменяется очень сильно, и наркотическое вещество становится необходимым звеном в цепи нарушенного обмена; больной лишен наркотика в клинике, и естественно, что у него возникает желание принять дурман, поэтому он и пытался сбежать. Можно с полной уверенностью сказать, что у больного сформировалась физиологическая зависимость от наркотика. Для лечения такого больного необходимо поместить его в специальную клинику закрытого режима.
Главный врач:У кого какие дополнения по лечению этого больного?
Четвертый терапевт:Мне бы хотелось внести еще одно дополнение. Последние анализы больного подтверждают - цирроз печени. Покажите, пожалуйста, рентгеновский снимок.
рентгенолог(показывает снимки печени здорового человека и больного): печень на 50% разрушена.
Главный врач:Чем же вызван цирроз?
Четвертый терапевт:Известно, что печень в организме обезвреживает ядовитые вещества, присутствующие в крови, а так как больной - наркоман, то в его организм поступал наркотик - яд. После участия в обмене веществ он разрушался в клетках печени до токсических веществ (уксусной кислоты и уксусного альдегида), которые под действием печеночных ферментов распадаются до С02 и Н20. Но возможности печеночных ферментов небезграничны, с увеличением количества наркотиков их становится недостаточно, чтобы полностью нейтрализовать вредные вещества.
Главный врач:Что же можно предпринять по лечению цирроза печени?
Четвертый терапевт:Лечение больному мы назначили, но мне хотелось бы всем напомнить, что печень поражена на 50%, и, по всей видимости, больной проживет не более 6 лет. Здесь врачи бессильны.
Главный врач:Да, печально слышать такое, но факт остается фактом. На этом наш консилиум заканчивается. И мне хотелось бы обратить ваше внимание на профилактику тех заболеваний, о которых у нас шел разговор. Коллеги, давайте пропагандировать профилактические мероприятия. А к ним относятся соблюдение режима и норм питания, устранение неврозов, стрессовых факторов, категорически запретить употребление наркотиков, необходимость заниматься спортом.
И в этом случае мы можем пожелать нашим больным: "Будьте здоровы!"
После того как мы с вами побывали на медицинском консилиуме, давайте проверим, как вы справились со своей задачей.
(Проверяется заполнение таблицы).
Вопрос:В чем же проявляется механизм действия наркотиков на организм?
Наркотик нарушает обмен веществ и разрушает ферменты. Наркотики имеют-общие функциональные группы или сходное строение с витаминами, гормонами, которые участвуют в обмене веществ, поэтому наркотик вместо витамина, гормона или фермента включается в обменные процессы и может изменить направление обмена веществ.
Например, витамин РР (никотиновая кислота) имеет сходное строение с никотином и лекарством римифоном {производным никотиновой кислоты). РР принимает участие в окислении и входит в состав некоторых белков, ко-' торые регулируют образование адреналина и норадрена-лина в крови (влияют на кровяное давление). Если никотин заменяет РР в обмене веществ, а в крови накапливается много адреналина, что создает чувство благополучия -у курильщика; продукты распада витамина очень ядовиты и разрушают клетки печени.
УРОК-КОНЦЕРТ
1 вариант.
Урок проводится в течение двух часов. Включает 3 основные части:
1. Литературно-музыкальную композицию по теме.
2. Беседу с учащимися.
3. Музыкальные игры и конкурсы.
УРОКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ ФОРМАМИ И МЕТОДАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
Цель: Расширение круга чтения учащихся, формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к произведениям разных авторов, доказывать свое мнение, правильно строить речь.
Подготовительный этап.
Учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения; список рекомендуемой литературы. (Вопросы и задания разного уровня сложности).
Определяются возможные формы работы на уроке (общая, групповая, индивидуальная); вид самостоятельной работы с литературой (план, тезисы, конспекты, рефераты)-
Ход урока.
Определение целей урока.
Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т. п.)
Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).
Вопросы к выступающему. Ответы на них.
Выступление оппонентов.
Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.
Подведение итогов.
Пример: Урок-исследование по литературе.
Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат).
Главное в уроке - это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
Урок ведет учитель. Он ставит задачи, руководит обсуждением (задает вопросы, подает реплики, иногда "провоцирующего" характера, что не позволяет уклониться в сторону от обсуждения проблемы, подводит итог).
В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку:
"Как готовиться к уроку-исследованию":
1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
4. Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте сколько времени займет выступление.
Учащимся к уроку предлагаются вопросы и задания разного уровня сложности как логико-понятийного, так и эмоционально-образного ряда; индивидуальные задания -найти музыкальный и создать графический эпиграфы к уроку.
Ход урока.
1. Определение преподавателем целей урока.
2. Вступительное слово (лекция) преподавателя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т. п.).
3. Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).
4. Вопросы к выступающему (ученики, учитель).
5. Ответы на вопросы, выступление оппонентов.
6. Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.
7. Заключительное слово учителя.
Пример:Урок-исследование по истории России.
По дидактической цели- урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности - урок "Образец исследования" (начальный уровень).
Дидактические задачи урока:помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформулировать определение основного понятия; научить их получать информацию об этом понятии; отработать навыки написания (знаков, формул и т. д.).
Педагогические задачи урока:познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Ход урока.
1. Определение задач урока, мотивация учащихся.
2. Постановка проблемы.
3. Определение темы и цели исследования.
4. Выдвижение рабочей гипотезы.
5. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).
6. Формулирование вывода по результатам исследования.
7. Подведение итогов урока.
На доске записаны названия основных ступеней исследовательской деятельности. Учащиеся работают в группах по 5-6 человек.
Тема:«Альтернативные пути развития России: от февраля к октябрю 1917г.» (11 класс, история России).
Цель:Отработка умений и навыков для использования дополнительной литературы для самостоятельного приобретения знаний, развитие мыслительной деятельности учащихся.
Подготовительный этап включает задания для работы групп, дополнительные источники и материалы, музыкальное сопровождение, расстановку учебных столов для работы в группах.
II. Основной этап.
1. Беседа о судьбе России, о значении событий 1917 года для дальнейшего развития страны. Формулирование проблемного вопроса: доказать, что, исходя из сложившейся ситуации, у России были альтернативные пути развития. Почему они не были реализованы?
2. Работа в группах. Каждой группе дается задание на
карточке: проанализировать предложенную литературу и
подготовить отчет по следующему алгоритму:
а) название политической партии;
б) положения партийных программ:
- о власти и социально-политическом устройстве;
- о воле и мире;
- о решении аграрного вопроса;
- о перспективах демократических преобразований;
в) средства реализации программных установок;
г) причины победы или краха той или иной партии.
3. Проверка выполнения заданий, (отчеты лидеров групп; помощь оказывают члены или лидеры других групп).
4. Аргументированные ответы-обоснования на проблемный вопрос.
5. Долгосрочное домашнее задание (до конца учебного года): сравнить развитие политических событий в России 1917 г. (февраль - октябрь) с развитием политической жизни России в постперестроечный период.