II. Соотношение личности и природы
I. Определение личности, ее свойства.
Два подхода к пониманию личности
О понятии личности Ушинский рассуждает уже в своих ранних работах —
«О камеральном образовании» и «Лекциях в Ярославском лицее». К определению личности педагог приходит через термин «лицо», который имеет свои истоки
в римском праве. Ушинский напоминает, что «именно в Риме развилось вполне
понятие лица», однако лицом был только римский гражданин. Таким образом,
в древнем мире понятия «человек» и «лицо» были отделены друг от друга: «…вся-
кое живое лицо было человеком, но не всякий человек был лицом». «Навек слила эти понятия» христианская религия. Здесь автор, очевидно, имеет в виду тот
факт, что античное понятие «лицо» (прoсопон), означавшее нечто внешнее, описательное, преходящее — юридическую роль, театральную маску, в богословии
IV в.6 было соединено с понятием «ипостась» (ипoстасис). «В языке обыденном
это слово (ипостась. — Е. Н.) значило “существование”, но у некоторых стоиков оно приняло значение отдельной субстанции, значение индивидуального»,
в том числе «человек». Таким образом, произошло отождествление внешнего,
описательного понятия «лица» («персоны») и понятия «ипостаси», имеющего
онтологическое наполнение. В рассматриваемых работах термины «личность»,
«лицо» и «я» Ушинский использует как взаимозаменяемые.
Личности принадлежат свободная воля и разум, свободная воля связана с чувством самоудовлетворения, разум — с чувством справедливости (т. е. совестью).
Чувство самоудовлетворения Ушинский относит к области действия свободной воли, основываясь на понятиях развившегося в Риме гражданского права. В гражданской сфере человек «преследует свои частные, исключительные,
гражданские интересы, которые он стремится выполнить только для себя. Здесь
он высказывает только свою волю, достигает только своих выгод, “я” и “мое” —
первые слова в этой сфере». Педагог поясняет, что «по самой своей природе
человек, как существо со свободною волею, имеет право на такую самостоятельную жизнь, на такое исключительное преследование своих интересов и носит в
себе требование и средства самоудовлетворения, как мы назовем чувство, руководящее человеком в этой частной сфере его действий».
Итак, под чувством самоудовлетворения педагог понимает свободную деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребностей, что является необходимой основой его личности, его «я». Ушинский подчеркивает, что
чувство самоудовлетворения само по себе не является ни злым, ни добрым, хотя
и может быть источником и того и другого, что оно «только необходимая основа
всякого “я”, без которого оно не будет человеческим».
Уже в своих ранних работах Ушинский раскрывает два подхода к пониманию личности и ее развитию. Эти подходы были выявлены педагогом на
основании анализа правовых понятий и общественных отношений, от которых
он перешел в сферу антропологии. Один подход основан на признании существенным свойством личности ее исключительность, другой констатирует не-
возможность рассматривать одну личность в обособлении от других; один под-
ход предполагает развитие личности через дальнейшее обособление от остальных, другой подчеркивает необходимость общества для полноценного развития
личности. Личности свойственна нераздельность, исключительность, свобода,
чувство самоудовлетворения, напрямую связанное со свободной волей, и чувство справедливости, укорененное в разуме. Использование применительно к
личности термина «чувство» и сближение понятий «дух» и «личность» позволяет
характеризовать концепцию личности Ушинского как духовно-эмоциональную
уже в ранний период его педагогической деятельности.
II. Соотношение личности и природы
Чтобы пояснить высказывания Ушинского о соотношении личности и при-
роды, необходимо напомнить, что в человеке педагог различал тело, душу и дух
(именно это деление стало основой структуры его главного труда — «Педагоги-
ческой антропологии»). К душевным явлениям Ушинский относил психические
явления, свойственные и человеку, и животным, к духовным — свойственные
только человеку (эстетические, нравственные, религиозные, дар идеи, дар слова, вера и др.). В душевных явлениях Ушинский, следуя общечеловеческому
делению, признавал явления сознания, чувства и воли.
Важные штрихи к понятию личности в педагогике Ушинского, содержатся в
незаконченном и написанном в стиле фельетона очерке «Личность».
Педагог разбирает всевозможные внешние приметы личности, фигурирующие в документах, показывая, что личность не имеет никаких внешних примет:
«Ни рост, ни толстота, ни нос, ни губы, ни глаза, ни платья, ни бороды, ни пучина на голове не составляют личности», «какие приметы ни пиши, личности
не обозначишь».
В разбираемом очерке Ушинский не дает нам ответа на вопрос: «Что же та-
кое личность?», он только умело раскрывает всю сложность проблемы. Сначала
на примере телесных примет и имени, потом ― душевных явлений (мыслей и
чувств) и возрастных различий педагог показывает, что личность не ограничивается явлениями психики и сознания, поскольку при всех внешних и внутренних
изменениях человек остается той же самой личностью.
Тем не менее однозначного вывода о том, что Ушинский ясно различал категории «личность» и «природа человека», видел ошибочность сведения личности
к явлениям душевной деятельности, сделать нельзя, поскольку в его трудах со-
держатся высказывания как за, так и против этого.