Предмет и звдпчи педпгогики

Смирнов Н.И.

Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перс-раб., испр. и доп. - М.: Логос, 2003. - 304 е.: ил. ISBN 5-94010-065-1

В учебном пособии рассматриваются предмет и задачи педагогики, ме­тодология и методика педагогических исследований, факторы развития и способы бытия личности, в том числе роль семьи и коллектива в образова­нии и социализации. Раскрываются пели, содержание и tcxiio.toi ни органи­зации педагогического процесса. В отличие ог нерпою издания (М.: 11еда-гогическое общество России. 1999) отражены новейшие результаты развит ия педагогической мысли и практики, современные подходы к модернизации образования.

Для студенток высших учебных заведении, обучающихся по педаго­гическим направлениям и специальностям. I Ipe.ici лвляст птерес для учи­телей школ и широких кругов читателей.

Ы;К74.()()2

ISBN S-940I0-065-I

(О Смирнов В П., 1999

ic) Смирнов В.II. Переработка.

исправление н дополнение,2002 СО «Лотос». 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

К читателю.......................................................................................................... ........... '3

Тема 1. Предмет и задачи педагогики.......................................................... .......... 8

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях....................................................................................... ........ 24

Проблемно-аналитический материал ......................................................... 27

Литература для самостоятельной работы.................................................... 43

Тема 2. Методология и методика педагогического исследования.......... 45

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях....................................................................................... 53

Проблемно-аналитический материал ......................................................... 57

Литература для самостоятельной работы.................................................... 66

Тема 3. Человек => Личность: источники и факторы развития........... 67

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях....................................................................................... ........ 87

Проблемно-аналитический материал.......................................................... ........ 91

Литература для самостоятельной работы................................................... ........ 95

Тема 4. Внутренние факторы развития человека..................................... ........ 97

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях....................................................................................... ....... 112

Проблемно-аналитический материал.......................................................... ...... 114

Литература для самостоятельной работы................................................... ...... 120

Тема 5. Деятельность и общение: способы бытия и факторы разви­
тия человека...................................................................................................... ....... 121

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях....................................................................................... ....... 138

Проблемно-аналитический материал ......................................................... ....... 143

Литература для самостоятельной работы................................................... ....... 151

Тема 6. Семья и становление личности....................................................... ....... 153

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях....................................................................................... ....... 167

Проблемно-аналитический материал ......................................................... ....... 171

Литература для самостоятельной работы................................................... ....... 176

Тема 7. Коллектив как фактор социализации личности........................ ....... 177

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях....................................................................................... ....... 196

Проблемно-аналитический материал ......................................................... ...... 199

Литература для самостоятельной работы................................................... ...... 206

Тема 8. Воспитание как фактор социализации личности............................. ... 208

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях.................................................................................. ... 226

Проблемно-аналитический материал................................................ ... 231

Литература для самостоятельной работы........................................ 241

Тема 9. Педагогический процесс....................................................................... ... 243

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на

практических занятиях.................................................................................. ... 272

Проблемно-аналитический материал ............................................... ... 274

Литература для самостоятельной работы........................................ 302

К ЧИТАТЕЛЮ

Наше время отмечено подъемом педагогического творчества: педаго­ги-ученые и педагоги-практики увлеченно ищут пути и способы создания воспитательно-образовательных систем, обеспечивающих условия разви­тия человека, реализации его потенциала, осуществления сегодняшних и завтрашних жизненных целей.

Педагоги ищут. Часто находят. Порой обнаруживают ошибочность из­бранного пути, особенно, если целью их творческой деятельности стано­вится поиск некоей панацеи. И такие ошибки не случайны, ибо практика показывает, что попытки решения образовательных и воспитательных за­дач через внедрение универсальных и всемогущих форм, методов, приемов, средств - а именно на тго зачастую ориентирован педагогический поиск -существенных результатов не дают. Очевидно, что желаемого удается дос­тичь только педагогам, руководствующимся в своей деятельности научны­ми знаниями, проверенными многолетним практическим опытом.

Общая педагогика - это как раз та научная дисциплина, которая откры­вает путь к эффективной и качественной организации учебного процесса и всей деятельности каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Без знания (и применения!) общих закономерностей педагогики невозмож­но решение задач модификации образования Российской Федерации, кото­рая призвана вывести все ступени школы на уровень требований XXI века. При создании учебного пособия автор руководствовался следующим.

Первое. Основу профессиональной культуры учителя должны состав­лять педагогические знания, полученные из первоисточников - оригиналь­ных трудов педагогов, психологов, философов, всех тех, кто участвовал и участвует в создании великой науки о человеке и его воспитании. Учебники и учебные пособия предназначены для систематизации и представления апробированных и утвердившихся в науке и образовательной практике пе­дагогических знаний.

Втор о е. Учебное пособие по педагогике должно содержать учебную информацию, отражающую спектр разнообразных мнений по поводу основ­ных проблем науки о воспитании. Признавая вполне естественным стрем­ление автора любой учебной книги утвердить в сознании читателя свою педагогическую концепцию, сделать что го читателя своим единомышлен­ником, мы считаем, что настаивать в учебном пособии на исключитель­ной справедливости того или иного постулата некорректно: читатель дол­жен иметь возможность ознакомиться с разными точками зрения и сделать собственный выбор.

Т р е т ь е. В последние годы в учебных пособиях все активнее стал реализовываться антропологический подход к формированию содержания

учебного материала. А.С. Белкин, Н.В. Бордовская и А.А. Реан, БЗ. Вульфов и В.Д. Иванов, И.Л. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др. создали учебные пособия, обеспечивающие органичную интеграцию человековедческих знаний. Именно на таких антропологичес­ких позициях должны строиться, по мнению автора, учебные пособия по пе­дагогике.

Четвертое. В педагогике принят тезис о том, что учебник (учеб­ное пособие) представляет собой совокупность отражающих содержание научной дисциплины систематизированных знаний и аппарата органи­зации усвоения этих знаний; последний должен включать в себя систему практических заданий, предназначенных для применения и закрепления знаний, для организации контроля усвоения учебного материала. Во всех учебных книгах по педагогике провозглашается необходимость отказа от репродуктивных заданий и вопросов, однако сами эти книги в большин­стве своем ограничиваются предложением назвать... охарактеризовать... раскрыть... сформулировать...

Предлагаемое пособие построено в форме лаконичного тезисного из­ложения учебного материала с тем, чтобы рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых педагогических проблем и стимулировать читателя к са­мостоятельному активному поиску доказательств, подтверждающих истин­ность или ложность предлагаемых суждений; дать возможность читателю на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников.

При интерпретации педагогических фактов и констатации выводов автор, опираясь на сравнительный анализ материала учебных книг по педа­гогике, изданных за последние сорок лет, включает в свое пособие только ту научно-учебную информацию, которая отражает утвердившиеся в науке существенно общие для всех авторов и авторских коллективов подходы, суждения, определения, обобщения,

При освещении проблем дискуссионного характера автор пытается представить различные научные взгляды, трактовки, в большинстве случа­ев преднамеренно отказываясь от комментариев и оценок, полагая, что чи­татель на основе изучения источников и дополнительной литературы, а также с помощью преподавателей педагогики сумеет сам разобраться в сути дис­куссии и определить свою педагогическую позицию.

С целью создания условий для обобщения учебного материала, иллю­стрирования причинно-следственных связей и зависимостей педагогичес­ких фактов и явлений, отражения их внутренней структуры автор предлага­ет схемы и таблицы, надеясь на то, что они достаточно конкретны и понятны. Большое число рисунков призваны в сочетании с текстом усилить актив­ность восприятия учебного материала и несколько снизить утомляемость, неизбежно возникающую при чтении больших текстовых блоков. С этой же

целью вводится обрамление отдельных частей текста, применяются различ­ные символы.

Рассматривая развитие педагогического лексикона как важную задачу, автор рекомендует составление краткого педагогического словаря, в кото­рый предлагается включать не только уже готовые дефиниции, но и опреде­ления, сформулированные студентами самостоятельно или на практичес­ких занятиях в группе. Интересным и полезным будет знакомство с этимологией слова: именно поэтому в тексте часто встречается рубрика «К слову! Толковый этимологический словарь». Этимологический материал так­же целесообразно включить в ваш краткий педагогический словарь.

Каждая тема - основная структурная единица пособия - завершается комплексом заданий для самостоятельной работы и научно-педагогически­ми текстами, которые:

• раскрывают и комментируют тезисы основной части пособия;

• служат основой для анализа и осмысления педагогической информации как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях.

Выбор текстов обусловлен желанием познакомить с труднодоступны­ми материалами и, по мере необходимости, представить противоречивые педагогические подходы, побуждая тем самым читателя к разносторонне­му рассмотрению изучаемой проблемы, к выбору собственной позиции.

В содержание самостоятельной работы включены задания, связанные с известными литературными персонажами: читателю предлагается охарактери­зовать их индивидуальные и половозрастные особенности. Персонажи зна­комы практически всем - это создает условия для группового взаимо­действия и диалога. Ряд заданий для самостоятельной работы ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе и в вузе.

Предлагаемое пособие может быть использовано при изучении не толь­ко курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а так­же при обобщении всего цикла психолого-педагогической подготовки в практической деятельности.

В заключение хотелось бы напомнить слова русского педагога П.Г. Ред-кина о том, каким требованиям должна отвечать педагогика: «Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто толь­ко привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе сно­ва перемыслит; оценит же их и оправдает только человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый»'.

' Редким П.Г. На чем должна основываться наука воспитания//Антология пе­дагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987. С. 375.

               
    предмет и звдпчи педпгогики - student2.ru
    предмет и звдпчи педпгогики - student2.ru
    предмет и звдпчи педпгогики - student2.ru
  предмет и звдпчи педпгогики - student2.ru
 
 
 

СУЩЕСТВУЮТ, ОДНАКО, И ИНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ... Таблица 1

/3&

о

■^ Тема I

ПРЕДМЕТ И ЗВДПЧИ ПЕДПГОГИКИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

• вы станете участниками давнего

Наши рекомендации