Предмет и звдпчи педпгогики
Смирнов Н.И.
Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перс-раб., испр. и доп. - М.: Логос, 2003. - 304 е.: ил. ISBN 5-94010-065-1
В учебном пособии рассматриваются предмет и задачи педагогики, методология и методика педагогических исследований, факторы развития и способы бытия личности, в том числе роль семьи и коллектива в образовании и социализации. Раскрываются пели, содержание и tcxiio.toi ни организации педагогического процесса. В отличие ог нерпою издания (М.: 11еда-гогическое общество России. 1999) отражены новейшие результаты развит ия педагогической мысли и практики, современные подходы к модернизации образования.
Для студенток высших учебных заведении, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям. I Ipe.ici лвляст птерес для учителей школ и широких кругов читателей.
Ы;К74.()()2
ISBN S-940I0-065-I
(О Смирнов В П., 1999
ic) Смирнов В.II. Переработка.
исправление н дополнение,2002 СО «Лотос». 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
К читателю.......................................................................................................... ........... '3
Тема 1. Предмет и задачи педагогики.......................................................... .......... 8
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях....................................................................................... ........ 24
Проблемно-аналитический материал ......................................................... 27
Литература для самостоятельной работы.................................................... 43
Тема 2. Методология и методика педагогического исследования.......... 45
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях....................................................................................... 53
Проблемно-аналитический материал ......................................................... 57
Литература для самостоятельной работы.................................................... 66
Тема 3. Человек => Личность: источники и факторы развития........... 67
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях....................................................................................... ........ 87
Проблемно-аналитический материал.......................................................... ........ 91
Литература для самостоятельной работы................................................... ........ 95
Тема 4. Внутренние факторы развития человека..................................... ........ 97
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях....................................................................................... ....... 112
Проблемно-аналитический материал.......................................................... ...... 114
Литература для самостоятельной работы................................................... ...... 120
Тема 5. Деятельность и общение: способы бытия и факторы разви
тия человека...................................................................................................... ....... 121
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях....................................................................................... ....... 138
Проблемно-аналитический материал ......................................................... ....... 143
Литература для самостоятельной работы................................................... ....... 151
Тема 6. Семья и становление личности....................................................... ....... 153
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях....................................................................................... ....... 167
Проблемно-аналитический материал ......................................................... ....... 171
Литература для самостоятельной работы................................................... ....... 176
Тема 7. Коллектив как фактор социализации личности........................ ....... 177
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях....................................................................................... ....... 196
Проблемно-аналитический материал ......................................................... ...... 199
Литература для самостоятельной работы................................................... ...... 206
Тема 8. Воспитание как фактор социализации личности............................. ... 208
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях.................................................................................. ... 226
Проблемно-аналитический материал................................................ ... 231
Литература для самостоятельной работы........................................ 241
Тема 9. Педагогический процесс....................................................................... ... 243
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на
практических занятиях.................................................................................. ... 272
Проблемно-аналитический материал ............................................... ... 274
Литература для самостоятельной работы........................................ 302
К ЧИТАТЕЛЮ
Наше время отмечено подъемом педагогического творчества: педагоги-ученые и педагоги-практики увлеченно ищут пути и способы создания воспитательно-образовательных систем, обеспечивающих условия развития человека, реализации его потенциала, осуществления сегодняшних и завтрашних жизненных целей.
Педагоги ищут. Часто находят. Порой обнаруживают ошибочность избранного пути, особенно, если целью их творческой деятельности становится поиск некоей панацеи. И такие ошибки не случайны, ибо практика показывает, что попытки решения образовательных и воспитательных задач через внедрение универсальных и всемогущих форм, методов, приемов, средств - а именно на тго зачастую ориентирован педагогический поиск -существенных результатов не дают. Очевидно, что желаемого удается достичь только педагогам, руководствующимся в своей деятельности научными знаниями, проверенными многолетним практическим опытом.
Общая педагогика - это как раз та научная дисциплина, которая открывает путь к эффективной и качественной организации учебного процесса и всей деятельности каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Без знания (и применения!) общих закономерностей педагогики невозможно решение задач модификации образования Российской Федерации, которая призвана вывести все ступени школы на уровень требований XXI века. При создании учебного пособия автор руководствовался следующим.
Первое. Основу профессиональной культуры учителя должны составлять педагогические знания, полученные из первоисточников - оригинальных трудов педагогов, психологов, философов, всех тех, кто участвовал и участвует в создании великой науки о человеке и его воспитании. Учебники и учебные пособия предназначены для систематизации и представления апробированных и утвердившихся в науке и образовательной практике педагогических знаний.
Втор о е. Учебное пособие по педагогике должно содержать учебную информацию, отражающую спектр разнообразных мнений по поводу основных проблем науки о воспитании. Признавая вполне естественным стремление автора любой учебной книги утвердить в сознании читателя свою педагогическую концепцию, сделать что го читателя своим единомышленником, мы считаем, что настаивать в учебном пособии на исключительной справедливости того или иного постулата некорректно: читатель должен иметь возможность ознакомиться с разными точками зрения и сделать собственный выбор.
Т р е т ь е. В последние годы в учебных пособиях все активнее стал реализовываться антропологический подход к формированию содержания
учебного материала. А.С. Белкин, Н.В. Бордовская и А.А. Реан, БЗ. Вульфов и В.Д. Иванов, И.Л. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др. создали учебные пособия, обеспечивающие органичную интеграцию человековедческих знаний. Именно на таких антропологических позициях должны строиться, по мнению автора, учебные пособия по педагогике.
Четвертое. В педагогике принят тезис о том, что учебник (учебное пособие) представляет собой совокупность отражающих содержание научной дисциплины систематизированных знаний и аппарата организации усвоения этих знаний; последний должен включать в себя систему практических заданий, предназначенных для применения и закрепления знаний, для организации контроля усвоения учебного материала. Во всех учебных книгах по педагогике провозглашается необходимость отказа от репродуктивных заданий и вопросов, однако сами эти книги в большинстве своем ограничиваются предложением назвать... охарактеризовать... раскрыть... сформулировать...
Предлагаемое пособие построено в форме лаконичного тезисного изложения учебного материала с тем, чтобы рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых педагогических проблем и стимулировать читателя к самостоятельному активному поиску доказательств, подтверждающих истинность или ложность предлагаемых суждений; дать возможность читателю на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников.
При интерпретации педагогических фактов и констатации выводов автор, опираясь на сравнительный анализ материала учебных книг по педагогике, изданных за последние сорок лет, включает в свое пособие только ту научно-учебную информацию, которая отражает утвердившиеся в науке существенно общие для всех авторов и авторских коллективов подходы, суждения, определения, обобщения,
При освещении проблем дискуссионного характера автор пытается представить различные научные взгляды, трактовки, в большинстве случаев преднамеренно отказываясь от комментариев и оценок, полагая, что читатель на основе изучения источников и дополнительной литературы, а также с помощью преподавателей педагогики сумеет сам разобраться в сути дискуссии и определить свою педагогическую позицию.
С целью создания условий для обобщения учебного материала, иллюстрирования причинно-следственных связей и зависимостей педагогических фактов и явлений, отражения их внутренней структуры автор предлагает схемы и таблицы, надеясь на то, что они достаточно конкретны и понятны. Большое число рисунков призваны в сочетании с текстом усилить активность восприятия учебного материала и несколько снизить утомляемость, неизбежно возникающую при чтении больших текстовых блоков. С этой же
целью вводится обрамление отдельных частей текста, применяются различные символы.
Рассматривая развитие педагогического лексикона как важную задачу, автор рекомендует составление краткого педагогического словаря, в который предлагается включать не только уже готовые дефиниции, но и определения, сформулированные студентами самостоятельно или на практических занятиях в группе. Интересным и полезным будет знакомство с этимологией слова: именно поэтому в тексте часто встречается рубрика «К слову! Толковый этимологический словарь». Этимологический материал также целесообразно включить в ваш краткий педагогический словарь.
Каждая тема - основная структурная единица пособия - завершается комплексом заданий для самостоятельной работы и научно-педагогическими текстами, которые:
• раскрывают и комментируют тезисы основной части пособия;
• служат основой для анализа и осмысления педагогической информации как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях.
Выбор текстов обусловлен желанием познакомить с труднодоступными материалами и, по мере необходимости, представить противоречивые педагогические подходы, побуждая тем самым читателя к разностороннему рассмотрению изучаемой проблемы, к выбору собственной позиции.
В содержание самостоятельной работы включены задания, связанные с известными литературными персонажами: читателю предлагается охарактеризовать их индивидуальные и половозрастные особенности. Персонажи знакомы практически всем - это создает условия для группового взаимодействия и диалога. Ряд заданий для самостоятельной работы ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе и в вузе.
Предлагаемое пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а также при обобщении всего цикла психолого-педагогической подготовки в практической деятельности.
В заключение хотелось бы напомнить слова русского педагога П.Г. Ред-кина о том, каким требованиям должна отвечать педагогика: «Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова перемыслит; оценит же их и оправдает только человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый»'.
' Редким П.Г. На чем должна основываться наука воспитания//Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987. С. 375.
СУЩЕСТВУЮТ, ОДНАКО, И ИНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ... Таблица 1 |
/3& |
о
■^ Тема I
ПРЕДМЕТ И ЗВДПЧИ ПЕДПГОГИКИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:
• вы станете участниками давнего