Воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
· Тщательное внимание к внешности ребенка. Следите за чистотой одежды.
· Следите за порядком на парте школьника. Не начинайте урока, пока все учащиеся не приготовились к нему.
· Следите за осанкой учащихся при пении, за культурой речи и поведением.
· Следите за тем, чтобы все дети мыли руки перед едой, культурно вели себя в столовой.
· Следите, чтобы дети не оставляли в классе мусор, чтобы после урока дежурный проветривал класс, готовил к уроку мел, тряпку для доски и доску, воспитывайте бережное отношение к имуществу школы.
· Следите за поведением детей на переменах, ознакомьтесь с обязанностями с обязанностями дежурного преподавателя и выполняйте их.
4) В процессе беседы с администрацией школы, педагогом-музыкантом, обратить внимание на:
· Формы организации музыкальной деятельности школьников (уроки музыки, кружковая работа, формы работы с родителями, праздники, лектории, тематические занятия, встречи с интересными людьми, концерты и т.д.)
· На тематику внеклассных мероприятий, приоритетность выбора тем.
· Специфику направлений в соответствии с общей тематикой работы школы, УДОД (обратить внимание, как организованно взаимодействие с образовательными организациями, детскими коллективами, родителями для решения задач музыкально-образовательной деятельность).
· Работу с родителями, характер участия детей.
5) В анализе организационно-методического обеспечения музыкально-образовательного процесса на базах практики, обратить внимание на:
· Наличие и оформление кабинета музыки (просторность, проветриваемость, соответствие мебели количеству и возрасту детей).
· Наличие музыкальных инструментов (их настроенность).
· Наличие дидактического материала (учебников, нотного материала, дополнительной литературы).
· Наличие фонотеки (систематизации музыкального материала).
· Аудиовизуальные средства (компьютер, интерактивная доска)
· Стенды (характер информационного материала.
· Шкафы для хранения дидактического материала.
· Эстетическое оформление кабинета.
· Наличие и оформление актового зала (сцена, эстетическое оформление, наличие удобной мебели, вместимость, наличие тех.средств обеспечения массовых мероприятий).
· Наличие программ по которым работает педагог, нотных сборников (используются ли современные пед.технологии с учетом особенностей образовательного процесса; как используется сбор, анализ и систематизация информации по актуальным проблемам науки и образования; проводятся ли эксперименты по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности; как используются возможности образовательной среды для обеспечения качества образования).
6) При анализе уроков музыки в школе следует руководствоваться предложенными схемами:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО УРОКА
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА
(Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Р. Ильина. – М.: Академический проспект; Альма Матер, 2008.)
1. Использование учебной программы.
2. Тема урока.
3. Цели и задачи музыкального воспитания н содержании урока.
4. Степень реализации основных задач музыкального воспитания (развитие музыкальных способностей и формирование начал музыкальной культуры) в содержании занятий.
5. Задачи и содержание занятия с точки зрения соответствия возрастным возможностям детей.
6. Тип, вид урока.
7. Структура урока, перечень этапов урока с примерной дозировкой времени.
8. Организация урока музыки. Временная протяженность занятия.
9. Разработка содержания урока, соотношение различных видов музыкальной деятельности.
10. Содержание обучения детей, его соответствие возрастному уровню их развития.
11. Музыкальный репертуар, качество используемого педагогом музыкального материала.
12. Уровень доступности и художественности музыкального репертуара.
13. Соответствие репертуара, методов и приемов поставленным целям и задачам обучения детей.
14. Характеристика методов и приемов обучения на уроке.
15. Применение наглядных, словесных и практических методов с элементами проблемности (или других).
16. Приемы обучения и варианты их проблемного применения.
17. Приемы активизации творческих проявлений детей.
18. Методы и приемы обучения, их соответствие этапу работы над произведением.
19. Эффективность применения различных вариантов наглядного метода, его направленности на развитие музыкальных интересов, вкусов, воображения.
20. Результативность применения словесного метода на каждом этапе работы над произведением.
21. Целесообразность использования практических приемов и их роль в развитии творческой активности детей.
22. Развивающий характер используемых методов индивидуальной работы с ребенком.
23. Описание хода урока.
24. Связь слушания музыки с другими разделами урока.
25. Характеристика структурных частей (певческие упражнения, музыкально-дидактические игры, песни и т. д.).
26. Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, используемых педагогом.
27. Игровые задания, инсценировки, их руль в обучении пению.
28. Характеристика песенного репертуара, соответствие голоса детей данному возрасту.
29. Связь раздела «Пение» с другими разделами урока.
30. Уровень развития вокально-хоровых навыков детей.
31. Виды ритмики, используемые педагогом на уроке.
32. Характеристика музыкального репертуара, взаимосвязь музыки и движений
33. Методы и приемы обучения движениям с приемами проблемности.
34. Использование игровых приемов при разучивании танцев, упражнений, хороводов.
35. Общий уровень развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей:
а) чувство метроритмической пульсации;
б) фразы;
в) выделение акцентов;
г} динамика;
д) регистр;
ж) смены характера музыки.
36. Содержание и задачи обучения игре на музыкальных инструментах.
37. Характеристика знаний детей о музыкальных инструментах.
38. Индивидуальные и коллективные формы работы при обучении игре на музыкальном инструменте.
39. Состав детского оркестра (соотношение инструментов, имеющих звукоряд (ударные, духовые, клавишно-язычковые, струнные) и инструментов ударной группы, не имеющих звукоряда.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА МУЗЫКИ
1. Структура урока, ее целостность, эффективность использования разных видов музыкальной деятельности,
2. Методы и средства обучения, используемые на уроке, их эффективность.
3. Реализация новых основных дидактических принципов на уроке.
4. Художественная целостность урока музыки, как она достигается.
5. Достижение учебно-воспитательной цели урока.
6. Опрос и пед. оценка на уроке.
7. Замечания, предложения.
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Какова характеристика реальных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок «работает»? на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
3. Какие задачи решались на уроке:
· образовательные,
· воспитательные,
· задачи развития?
4. Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми?
5. Как учтены в задачи особенности класса, отдельных групп школьников?
6. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
7. Рационально ли выделено место урока для опроса, рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
8. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное?
9. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала?
10. Дать обоснование выбора методов обучения.
11. Какое сочетание форм обучения было избранно для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
12. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? И почему?
13. Как использовать на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 3а счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течении
14. всего урока?
15. 3а счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
16. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
17. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
18. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
анализ занятия по музыке
1. Тематизм урока (тема четверти).
2. План урока (структура вводная часть, основная, кульминация, заключительная, итог).
3. Дидактический и художественный материал к уроку (требования к дидактическому материалу).
4. Соответствие художественного и музыкального материала, с разработкой темы урока.
5. План работы над песней.
6. Выразительность исполнения произведения.
7. Драматургия урока (подготовка к кульминации, кульминация, развязка).
8. Разнообразие форм общения с музыкой (слушание, хоровое исполнение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная игра, пластическое интонирование).
9. Форма и стиль общения педагога с учениками (речь, мимика, жесты).
10. Мое отношение к проведению данного урока, вывод.
Методические рекомендации к сравнительному анализу урока «Музыки» в начальной и средней общеобразовательной школе.
1. Изучить планы (разработки) уроков и проанализировать сходные и отличительные моменты.
2. Проанализировать особенности подбора дидактического и художественного материала.
3. Осуществить анализ особенностей подбора музыкального репертуара.
4. Определить соответствие художественного материала с разработкой плана урока, его тематикой.
5. Проанализировать особенности плана работы над песней.
6. Осуществить анализ особенностей восприятия музыки - как самостоятельного вида музыкальной деятельности на уроке.
7. Дать сравнительную характеристику классов учащихся, где проводились уроки:
· общая и музыкальная культура;
· интерес к музыкальной деятельности (восприятие, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность и т.д.);
· объем слушательского внимания (по времени);
· музыкальные предпочтения;
· степень развития мелодического и гармонического слуха;
· вокально-хоровые умения и навыки;
· исторические и библиографические знания о музыке;
· уровень интонационно-образного мышления.
8. Осуществить анализ роли пластического интонирования на уроке.
Анализ беседы учителя музыки по ознакомлению учащихся с произведениями вокально-музыкального искусства.
1. Тема беседы и ее цель (образовательная и воспитательная).
2. Место данной беседы общей системе воспитательной работы.
3. Обусловленность выбора данных произведений искусства (музыка, живопись), (художественность, познавательный интерес учащихся, доступность для детей данного возраста).
4. Составные части беседы. Соответствие содержания беседы поставленным целям.
5. Оценка вступительного слова учителя как средства подготовки учащихся к эстетическому восприятию.
6. Обеспечение целостного восприятия детьми музыкальных произведений (вступительная беседа, слушание-восприятие, анализ);
7. Оценка разбора произведений искусства с позиции:
· Единства содержания и художественных средств;
· Учета возрастных особенностей школьников
· Приемов активизации учащихся в ходе беседы; выявление личных впечатлений учащихся, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;
· Связи с жизнью, с поведением учащихся.
8. Степень эмоционального воздействия материала беседы на учащихся.
9. Поведение учащихся, их отношение к беседе, заинтересованность.
10. Оценка выполнения требований, предъявляемых к учителю, проводившему беседу: целеустремленность, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.
11. Достигнуты ли поставленные цели.
Схема анализа песни
(О.П. Радынова, И.В. Груздова, Л.Н. Комиссарова)
1. Авторы музыки и слов песни.
2.Воспитательная ценность музыкального произведения (характер, интонационная выразительность музыки, содержание литературного текста, его идея и художественная ценность).
3. Анализ литературного текста:
-наличие сюжета, обращения, диалога;
-ритмичность литературного текста;
-наиболее значительные в выразительном отношении слова;
-непонятные детям данной возрастной группы слова в словосочетаниях;
-наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);
-сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.
4.Анализ песни:
-лад и тональность, наличие отклонений и модуляций;
-соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;
-размер, темп;
-динамические нюансы;
-мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчивается каждая структурная часть мелодии;
-характер, интонационная выразительность мелодии;
-характер движения, особенности развития;
-способ звуковедения;
-интервалы и их эмоциональная окрашенность, сложность интонирования при разучивании песни;
-наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интонациям речи;
-ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка;
-связь средств музыкальной выразительности с текстом;
-диапазон и его соответствие возрастным возможностям детей.
5. Аккомпанемент:
-художественные достоинства;
-соответствие эмоционально-образному содержанию песни;
-доступность для восприятия детьми;
-наличие вступления, его характер, мелодические и ритмические особенности;
6. Структура песни:
-одночастная, двухчастная (запев, припев), куплетная, рондо;
-драматургия песни (завязка, кульминация, развязка).
7. Педагогические выводы.
Примерная схема художественно-педагогического анализа музыкального произведения
(По материалам: Челышева Т.В. Методика музыкального воспитания. Программа курса. - М., 1996. – С. 22-23).
Основные социально-музыковедческие позиции, на которых может строиться диалог учителя с учащимися по конкретному произведению. Процесс размышления о музыке может начинаться с любой из этих позиций и продолжиться в любом порядке, не всегда вовлекая каждую из них, раскрывая их более или менее полно в зависимости от необходимости.
1. Принадлежность к одной из трех сфер: песне, танцу, маршу, песенности, танцевальности, маршевости.
2. Средства выразительности (элементы музыкальной речи), которые помогли разобраться в этой музыке:
- характер движения мелодии (плавно, отрывисто, поступенно, скачками);
- темп (быстрый, медленный, умеренный);
- лад (окраска светлая, темная);
- динамика (громко, тихо);
- тембр;
- характер сопровождения;
-форма (построение) музыки.
3. Самостоятельное произведение или часть произведения крупной формы.
4. Национальная принадлежность музыки: народная или написана композитором.
5. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.
Развитие музыки. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.
6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке. Для чего создано это произведение.
7. Проявление изобразительности в музыке.
8. Черты характера человека, выраженные в музыке, его настроения, чувства.
9. О каких событиях рассказывает музыка.
10. При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка.
Художественно-педагогический анализ произведения - работа творческая. Она зависит от эмоционального отклика школьников на музыку, от их интеллектуального уровня и от способности учителя вести беседу-размышление как импровизацию на заданную тему.
Анализ произведения музыкального внеклассного мероприятия (праздника)
1. Вид, форма проведения, тематика развлечения.
2. Реализация основных задач музыкального воспитания в содержании развлечения.
3. Драматургические особенности построения развлечений.
4. Принципы объединения различных видов искусств и видов художественной деятельности детей.
5. Качество музыкально-литературного материала, его художественная ценность, доступность, объем.
6. Занимательность, новизна развлечений.
7. Эстетическая и педагогическая целесообразность оформления музыкального зала, декораций, костюмов.
8. Участие взрослых в развлечении.
9. Качество исполнительской деятельности детей.
10. Распределение ролей между детьми (учет музыкальных способностей, склонностей, интересов).
11. Содержание сюрпризных моментов.
12. Длительность развлечения, его динамичность, насыщенность.
13. Общая оценка развлечения, предложения и пожелания.
Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного (тематического) занятия
1 Тема
2 Воспитательно-образовательные задачи.
3 План проведения.
4. Конспект занятия (раскрыть содержание в соответствии с планом его проведения).
5 Используемая наглядность и ТСО.
6 Список используемой литературы.
Схема анализа внеклассного занятия по предмету
1. Класс, предмет по которому проводится занятие.
2. Тема занятия.
3. Цели занятия и оценка их формулировки и подачи учащимся.
4. Как соотносится содержание, внеклассного занятия с программным материалом по учебному предмету.
5 . Степень занимательности, увлекательности, необычности.
6 . Оптимальность объема, предлагаемого учащимся материала по доступности.
7 . Участие учащихся в подготовке занятия, их активность.
8. Использование разных форм и методов проведения занятий, их целесообразность.
9. Проводилось ли награждение победителей?
10. Рекомендовались ли дополнительные источники получения информации по теме занятия: энциклопедии, книги, альбомы и т.д.
11. Оценка оформления занятия.
12. Оценка поведения и речи ведущего.
13. Общие выводы, рекомендации и предложения.
Методические рекомендации к сравнительному анализу урока «Музыки» в начальной и средней общеобразовательной школе
1. Изучить планы (разработки) уроков и проанализировать сходные и отличительные моменты.
2. Проанализировать особенности подбора дидактического и художественного материала.
3. Осуществить анализ особенностей подбора музыкального репертуара.
4. Определить соответствие художественного материала с разработкой плана урока, его тематикой.
5. Проанализировать особенности плана работы над песней.
6. Осуществить анализ особенностей восприятия музыки - как самостоятельного вида музыкальной деятельности на уроке.
7. Дать сравнительную характеристику классов учащихся, где проводились уроки:
• общая и музыкальная культура;
• интерес к музыкальной деятельности (восприятие, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность и т.д.);
• объем слушательского внимания (по времени);
• музыкальные предпочтения;
• степень развития мелодического и гармонического слуха;
• вокально-хоровые умения и навыки;
• исторические и библиографические знания о музыке;
• уровень интонационно-образного мышления.
8. Осуществить анализ роли пластического интонирования на уроке.
Вопросы к анализу занятия по музыке
1. Тематизм урока (тема четверти).
2 План урока (структура вводная часть, основная, кульминация, заключительная, итог).
3. Дидактический и художественный материал к уроку (требования к дидактическому материалу).
4. Соответствие художественного и музыкального материала, с разработкой темы урока.
5. План работы над песней.
6. Выразительность исполнения произведения.
7. Драматургия урока (подготовка к кульминации, кульминация, развязка).
8. Разнообразие форм общения с музыкой (слушание, хоровое исполнение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная игра, пластическое интонирование).
9. Форма и стиль общения педагога с учениками (речь, мимика, жесты).
10. Мое отношение к проведению данного урока, вывод.
План работы примерных занятий с детским (или женским) хором (образец)
Занятия 1.: 1) Р.П.Л. «Ты река ль моя, реченька» 2) М. Погосова «Колыбельная»