Форма проведения-ПР (4 ч.)
Темы для самостоятельного изучения.
Наименование раздела дисциплины, тема | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля. | |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии. Тема 1. Тифлопсихология как наука. | Вопросы для самостоятельного изучения: Становление тифлопсихологии как науки и современные тифлопсихологические исследования. | Выступление с докладами | ||
Тема 2. Причины нарушений зрения. Классификация лиц с нарушенным зрением. | Вопросы для самостоятельного изучения: Роль зрения в познании окружающего мира. Особенности зрительного восприятия. Свойства восприятия. | Тестирование | ||
Тема 3. Коррекция и компенсация в психическом развитии лиц с нарушениями зрения. | Вопросы для самостоятельного изучения: -Теории компенсации ( З.Фрейд, А.Адлер, Л.С.Выготский) -Теоретические подходы к компенсации слепоты М.И. Земцовой. | Выступление с докладами | ||
Тема 4. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. | Разработка модуля программы реабилитации | Презентация модуля | ||
Раздел 2. Особенности познавательных процессов при нарушениях зрения. Тема 5. Особенности сенсорных процессов при нарушениях зрения. Осязание. | Вопросы для самостоятельного изучения : Сенсорная организация психики человека при нарушениях зрения. | проект | ||
Тема 6. Формирование чувственных образов восприятия при нарушениях зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 7. Особенности формирования представлений у лиц с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 8. Ориентировка в пространстве лиц с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 9. Специфические особенности развития памяти лиц с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 10. Особенности развития мышления у лиц с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 11. Развитие внимания у лиц с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 12. Особенности развития воображения лиц с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Раздел 3. Своеобразие личностного развития лиц с нарушениями зрения. Тема 14. Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 15. Специфика межличностных отношений у лиц с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 16. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением. | Не предусмотрено | |||
Раздел 4. Развитие деятельности лиц с нарушениями зрения. Тема 17. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности. | Не предусмотрено | |||
Тема 18. Особенности развития предметной и продуктивной деятельности детей с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 19. Особенности развития игровой деятельности детей с нарушениями зрения. | Подготовка реферата | Защита реферата | ||
Тема 20. Особенности формирования учебной деятельности у детей с нарушениями зрения. | Разработка этапов работы по профилактике неуспеваемости | Презентация разработки | ||
Тема 21. Трудовая деятельность лиц с нарушениями зрения. | Вопросы для самостоятельного изучения Профессионально-трудовая адаптация лиц с нарушениями зрения. Разработка модуля адаптации | Представление презентации модуля адаптации |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Занятие 1.
Тема:Тифлопсихология как отрасль специальной психологии
Форма проведения-ПР (4 ч.)
.
План:
- Предмет тифлопсхиологии.
- Задачи тифлопсихологии.
- Связь тифлопсихологии с другими научными дисциплинами.
Вопросы для обсуждения:
- Охарактеризуйте объект, предмет, задачи тифлопсихологии как науки.
- Проблемы тифлопсихологии на современном этапе.
- Биографии тифлопсихологов, общественных деятелей прошлого как способ познания предмета истории тифлопсихологии.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составить глоссарий: тифлопсихология; детская тифлопсихология; слепые; слабовидящие; поздноослепшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие.
Форма отчетности: терминологический словарь.
2. Составить блок-схему содержательных связей тифлопсихологии с другими науками.
Наука | Предмет науки, ключевые теоретические позиции |
Возрастная анатомия и физиология человека | |
Анатомия, физиология и патология органов зрения детей | |
Общая психология Возрастная психология Педагогическая психология Специальная психология Тифлопсихология | |
Общая педагогика Дошкольная педагогика Специальная педагогика Дошкольная тифлопедагогика |
Форма отчетности: таблица.
3.Подготовит конспект (2).
Список литературы:
Основная:
- Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006.
- Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств//Дефектология.- 2009.- № 5.-С.57-63.
Дополнительная:
- Специальная психология / под ред. Лубовского. – М., 2003.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.
Занятие 2.