Структура педагогической культуры
Личностные качества Практическая деятельность
Профессионально-пед. направленность Пед мастерство
Гармония развитых интеллектуальных Пед направленное общение и поведениеи нравственных качеств
Пед оптимизм Постоянная устремленность к самосовершенствован
Учитель должен стремится к высокому осознанию себя по двум направлениям:
· Я – личность
· Я – профессионал
Педагогические способности :
· Общие
· Специальные
Ценностные характеристики педагогической деятельности.
Педагоги являются представителями гуманитарной интеллигенции. В значительной степени от них зависят судьбы образования, культуры, становление будущих поколений. Именно поэтому представляется важным и необходимым уяснение ценностных характеристик педагогической деятельности, которой занимается огромное количество специалистов.
Педагогическую деятельность - важнейший атрибут человеческого бытия. Без неё невозможно развитие общества. Этим определяются важнейшие ценностные характеристики педагогической деятельности. К ним следует отнести:
1) Отношение к детству. Оно проявляется в понимании педагогом сущности и ценности детства, сущности взаимоотношений взрослых и детей, подлинного, гуманного смысла своей профессиональной деятельности. Отсюда – вторая ценностная характеристика педагогической деятельности.
2) Гуманистическая культура педагога. Она проявляется в ориентации профессиональной деятельности на общечеловеческие культурные ценности, на диалог с учеником, на творческое, рефлексивное отношение к труду. Гуманистическая культура педагога проявляется в его гуманистической позиции. Которая ёмко выражена в принципах педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили: любить детей; очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия; прожить в ребёнке своё детство, чтобы познать жизнь ребёнка[34].
3) Высокие нравственные качества педагога. Они проявляются и в стиле его профессионального поведения, и общении с учениками, и решении педагогических ситуаций.
Как показывает А.С. Роботова, нравственные характеристики педагогической деятельности в общественном сознании связываются:
- с убеждением, что учитель должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры;
- с нравственной мотивацией педагогической деятельности; с нравственным характером общения и взаимодействия учителя с учащимися;
- с целостным влиянием учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; со способностью учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков, экспериментирования[35].
Таким образом, профессиональное становление педагога неразрывно связано с его нравственным становлением.
Вопрос № 23.
Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо.Дети должны вос-ся, по Р, естественно, сообразно с природой. Он считал, что вос-ие получают из 3 источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Вос-ие природой осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; вос-ие людьми — этo приучение чел. использовать развитие этих способностей и органов; вос-ие от вещей — это собственный опыт чел., приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. В непосредственной связи с естественным вос-ем Р поставил и свободное вос-ие. Он требовал уважать личность реб., считаться с его интересами и запросами. Рпридавал большое значение направляющей роли вос-ля. Вос-ль, говорил он, лишь наводит своего вос-ка на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам реб. этого не замечает.Он организует всю среду, все окружающие реб. влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
В 1762 году вышел в свет роман-трактат ^ Р «Эмиль, или О воспитании».В нем Р показал путь вос-ия свободного чел. нового, т. е. буржуазного, общества. Р делил жизнь своего вос-ка на 4 периода. В раннем детстве (от рождения до 2 л) основой всего является физ. вос-ие. Рподробно останавливается на физ.вос-ии Эмиля. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физ.силы.С 2 л до 12 по мнению Р, необходимо развивать внешние чувства ребенка. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги.Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. От 12 до 15л реб., по Р, должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса реб. Рразвивал оригинальную методику получения знаний реб., основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Пытаясь нарисовать умственное вос-ие нового, свободного человека, Р не сумел связать личный опыт реб. с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Эмиль обучается ряду полезных профессий.Труд — общественная обязанность свободного человека, это и вос-ое средство. Наступает 4 период(от 15 л) нравственного вос-ия, а оно может быть только в обществе. Р выдвигает 3 задачи нравственного вос-ия: это вос-ие добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Вос-ие добрых суждений осуществляется, по Р, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.В этом возрасте Р считал необходимым половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее, юноша должен жить деятельной жизнью. Р считал, что было бы желательным избежать со стороны детей вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью», т. к. вос-ль не отвечает на вопросы, не соответствующие пониманию реб. Когда же вос-ль найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.Р считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала.
Р стремился глубоко понять чел. природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития реб. Неверно, что реб с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.Р не отделял четко развитие от воспитания, он как бы биологизировал сам процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей.
Назначение женщины, в понимании Р, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Р считал, что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно.