Конфликты в педагогической деятельности

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным либо к деструктивным изменениям.

Большинство людей сходится во мнении, что конфликты в нашей жизни были, есть и будут. Каждый человек независимо от своих личностных особенностей, профессии, должности порой участвует в конфликте – или его туда вовлекают, или он сам провоцирует его, или выступает в роли спасательного круга. Конфликты, конечно, усложняют нашу жизнь, но именно они часто становятся толчком к развитию, заставляя нас двигаться вперед, пересматривать существующий порядок (или беспорядок) вещей, выводить на новый уровень наши взаимоотношения. Но нельзя не брать во внимание мнение и опыт тех людей, которые видят в конфликтах опасность. Ведь действительно многие конфликты способны не развить, а разрушить человеческие взаимоотношения, стать источником агрессии, породить целый клубок негативных последствий.

Предотвратить или преодолеть конфликт помогает знание его возможных источников. Откуда же конфликты берут свое начало? Прежде всего, из недооценки индивидуальных различий - особенностей темперамента, восприятия, убеждений работников. Из ошибок в общении - неумения слушать, правильно задавать вопросы. Из различий в культурном и социальном статусах. Практика показывает, что участниками конфликта часто оказываются одни и те же люди (считают всегда правым себя, не терпят критики, не прислушиваются к советам специалистов). Они наступают «на одни и те же грабли».

В. А. Сухомлинский о конфликтах в школе писал: “Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива”.

«Учащийся-педагог»

Противоречия между педагогом и учащимися всегда отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях, но и на эмоционально-психическом состоянии каждой из конфликтующих сторон.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и учащимися, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической деятельности зависит от поведения учащихся, что может привести к появлению состояния зависимости педагога от “милости” его воспитанников.

По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:

  • конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;
  • конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;
  • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

  • контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;
  • не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на “я - высказывания (не “ты меня обманываешь” , а “я чувствую себя обманутым”);
  • не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с учащимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
  • стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;
  • по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;
  • не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;
  • дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;
  • независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся;
  • не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

Конфликт “Учащийся-учащийся”

Косвенно педагог всегда втянут в конфликтные отношения между учащимися и обязан участвовать в их разрешении.

Причины конфликтных ситуаций в классе:

атмосфера соперничества; вражды, нетерпимости, недоверия, неумение общаться, неадекватность выражения эмоций, отсутствие навыков разрешения конфликтов, злоупотребление властью со стороны педагогов.

Большое влияние на конфликтное поведение учащихся оказывает личность педагога. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия педагога с другими учащимися служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогический такт первого педагога (учителя) оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся. Личностный стиль и педагогическая тактика“сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения учащихся друг с другом.

Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учащихся, регулировать их. Это, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Что нужно для того, чтобы не дать разгореться конфликту? Самое главное - сосредоточиться на проблеме, а не на участниках; погасить проявление отрицательных эмоций и устранить ощущение угрозы, объективно разобраться конфликтной ситуации.

Конфликт “Педагог-педагог”

Довольно распространенная категория конфликтов в учебном процессе. Учителя, втянутые в конфликт забывают о своих обязанностях, т. к. они заняты выяснением отношений.

Пример: Учитель не устраивает расписание, составленное учебной частью. Другого не устраивают окна в расписании и пр. Заместитель директора отказывается его изменить: всем не угодить, кто-то все равно останется недоволен. В ответ учитель не согласился вести уроки вместо заболевшей коллеги.

Конфликт “Педагог-родитель”

Практика показывает, что количество конфликтов в этой категории растет. Причем конфликты обычно возникают среди определенного круга педагогов. К счастью есть категория педагогов, которая обходится в своей работе без него. Как специалист, могу сказать, большую часть конфликтов можно было бы предотвратить. Встретьте доброжелательно, узнайте причину обращения к Вам за помощью, выслушайте.

“Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива”.

16

Образование как система – это уникальный социальный институт призванный развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество; удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей жизни (непрерывность образования), а также удовлетворять потребность общества в социальной адаптации молодых людей в использовании их профессиональных навыков для развития экономики.
Президент страны Н.А. Назарбаев к стратегическим направлениям развития республики в ближайшее десятилетие относит образование и науку, от развития которых в решающей мере зависят темпы экономического, техникотехнологического прогресса, политическое развитие, состояние культуры и духовности в обществе.
За годы реформ предприняты смелые шаги по внедрению нововведений. Так, с принятием в июне 1999г. Закона «Об образовании» действует новая модель национальной системы образования, соответствующая Международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО. В соответствии с ней, на основе принципа непрерывности и преемственности установлены 4 образовательных уровня:
1. Дошкольное воспитание и обучение.
2. Среднее образование.
3. Высшее образование.
4. Послевузовское образование.
В этой модели нет таких уровней, как профессиональнотехническое и среднеспециальное образование. Повышение квалификации и переподготовка кадров в ней также не являются уровнями образования, а рассматриваются как основные формы дополнительного профессионального образования.
Система образования ВКО в последние 10 лет претерпела значительные изменения. В конце 90х годов имели место сокращение доли фактического объема финансирования, закрытие («оптимизация») ряда образовательных учреждений, кризисные явления в системе в целом. В настоящее время система образования области вступила в период стабилизации, что характеризуется широким развитием инновационных процессов в содержании, организации и управлении образованием, принесших определенные позитивные результаты.
Современные тенденции развития Казахстана вызывают необходимость разработки и решения проблем образования на уровне каждого региона. В области решением Акима принята программа развития системы образования ВКО на период с 2001 – 2005гг., которая призвана обеспечить организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования области с учётом социальной структуры региона, его традиций, этнических и экономических особенностей.
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять в пределах бюджетных средств и предоставление платных образовательных услуг. Минимальная расчетная потребность на её реализацию на сегодня составляет 38,8 млрд. тенге.


Детские дошкольные учреждения


Образование детей дошкольного возраста имеет важное значение для формирования навыков общения, развития речи, физического развития и подготовки к школе. Динамика основных показателей, характеризующих систему детского дошкольного образования, свидетельствует о значительном сокращении сети детских садов, и, следовательно, охвата детей дошкольным воспитанием. Это явилось следствием сворачивания базы объектов социальнобытового назначения предприятий области, а также сокращения финансирования государственных учреждений образования. Количество и темпы сокращения детских садов в области за последние 10 лет характеризуют следующие данные:


Как видно из диаграммы, пик «оптимизации» детских дошкольных учреждений пришёлся на 19951997 годы. За 10 лет количество детских садов сократилось в 12.5 раза, число мест в них – в 5.4 раза. В сёлах этот процесс происходил более быстрыми темпами. Если в городах и посёлках количество детских садов сократилось в 6.7 раза, то в сёлах – в 60 раз. В 1990 году сельские детские сады составляли 52% их общего количества, в 2000 году – 11%.
Несмотря на столь резкое сокращение детских дошкольных учреждений, заполнение имеющихся мест составляет 92%, и это не столько демографический фактор, сколько показатель доступности услуг дошкольных учреждений для населения. Стоимость посещения ребёнком детского сада в месяц составляет от 1 до 2 минимальных заработных плат, установленных в республике. Очередь на получение места в детском саду в 1990 году составляла 20.4 тыс. желающих, в 1995 году – 2.5 тыс., в последующие годы её не стало. Если в 1990 году на 100 имеющихся мест приходилось 118 детей, то теперь – 92.
На 1.01.2001 г. детские сады посещали 9654 ребёнка, из них 3887 (40%) детей областного центра, 1593 (17%) – г. Семипалатинска, 1303 (13%) – г. Лениногорска, 528 (5%) Бородулихинского района, 362(4%) – Шемонаихинского района.
Государственную форму собственности имеют 57 детских дошкольных учреждений, частную 16. По числу мест частные детские сады крупнее государственных, однако, заполняемость их ниже, что определяется более высокой стоимостью услуг (88 детей на 100 мест против 94 ребёнка на 100 мест).
Из общего числа детских дошкольных учреждений в 15 ведётся обучение по программе 1 класса общеобразовательной школы. В 58 детских садах общение с детьми ведётся на одном из языков: в 54 – на русском и в 4 – на казахском. В 15 дошкольных учреждениях с детьми общаются на двух языках.
В течение 2000 года по причине болезни детьми было пропущено 135.8 тыс. дней, в среднем 16 дней на каждого ребёнка (на 8% больше, чем в 1999 году). Всего насчитывалось 17.2 тыс. случаев заболеваний и травм или 1992 на тысячу детей, посещающих детский сад (в 1999 году – 1511).
Все здания детских садов построены по типовому проекту, около 45% из них требуют капитального ремонта, в том числе 43% в городской местности и 63% в сельской.
Приведённые данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии материальной базы детских дошкольных учреждений. Недостаточно распространена практика двух языкового общения с детьми. Зафиксирован рост заболеваемости по сравнению с 1999 годом. Всё это говорит об имеющихся проблемах в этой сфере.
Одними из направлений программы развития системы образования области на 20012005 годы названы «постепенное увеличение охвата детей системой дошкольного воспитания, обеспечение предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста», а также «дальнейшее развитие сети учреждений образования всех типов», при этом указывается, что «сохранится число детских садов, финансируемых из средств бюджета». Для развития системы дошкольного образования и большего охвата им детей дошкольного возраста, существующего количества детских садов не достаточно, но увеличение их за счёт коммерческих предприятий проблемы не решит. Наличие детских дошкольных учреждений определяется сегодня не желанием родителей дать детям образование в дошкольном учреждении, а их способностью оплачивать данный вид услуг. Поэтому пока наиболее приемлемой для многих остаётся дошкольная подготовка детей, организуемая при школах.

Система школьного образования


Основными приоритетами в школьном образовании является дальнейшее обеспечение прав граждан на бесплатное среднее образование в государственных учреждениях образования, обеспечение качества учебновоспитательного процесса на уровне современных требований, полный охват обучением детей школьного возраста.
Образование, которое даёт школа, является одним из главных факторов, обеспечивающих активное включение детей в социальноэкономические процессы общества. Оно составляет основной уровень системы непрерывного образования и включает в себя 3 ступени: начальную, основную и среднюю общеобразовательные школы.
Наибольшее количество школ в области регистрировалось в 1994 году – 894. В период «оптимизации» учреждений образования (1997 год) их насчитывалось 841.
На сегодняшний день система школьного образования области включает в себя 833 государственных и 14 частных школы. Кроме того, 13 юридически несамостоятельных школ, функционирующих при детских садах и 3 – при колледжах. В числе общеобразовательных школ 3 школы с углубленным изучением предметов, 9 гимназий, 10 лицеев, 3 школыинтерната. Распределение школ области по ступеням образования и месту расположения представлено в таблице:

Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах возросла по сравнению с предыдущим учебным годом на 4.3% и составила 301.1 тыс. детей (152.8 мальчиков и 148.3 девочек), в том числе в городах и посёлках 163.1 тыс., в сёлах – 139 тыс.. В городах средняя комплектация школ в 3 раза превышает сельскую: в городской местности на одну школу приходится в среднем 709 учащихся, в сельской – 224 учащихся. На диаграмме представлено количество школ и показатель комплектности школ в разрезе регионов области:


Как видно из представленных данных, школы наиболее плотной комплектации расположены в областном центре, г. Семипалатинске, Курчатове, Абайском, Аягозском, Глубоковском, Зайсанском, Зыряновском, Тарбагатайском и Урджарском районах.
Основная часть школ (60.9%) организует учебный процесс в две смены занятий; 38.7% ведут уроки в одну смену, 0.4% в три смены. Во второй половине дня обучается 34% учащихся городских и поселковых школ и 24% сельских.
Численность учителей общеобразовательных школ составляет 25.4 тыс. человек, из них работающих в городской местности 11.5 тыс. человек, в сельской – 13.9 тыс. Количество учащихся на одного преподавателя в среднем составл

17

Образование как система – это уникальный социальный институт призванный развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество; удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей жизни (непрерывность образования), а также удовлетворять потребность общества в социальной адаптации молодых людей в использовании их профессиональных навыков для развития экономики.
Президент страны Н.А. Назарбаев к стратегическим направлениям развития республики в ближайшее десятилетие относит образование и науку, от развития которых в решающей мере зависят темпы экономического, техникотехнологического прогресса, политическое развитие, состояние культуры и духовности в обществе.
За годы реформ предприняты смелые шаги по внедрению нововведений. Так, с принятием в июне 1999г. Закона «Об образовании» действует новая модель национальной системы образования, соответствующая Международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО. В соответствии с ней, на основе принципа непрерывности и преемственности установлены 4 образовательных уровня:
1. Дошкольное воспитание и обучение.
2. Среднее образование.
3. Высшее образование.
4. Послевузовское образование.
В этой модели нет таких уровней, как профессиональнотехническое и среднеспециальное образование. Повышение квалификации и переподготовка кадров в ней также не являются уровнями образования, а рассматриваются как основные формы дополнительного профессионального образования.
Система образования ВКО в последние 10 лет претерпела значительные изменения. В конце 90х годов имели место сокращение доли фактического объема финансирования, закрытие («оптимизация») ряда образовательных учреждений, кризисные явления в системе в целом. В настоящее время система образования области вступила в период стабилизации, что характеризуется широким развитием инновационных процессов в содержании, организации и управлении образованием, принесших определенные позитивные результаты.
Современные тенденции развития Казахстана вызывают необходимость разработки и решения проблем образования на уровне каждого региона. В области решением Акима принята программа развития системы образования ВКО на период с 2001 – 2005гг., которая призвана обеспечить организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования области с учётом социальной структуры региона, его традиций, этнических и экономических особенностей.
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять в пределах бюджетных средств и предоставление платных образовательных услуг. Минимальная расчетная потребность на её реализацию на сегодня составляет 38,8 млрд. тенге.


Детские дошкольные учреждения


Образование детей дошкольного возраста имеет важное значение для формирования навыков общения, развития речи, физического развития и подготовки к школе. Динамика основных показателей, характеризующих систему детского дошкольного образования, свидетельствует о значительном сокращении сети детских садов, и, следовательно, охвата детей дошкольным воспитанием. Это явилось следствием сворачивания базы объектов социальнобытового назначения предприятий области, а также сокращения финансирования государственных учреждений образования. Количество и темпы сокращения детских садов в области за последние 10 лет характеризуют следующие данные:

Как видно из диаграммы, пик «оптимизации» детских дошкольных учреждений пришёлся на 19951997 годы. За 10 лет количество детских садов сократилось в 12.5 раза, число мест в них – в 5.4 раза. В сёлах этот процесс происходил более быстрыми темпами. Если в городах и посёлках количество детских садов сократилось в 6.7 раза, то в сёлах – в 60 раз. В 1990 году сельские детские сады составляли 52% их общего количества, в 2000 году – 11%.
Несмотря на столь резкое сокращение детских дошкольных учреждений, заполнение имеющихся мест составляет 92%, и это не столько демографический фактор, сколько показатель доступности услуг дошкольных учреждений для населения. Стоимость посещения ребёнком детского сада в месяц составляет от 1 до 2 минимальных заработных плат, установленных в республике. Очередь на получение места в детском саду в 1990 году составляла 20.4 тыс. желающих, в 1995 году – 2.5 тыс., в последующие годы её не стало. Если в 1990 году на 100 имеющихся мест приходилось 118 детей, то теперь – 92.
На 1.01.2001 г. детские сады посещали 9654 ребёнка, из них 3887 (40%) детей областного центра, 1593 (17%) – г. Семипалатинска, 1303 (13%) – г. Лениногорска, 528 (5%) Бородулихинского района, 362(4%) – Шемонаихинского района.
Государственную форму собственности имеют 57 детских дошкольных учреждений, частную 16. По числу мест частные детские сады крупнее государственных, однако, заполняемость их ниже, что определяется более высокой стоимостью услуг (88 детей на 100 мест против 94 ребёнка на 100 мест).
Из общего числа детских дошкольных учреждений в 15 ведётся обучение по программе 1 класса общеобразовательной школы. В 58 детских садах общение с детьми ведётся на одном из языков: в 54 – на русском и в 4 – на казахском. В 15 дошкольных учреждениях с детьми общаются на двух языках.
В течение 2000 года по причине болезни детьми было пропущено 135.8 тыс. дней, в среднем 16 дней на каждого ребёнка (на 8% больше, чем в 1999 году). Всего насчитывалось 17.2 тыс. случаев заболеваний и травм или 1992 на тысячу детей, посещающих детский сад (в 1999 году – 1511).
Все здания детских садов построены по типовому проекту, около 45% из них требуют капитального ремонта, в том числе 43% в городской местности и 63% в сельской.
Приведённые данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии материальной базы детских дошкольных учреждений. Недостаточно распространена практика двух языкового общения с детьми. Зафиксирован рост заболеваемости по сравнению с 1999 годом. Всё это говорит об имеющихся проблемах в этой сфере.
Одними из направлений программы развития системы образования области на 20012005 годы названы «постепенное увеличение охвата детей системой дошкольного воспитания, обеспечение предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста», а также «дальнейшее развитие сети учреждений образования всех типов», при этом указывается, что «сохранится число детских садов, финансируемых из средств бюджета». Для развития системы дошкольного образования и большего охвата им детей дошкольного возраста, существующего количества детских садов не достаточно, но увеличение их за счёт коммерческих предприятий проблемы не решит. Наличие детских дошкольных учреждений определяется сегодня не желанием родителей дать детям образование в дошкольном учреждении, а их способностью оплачивать данный вид услуг. Поэтому пока наиболее приемлемой для многих остаётся дошкольная подготовка детей, организуемая при школах.

Система школьного образования


Основными приоритетами в школьном образовании является дальнейшее обеспечение прав граждан на бесплатное среднее образование в государственных учреждениях образования, обеспечение качества учебновоспитательного процесса на уровне современных требований, полный охват обучением детей школьного возраста.
Образование, которое даёт школа, является одним из главных факторов, обеспечивающих активное включение детей в социальноэкономические процессы общества. Оно составляет основной уровень системы непрерывного образования и включает в себя 3 ступени: начальную, основную и среднюю общеобразовательные школы.
Наибольшее количество школ в области регистрировалось в 1994 году – 894. В период «оптимизации» учреждений образования (1997 год) их насчитывалось 841.
На сегодняшний день система школьного образования области включает в себя 833 государственных и 14 частных школы. Кроме того, 13 юридически несамостоятельных школ, функционирующих при детских садах и 3 – при колледжах. В числе общеобразовательных школ 3 школы с углубленным изучением предметов, 9 гимназий, 10 лицеев, 3 школыинтерната. Распределение школ области по ступеням образования и месту расположения представлено в таблице:

Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах возросла по сравнению с предыдущим учебным годом на 4.3% и составила 301.1 тыс. детей (152.8 мальчиков и 148.3 девочек), в том числе в городах и посёлках 163.1 тыс., в сёлах – 139 тыс.. В городах средняя комплектация школ в 3 раза превышает сельскую: в городской местности на одну школу приходится в среднем 709 учащихся, в сельской – 224 учащихся. На диаграмме представлено количество школ и показатель комплектности школ в разрезе регионов области:


Как видно из представленных данных, школы наиболее плотной комплектации расположены в областном центре, г. Семипалатинске, Курчатове, Абайском, Аягозском, Глубоковском, Зайсанском, Зыряновском, Тарбагатайском и Урджарском районах.
Основная часть школ (60.9%) организует учебный процесс в две смены занятий; 38.7% ведут уроки в одну смену, 0.4% в три смены. Во второй половине дня обучается 34% учащихся городских и поселковых школ и 24% сельских.
Численность учителей общеобразовательных школ составляет 25.4 тыс. человек, из них работающих в городской местности 11.5 тыс. человек, в сельской – 13.9 тыс. Количество учащихся на одного преподавателя в среднем составл

18

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.

2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).

3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

· на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;

· на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;

· на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;

· на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;

2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

19

Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель школы все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В отечественной педагогике сделаны первые попытки объяснения сущности и содержания инновационных процессов.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс изучения, обобщения и распространения педагогического опыта имеет своей конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику. Таким образом, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

20

Наши рекомендации