Семья и ее функции в воспитательном процессе
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывной связи. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социологией.
Социологи рассматривают семью как часть целого общественного организма, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно отражаются в семье.
Семья – это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Семья – это социально-культурный институт. Семья создана для важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. Семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества.
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими.
Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.
Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:
• физическое воспроизводство населения. Одно из назначений семьи – выявить в каждом из ее членов и в самом себе все лучшее, что есть в нем, развить и отдать на всеобщее благо. Воспроизводство жизни во всей ее ипостасях и ее изменение к лучшему – общая цель совместной жизни мужа и жены;
• воспитательная функция – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей;
• организация досуга, так как значительная часть времени проводиться вне работы, учебы (семейное общение).
Функция семьи по отношению к человеку:
• супружеская функция. Супруги – самые близкие люди. Отдыхают, получают моральную поддержку;
• родительская функция – семья дает необходимое для гармонии в жизни;
• организация быта. Известно, что семейный быт – самый комфортный быт в психологическом смысле.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижении желаемых результатов.
Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:
• креативности - свободного развития способностей детей;
• гуманизма – признание личности в качестве абсолютной ценности;
• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;
• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;
• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;
• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
Большой вклад в формирование и развитие теории семейного воспитания внес Е.А. Аркин. По его мнению, в основе семейного воспитания должен лежать личностный подход. Ученый показал значение ранних лет жизни ребенка для его дальнейшего развития, ибо многие черты, характерные взрослому человеку, уходят своими корнями в ранние годы его жизни. Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое, целенаправленное общение родителей с детьми. И здесь Е.А.Аркин обращает внимание родителей, что в воспитании должно быть чувство меры.
Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты воспитания личности. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.
Английский писатель Г.К.Честертон метко заметил: «Дети не любят слушать своих родителей, зато охотно им подражают».
Подытоживая воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:
• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества; какая семья – такое и общество;
• семья обеспечивает преемственность традиций;
• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
• существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Содержание, методы и средства воспитания в семье
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим образованием подрастающих поколений и другими направлениями.
Физическое воспитание в семье включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание и т.д.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.
Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей жизни. В семье формируются трудовые действия. Труд выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности.
Методы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Они очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов.
Общие методы воспитания в семье, которые используются всеми родителями:
• убеждение (объяснение, внушение, совет);
• личный пример;
• поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
• наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы);
Иногда в семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них: авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, слово, труд, учение, литература, фольклор, домашний быт, природа, обычаи, традиции, национальные обычаи, общественное мнение, игры и игрушки, радио, телевидение, режим дня, физкультура, спорт, реликвии, праздники, музеи, театры и др.
Выбор и применение методов семейного воспитания опираются на ряд условий.
• знание родителями своих детей, их положительные и отрицательные качества: чем интересуются, что читают, во что играют, какие трудности испытывают, какие у них отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более ценят в людях и др.
• личный опыт родителей, их авторитет, отношения в семье и др.
• если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
• педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.