Уроки, интересные детям

Марина Махнёва

(г. Екатеринбург)

Года три назад я записала темы наиболее удачных и интересных детям Орф-уроков; теперь провожу их уже с другими детьми. Надеюсь, что даже просто перечень этих тем напомнит читателям о возможностях их проработки:

«Бинго». «Путешествие капельки». Фантастический язык. Песенка с именами. Закликание весны. Снежная сказка. «Чёрный баран». «Миновало лето». «Фермером Мак Дональд был». «Пекарь тесто ставит в печь». «Лягушка» (Шульверк, 1 том). «Ора шаш». Сказка про осень. Птичий базар. Дразнилка «Коля, Коля, Николай бросил шубу на сарай». Рондо Венециано (свободная импровизация). Хайку. Игры с именами. Здравствуйте, Гутен морген. Кукушка. Дождик. Белый урок. Речевая игра «Роза, берёза». Рисунки под музыку и пластические импровизации. Театрализация «Мышонок и лиса». «Это ночь святая» (на Рождество). Самба «О ле ле». Песня «Свищет вьюга». «Марко скачет». «Хорошо в реке купаться» (Шульверк, 1 том). Я провожу эти уроки в младших классах гимназии.

Надо настаивать нам всем, чтобы Вячеслав Жилин скорее выпускал учебники для общеобразовательной школы – это будет помощь, т.к. там очень хорошо разработаны темы уроков.

КНИГИ С КАРТИНКАМИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ И ТАНЦЕВАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Ирина Шестопалова

(г. Новосибирск)

В 2006 году я, как и несколько других педагогов из разных стран (об этом я прочитала в официальном письме-приглашении), получила предложение от Барбары Хазельбах (Орф-Институт, Зальцбург, Австрия) принять участие в австрийском Информационном сборнике “Orff-Schulwerk Informationen” по теме: “Моя любимая иллюстрированная книжка” – как я её использую в работе с детьми. Одним из условий было: краткость. Буквально несколько строк.

Я думаю, что многие российские педагоги берут в помощь своей работе иллюстрированные книги, и тем интереснее будет узнать, как, в каком направлении, каждый из вас их использует.

Это – приглашение к сотрудничеству: может быть, и вы, коллеги, поделитесь на страницах Вестника своими находками?

«Две сказки про карандаш и краски»

Владимир Сутеев

EDITION «ASTREL»

Эта книга – из моего детства. Она входит в серию книг известного русского художника-мультипликатора Владимира Сутеева «Рассказы в картинках». В детстве (да и сейчас) его книги я любила за то, что они – немногословны. Динамика развития каждой истории показана в нескольких картинках. Сегодня я взглянула на книги Сутеева еще и глазами Орф-педагога.

Вот история про Петуха, которого нарисовал мальчик, но забыл раскрасить. Петух пошел к Краскам, и они помогли ему стать разноцветным.

О! Это хорошая идея! Мы с детьми можем «нарисовать» Петуха, например, бусами или шнуром на полу, используя при этом звук собственного голоса, как это делала Кристиана Виблиц на своих уроках. А вот как «раскрасить» его оперение – пусть будет детской фантазией. Помочь детям могут разноцветные платки, шарики скомканной бумаги, кусочки цветного пенопласта, цветные музыкальные инструменты Boomwhackers и кое-что другое…

А в конце урока мы выберем, какую песню про Петушка будем петь.

ПЕТУШОК

Народная прибаутка

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Громко песни поёшь,

Громко песни поёшь,

Детям спать не даёшь!

Уроки, интересные детям - student2.ru

ПЕТУШОК

Сл. Владимир Данько

Муз. Ирина Шестопалова

Как у Пети-Петушка

Два высоких сапожка,

Белая рубашка,

Красная фуражка.

Голосок у Пети

Звонче всех на свете:

-Кукареку!

Уроки, интересные детям - student2.ru

«Игрушки»

Рисунки Л.Ракович, стихи И.Алимовой

из серии«Что в корзинке?»

«ROSMEN-ISDAT», 2006

Еще одна интересная книжка. Я купила ее прошедшим летом.

В нашей детской игровой музыкальной копилке есть игра «Магазин Игрушек» (идея Татьяны Потехиной). Каждый ребенок может придумать свою игрушку и соответствующие движения или танец к ней. А другой ребенок – озвучить ее музыкальным инструментом или голосом. Покупатели, пришедшие в Магазин Игрушек (тоже дети, а на празднике – возможно, и родители), наблюдают за двигающимися игрушками и выбирают понравившиеся. После игры мы с ребятишками обсуждаем: почему ты выбрал именно эту игрушку? Чем она тебе понравилась?

А теперь у нас есть еще и красочная книжка – в ней стихи о тринадцати игрушках.

Ребенок выбирает из книжки любую игрушку, о которой написано. Но об этом знает только он и ведущий (продавец, например). Дети отгадывают, просмотрев затем книжку, но, возможно, зрительная поддержка им и не потребуется.

«Три поросёнка»

Английская народная сказка

EDITION «MAСHAON», 2005

Эту сказку я дважды использовала в работе с детьми как театральную постановку. Она о трёх братцах-Поросятах, за которыми охотился Волк.

В этой сказке есть возможность использовать интересные звуковые эффекты, которые дети просто обожают – сначала подбирать звуки среди музыкальных инструментов или звучащих предметов, а затем исполнять их.

Например:

· Волк старается сдуть каждый домик - поочередное или одновременное использование нескольких сдувающихся воздушных шаров или звук «whistle-flute» (свистящая флейта).

· Озвучивание разных по тембру, ритму и динамике шагов убегающих Поросят и шагов догоняющего их Волка. Волк то медленно, то быстро пробирается сквозь лесную чащу, поворачивает голову, моргает глазами… и все это озвучивают дети разными по тембру инструментами.

· Волк спускается по дымоходу в кирпичный домик Наф-Нафа и падает в котел – БУХ! - нисходящая гамма на ксилофоне и фанфарный удар цимбал.

· И, наконец, очень известная и любимая детьми песенка трёх Поросят «Нам не страшен Серый Волк» (музыка Ф.Черчилля). Поросята могут не только спеть её, но и подыграть себе на губной гармошке в нужный момент.

[1] Общеобразовательная школа, где наряду с «серьёзными» предметами - математикой, русским, и тому подобными, - 3 дополнительных урока музыки: «Орф-урок», блокфлейта, и оркестр народных инструментов – групповое обучение.

[2] Пока не опубликованы, но можно познакомиться на семинарах для народников

[3] В.Жилин. Занимательные игры для чтения с листа. Челябинск. MPI. 2005

[4] Неопубликованные учебники для уроков музыки в общеобразовательной школе с 1 по 8 класс. Также демонстрирую на семинарах.

[5] Показываю на пальцах восьмые и четверти

[6] У меня авторская программа

[7] Не опубликованы. Можно познакомиться на семинарах

[8] В классе находится мой ноутбук, чтобы распечатывать партии, если нужно. Кроме того, там всякая школьная и классная документация. Дети же после урока могут переписать себе упражнение, пьесу сами, практикуясь в нотном редакторе. Кроме того, они могут послушать, как звучит их пьеса в электронном виде, или же надеть наушники и поиграть с аккомпанементом. И другие возможности.

Наши рекомендации