Педагога не волнует поступок ребенка — его должен волновать сам ребенок
Представим данный профессиональный технологический алгоритм:
Первый шаг — «Не удивляться» (парадигма «Это я видел...», «это бывает в вашем возрасте...» или «К сожалению, люди иногда так поступают, хотя это плохо кончается...»). Назначение шага — снять ореол героя и смельчака, каким кажется себе подросток в момент свершения недостойных действий.
Педагог, увидев, как ученик перевернул тарелку и выбросил еду на пол, со скучным и спокойным лицом сказал: «Это мы не раз видали в нашей трудной жизни...»
Второй шаг — «Поддержать» или «присоединиться» (парадигма «Я тоже когда-то...» или «Мне тоже когда-то казалось, что это достойное поведение...» или «Человек слаб, и иногда мы совершаем что-то подобное...»). Благодаря этому шагу сохраняется общее положительное отношение к такому ребенку окружающих его людей, которое после первой реакции педагога заметно изменилось не в пользу смельчака.
Педагог продолжал далее: «Бывает, что люди так рассердятся, что считают виноватыми даже безвинные предметы. Со мной однажды такое было...»
Третий шаг — «Описать предметный результат содеянного» (парадигма «Теперь так сложились обстоятельства, что мы не можем...» или «Как же нам теперь дальше работать...»). Конечно, состояние нарушителя в этот момент такое, что его разум не способен на холодный анализ, поэтому надо ему помочь. Продолжим наше предположение:
Педагог, глядя на результат действий, обращается к самому себе как будто размышляя: «Каша, выброшенная на пол, уже не каша, а грязь. Здесь теперь не пройти. И кому-то приходится дополнительно убирать...»
Четвертый шаг — «Апеллировать к разуму субъекта» (парадигма «Что вы думаете по этому поводу?» или «А как расцениваете вы ситуацию?» или «Что нам всем теперь делать?»). Так как главным для педагога является не принудительное правильное поведение ребенка, а осознанное отношение, то этот шаг очень важен, хотя именно с него и нельзя было начинать.
...А теперь педагог глядит на подростка: «Я верно размышляю? Мои опасения вы разделяете?..»
Пятый шаг — «Произвести положительное подкрепление» (парадигма «Приятно иметь дело с понимающими...» или «Сразу видно разумного человека» или «Нельзя не признать, что вы не из боязливых...»). Хорошо бы поторопиться и поддержать «героя».
Педагог кивает головой: «Вижу, все понимаете...С такими людьми легко иметь дело...»
Шестой шаг — «Предложить помощь» (парадигма «Помощь нужна?» или «Кто-то из нас может помочь?» или «Справитесь или что-то сделать для вас?»)
Теперь звучит краткая фраза: «Помощь нужна?»
Седьмой шаг — «Произвести «Я-сообщение» (парадигма «Я всегда думал, что...» или «Мне всегда хорошо, когда люди разрешают
проблемы...»).
Педагог выражает общее удовлетворение (оно мимически выражено) разрешением ситуации и говорит: «Всем людям свойственно ошибаться, но главное - понимать ошибочные действия...Я уважаю людей, способных это понять...»
Семь операций — это шаги навстречу разуму ребенка, оказавшегося в особом положении и потому неадекватно реагирующему на действительность. Предложенный алгоритм проверен практикой, его воплощение в реальность взаимодействия с детьми осложненного поведения эффективно.
Приведем пример высказывания педагога-практика1:
...Пытаюсь объяснить каждому ребенку его индивидуальность, доказать, что он не последний человек в классе и что его участие в жизни класса необходимо...Технология реакции на осложненное поведение мне нравится...Хотя я, наверное, не все еще делаю совсем хорошо, но - уже приятно видеть, что такие дети посещают все мои
уроки.
Исключительной профессиональной тонкости требует взаимодействие педагога с родителями ребенка осложненного поведения. Такая сложность обусловлена родительской любовью и непрофессионализмом родителей. Любя своих детей и желая счастья детям, родители впадают в состояние депрессии при жалобах на поведение их любимых детей, они неосознанно ищут выход в агрессии против педагогов. Обвинения в адрес педагогов как бы снимают долю вины с ребенка, а заодно и затемняют родительскую немощь в воспитании сына и дочери.
Основанием для установления союза педагога и родителей служит единственное — забота о развитии ребенка, и ничто другое. Только этот этический мотив служит опорой при профессиональной попытке педагога оказать какое-либо влияние на родителей, на стиль семейных взаимоотношений и на отношение родителей к ребенку. И этот же мотив ставит жесткий запрет для публичного оглашения неудач и нарушений ученика. Ни при каких обстоятельствах не может быть оправдано сообщение на родительском собрании об отставании в развитии ребенка или о его
недостойном поведении. Темы такого порядка следует относить в «тайну», где нет третьего лица. Публично педагог имеет право оглашать лишь особенности успешных продвижений, выявляющиеся интересы, способности и характер складывающихся отношений между детьми в классе.
Поднимать «на пьедестал» надо каждого человека. Особенно бережно и заботливо это следует делать по отношению к ребенку осложненного поведения и - как ни странно - по отношению к его не очень достойным родителям, помогая ребенку сохранить безусловную любовь к родителям, а родителям - любовь к собственному ребенку. И то и другое выполнить нетрудно, если учитывать три аргумента в пользу правомерности безусловной любви к носителю осложненного поведения:
во-первых,человек как продукт времени и социальной среды всегда несет на себе ее негативные отпечатки;
во-вторых, человекслаб и потому не всегда способен противостоять недостойным искушениям натуры;
в-третьих,дети и родители - представители разных поколений, всегда располагаются в поле неразрешимых противоречий.
* * *
Итак, брошенный взгляд на проблему осложненного поведения с позиции педагогической технологии позволяет выявить, в первую очередь, исходное положение, которое занимает педагог -«забота о состоянии и развитии ребенка осложненного поведения». С такой профессиональной платформы видится и стратегическое решение вопроса: оно в том, чтобы содействовать установлению связей ребенка с окружающими людьми, — тех связей, что оказались разрушенными. Что же касается развернувшейся ситуации осложненного поведения, то ее разрешение производится с данных позиций, поэтому направлено не на подавление осложненного поведения, а на инициирование сознания и воли носителя такого поведения.