Развитие творческих навыков мышечного внимания
Совершенствование мышечно-двига-тельных (кинестетических) восприятий и памяти. Тренинг мышечного контролера. Тренинг мысленных действий. Действие с воображаемыми предметами.
Упражнение 109 ПАМЯТЬ ДВИЖЕНИЙ
— Следите за движениями моих рук и запоминайте: первое — медленно и осторожно вытягиваю ладони
вверх, как если бы на них стояла широкая ваза, которую мне надо передать человеку, стоящему наверху;
второе — с силой развожу руки ладонями наружу, как при плавании брассом;
третье — быстро кидаю ладони вверх и вперед, как бы ловя волейбольный мяч;
четвертое — неторопливо приближаю к себе руки, а пальцы сложены так, словно в одной руке у меня иголка, в другой нитка, которую нужно вдеть;
пятое — кидаю вверх кулаки и напрягаю их, как будто повисаю на турнике и начинаю подтягиваться.
— Вспомните мысленно одно за другим все движения. Подскажу, не показывая: первое — ваза... второе — плаванье... третье — мяч... четвертое — иголка... пятое— турник... Вспомните мысленно второе движение. Пятое. Первое. Четвертое. Третье. Вспомните еще раз в том же порядке.
— По моим командам делайте эти Движения. Следите за верными переходами из одного ритма в другой, за степенью напряженности пальцев. Третье!.. Пятое!.. Четвертое!.. Второе! .. Первое!.. Еще быстрее переключаться! Четвертое!.. Третье!.. Первое!.. А внутренние видения участвуют в этом упражнении? Л цель каждого действия известна вам?
—■ Еще раз. По моей команде делайте движение и продолжайте действовать в соответствии с содержанием движения до тех пор, пока я не дам следующую команду. Тогда мгновенно переключайтесь на следующее движение. Скажем, по команде «третье!» вы кидаете ладони вверх. А что бы -вы делали дальше? Ловили бы мяч? Ловите! А дальше? Кидали бы мяч партнеру? Кидайте! Действуйте, как на волейбольной площадке, пока нет следующей команды... Пятое!.. Четвертое!.. Первое!.. Третье! .. Второе!.. Третье!.. Продолжайте с того момента, на котором остановились прежде... Четвертое!.. Вдевайте нитку в иголку,—ведь в тот раз вы не успели этого сделать... Второе!..
Упражнение 110 БРИТО — СТРИЖЕНО
— Помните сказку, где жена, наперекор мужу, делала все (наоборот? Сделаем упражнение, в котором вам нужно будет не повторять моих движений, а делать все наоборот. Если я подниму руку, вы должны ее опустить. Я разведу ладони — вы сложите. Я быстро махну рукой направо — вы медленно налево.
— Внимательней! И оправдывайте каждое движение. Я быстро махнул рукой — почему? Муху ловлю. А почему вы медленно тянете руку? Чтобы незаметнее подобраться к мухе. Начали!
Упражнение 111
МЫШЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ
— Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
— Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — 'напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
— Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
— Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле. Колени не слишком напряжены? А глаза почему вылезают из орбит?
В таких заданиях воспитывается то чувство, которое впоследствии, когда оно разовьется, можно условно назвать мышечным контролером. Он должен улавливать не только предельные, но и самые нормальные, подчас незаметные изменения в напряжении и расслаблении мышц. С его помощью мы сможем подвергать мгновенной проверке любую часть нашего тела в момент действия,— нет ли излишнего напряжения или неоправданного расслабления. В жизни это делается автоматически, само собой. На сцене иногда это приходится делать соз-
нательно. Впрочем, и в жизни нам часто недостает от-тренированного мышечного контролера.
Тренинг должен создать навыки мышечного внимания— умения быстро и точно направлять мышечный контроль к любой группе мышц. «Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения, — пишет Станиславский,— должен быть доведен до механической, бессознательной приученности».
Упражнение 112 УКАЖИ ВДАЛЬ!
Потренируем механизмы мышечного контроля: — Сядьте. Проверьте, нет ли излишнего напряжения. Тело — легкое, свободное. Вы готовы встать, готовы к любому действию. Теперь вытяните и напрягите всю левую руку, от плеча до кончиков пальцев. Можете двинуть рукой? Значит, она недостаточно напряжена. Напрягите ее предельно. Теперь уберите как можно больше напряжения с плеча, но постарайтесь оставить то же напряжение от локтя до кончиков пальцев. Есть? Убирайте напряжение в локтевой части, оставьте напряженной только кисть руки. Проверьте — плечо и локоть Должны свободно двигаться. Теперь сделайте самое трудное — снимая излишки напряжения с кисти, сосредоточьте его только в последних суставах пальцев. Попробуйте оставить напряжение только в кончиках пальцев, в самых подушечках. Снимите все напряжение, кроме того, которое держит вашу руку вытянутой. Есть? Чувствуете напряженную точку в самом кончике указательного пальца? Протяните его вперед, укажите пальцем вдаль — вон голубь за окном, на крыше!.. Снимите все напряжение и опустите руку.
Упражнение 113 СОРВИ ПЕРСИК!
Такое упражнение есть в «Инсценировке программы Оперно-драматической студии», написанной Станиславским. Содержание его, по описанию Г. Кристи, следующее: надо «сорвать воображаемый персик так, чтобы найти для этого необходимое напряжение в руке и убрать его в тот момент, когда персик сорван».
Упражнение 114 САД
Групповое упражнение:
— Вы—в фруктовом саду. Рвите яблоки и груши, кладите в корзину. Ищите верное напряжение в руке.
— Видите ли вы внутренним зрением каждое яблоко, которое рвете? Нет двух одинаковых яблок, а значит, нет одинаковых напряжений — для каждого яблока свое! Вот яблочко маленькое, кривобокое, его легко сорвать. А вот огромное, на толстом черешке, на него нужно больше усилий.
—• Какие яблоки вы рвете? Антоновку? Белый налив? Анис?
Упражнение 115 ГИРИ
—■ Поднимите с пола двумя руками воображаемую гирю в десять килограммов. Поставьте ее на стол. Одной рукой снимите ее со стола и поставьте на стул. Двумя руками поднимите стул вместе с гирей. Не уроните гирю! Опустите стул.
— Возьмите с пола одной рукой воображаемую пятикилограммовую гирю, а другой — воображаемую гирю
в один килограмм. Поднимайте их одновременно вверх. Вниз! Не опуская гири на пол, поменяйте их в руках. Поднимите кверху. Наверху —поменяйте гири. Вниз!.. Вверх!..
— Протяните вперед ладони. На одну — поставьте мысленно пятисотграммовую гирю, на другую — стограммовую. Руки разводите в стороны и вперед, в стороны и вперед. Следите, чтобы руки шли по одному уровню, несмотря на разную нагрузку.
В упражнении с воображаемыми гирями нужно добиваться верного физического ощущения тяжести и целесообразного напряжения мышц всего тела. Поясним эту мысль на примере. На вытянутую ладонь, как на чашу весов, мы поставим настоящую килограммовую гирю. Сразу же соответствующей силой будет напряжен бицепс предплечья. Он, этот бицепс, как бы ставит на вторую чашу такую же тяжесть, чтобы удержать руку-весы в равновесии. Если он будет недостаточно напряжен,— ладонь не удержит гирю, опустится. Если же напряжение будет чрезмерным, ладонь пойдет кверху. Автоматический мышечный контролер мгновенно подбирает каждой мышце целесообразное напряжение.
Поставим теперь на ладонь воображаемую гирю. Постараемся разбудить нашего мышечного контролера, пусть он контролирует, верно ли напряжены мышцы. Не напряжен ли бицепс так, будто на ладони десять килограммов, а не один? А шея почему напряглась? Наверно, потому, что контролер еще не проснулся, а бесконтрольный наш организм еще не ощутил, еще не поверил в воображаемую конкретную тяжесть и, на всякий случай, напрягает все что попало — и шею, и другую руку. И даже глаза в растерянности напрягутся. Долой все излишнее напряжение! Поможем проснуться контролеру, будем проверять реальное напряжение, чередуя воображаемые и реальные тяжести.
Упражнение 116 ЧАШИ
—■ На этом столе стоят дорогие хрустальные чаши, полные до краев вишневым вареньем. Представляете их себе? Подходите к столу и берите по чаше. Осторожнее, не пролейте варенья. Сколько весит такая чаша? Килограмма три-четыре. Вспомните, как напряжены пальцы, если они держат такой груз. Проверьте. Поставьте чашу, возьмите этот настоящий графин с водой. Ощущаете вес? Прислушайтесь к пальцам — как они напряжены? Поставьте графин, берите воображаемую чашу... Еще раз проверьте вес на графине.
— Перенесите свои чаши через всю комнату и поставьте их на тот стол... Тише идите, осторожнее! Почему напряжено все тело? Найдите центр тяжести.
Упражнение 117 ЦЕПОЧКА
Ученики стоят в широком кругу и передают друг другу воображаемые тяжести — кирпичи, ведра с водой. При этом ставится вымышленная цель действия: для чего мы передаем ведра с водой и где мы находимся. На пожаре? Что горит? Откуда первый берет ведра? Может быть, он стоит на берегу пруда и сам наполняет ведра? Тогда к нему, обратным путем по цепочке, должны идти пустые ведра. Кому .передает ведра последний?
Упражнение 1 IS ДИСКОБОЛЫ
— Возьмите воображаемый диск — деревянный круг с металлическим ободом. Вес — два килограмма. Плавно размахнувшись, метните диск. В момент, когда диск отрывается от руки, снимите напряжение.
— Бросьте маленький камушек. А теперь — «блинчиком» по воде!
— Киньте снежок. Еще слепите снежок и... В кого кинете? Значит, холодно вокруг? Где мы? Швыряясь снежками, успевайте проверить мышечным контролером вес снежка, напряжение в руке. А влажный холодок снежка вспоминаете?
—■ Пустите в воздух воображаемого бумажного голубя. .. Где мы? Что вокруг? Напряжение, почти незаметное,— найдите его и снимите, когда голубь полетит.
В каждом действии — напряжения должно быть ровно столько, сколько требуется для действия и ни на йоту больше! При действии с воображаемыми предметами, на первых порах, мы должны сознательно, с помощью мышечного контролера, регулировать напряжение.
Упражнение 119 ПЕРЕСТАНОВКА МЕБЕЛИ
— Представьте себе, что мы находимся с вами в комнате, сплошь заставленной мебелью. Смотрите — здесь два книжных шкафа, между ними пианино, окна, дверь, вот диван, второй диван, два кресла, книжная этажерка с радиолой на верхней полке, большой письменный стол. Вот стулья—первый, второй, третий, а тут, в углу,—старинное бюро. Посреди комнаты круглый стол и еще четыре стула. Как видите, все забито, ничего больше не поставишь! А поставить надо — куплен телерадиокомбайн. Куда же его пристроить? Походите по комнате, прикиньте, какую сделать перестановку. Помните — комната полна вещей, не натыкайтесь на них, четко представляйте себе, где что стоит.
— Ничего не получается. Придется вынести в коридор это дедушкино бюро. Стол и диван торчат на дороге к двери, мешают перестановке. Но, чтобы отодвинуть стол, надо сначала шкаф поставить боком к стене.
Прикиньте все это мысленно—сделайте мысленную репетицию перестановки.
Полезно пользоваться мысленными репетициями во многих упражнениях. Мысленное действие — это не механическое запоминание содержания действия. Нужно представить себе мысленно действие в последовательности всех движений; нужно мысленно совершать это действие. Совершая действие в своем воображении, мы тем самым подготавливаем и тренируем все те механизмы, которые вступят в работу при реальном совершении этого действия.
— Мысленно переставили? Делаем настоящую 'перестановку! Не забывайте о тяжести воображаемых вещей, об их размерах.
Упражнение 120 ТЯЖЕСТИ
Задания на беспредметные действия с тяжестями:
— Перевесьте воображаемую большую картину в тяжелой раме с этой стены на ту. Новых гвоздей нет, выдерните из стены старые и выпрямите их. Возьмите для этого воображаемые молоток и клещи... А что на картине изображено? Какая рама?
— Ввинтите в потолок большой крюк и повесьте новую хрустальную люстру из комиссионного магазина. Расскажите, какая люстра?
— Натрите пол мастикой. На ногу наденьте воображаемую щетку. Через десять минут к нам придет важный гость, торопитесь закончить работу.
Упражнение 121 ОПРАВДАНИЕ ЖЕСТА
— Протяните вперед руку ладонью вниз. Согните слегка руку в локтевом суставе. Растопырьте напряженные пальцы. Мизинец пусть смотрит вниз, большой па-
1S2
лец— вверх... Странный жест? Найдите ему оправдание. Что это может быть за движение, если так напряжены растопыренные пальцы? Пошевелите легонько рукой и пальцами, — может быть, рука вспомнит, не приходилось ли ей бывать в таком положении. Мышечным контролером проверяйте напряжение в плече, в локте. А если чуть расслабить локти? Чуть прибавить напряжения в плече?.. Вот и нашли — вы поворачиваете туго завернутый водопроводный кран, большой, круглый, с облупившейся масляной краской.
—■ А еще при каком действии ваша рука может быть в таком же положении? Найдите несколько разных оправданий этому жесту.
«Всякое, самое ничтожное упражнение, связанное с внутренней или внешней линией, требует проверки и санкции чувства правды», — писал Станиславский.
Упражнение 122 ПОСТАНОВКА ЖЕСТА
Вариант упражнения на оправдание жеста.
— Разделитесь на пары. Пусть первый «ставит жест» второму. Установите руку товарища в любое положение, закрутите ее самым немыслимым образом, пусть он оправдает жест.
Упражнение 123 ПРЕРВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
— Следите за моими руками и повторяйте все движения. .. Стоп! Задержите руки в этом положении. Оправдайте жест.
— Старайтесь находить оправдания жесту не извне, а изнутри. Не надо смотреть на жест как бы со стороны
и выдумывать, на что это похоже. Заставьте свою руку вспоминать былые движения!
Нужно заставить работать кинестетическую память, связанную со зрительной памятью. Надо, чтобы мышечный контролер, как бы проверяя степени напряжения и расслабления отдельных мышц, пробудил кинестетическую память. Сознание оживит общее воспоминание — о прошлом действии, в реальной жизни или в фантазии. Ведь когда мы фантазируем, мы тоже даем пищу всем отделениям нашей памяти, в том числе и кинестетической.
Упражнение 124 НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЖЕСТ
— Сядьте, положите руки на колени. Свободны руки, не напряжены? Когда я стукну рукой по столу, киньте руки, швырните их непроизвольно и сразу же остановите. Не придумывайте заранее, в каком положении они остановятся, пусть жест будет неожиданным для вас.
— Удар! Оправдывайте!
Упражнение 125 ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Один из учеников — ведущий.
—■ Следите за руками ведущего и повторяйте все его движения. Условимся об одном запрещенном для вас движении — вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз, ваши должны взлететь вверх. Все другие движения рук ведущего повторяйте. Мой удар по столу — сигнал немедленной остановки для ведущего и для вас. Вы оправдываете то положение рук, в каком они оказались в момент сигнала.
Упражнение 126 ЖЕСТЫ ПО НОМЕРАМ
Ведущий делает десять разных движений руками, отделяя каждое паузой и называя перед движением его порядковый номер. Остальные ученики не воспроизводят движения, а совершают их мысленно, запоминая номер каждого. Потом дается время для мысленной репетиции всех движений, и после этого педагог называет в произвольном порядке номера движений, а ученики совершают их с уже готовым оправданием. Таким образом, оправдание движению они находят еще в мысленной репетиции.
Повторим:
— Оправдание движения — это не поиски умозрительного логического решения, а психофизическая задача, поставленная перед нашим организмом. Если мы как бы смотрим со стороны на совершаемое движение и раздумываем, что бы это могло быть,— мы даем пищу, прежде всего, зрительной памяти. Если же мы начинаем с мышечных поисков, мы включаем в работу большее количество механизмов. Мы оживляем старые временные связи нашего тела с окружающей средой. Здесь уже нет места реминисценциям того, что мы когда-то видели в кино или прочли в книге.
Мысль и воображение привыкают произвольно откликаться на любое положение тела. Оправданный жест, движение, поза получаются живыми, а не формальными.
— Оправдать движение — означает не только найти решение, но и совершить это действие так, как мы совершили бы его в жизни при данных обстоятельствах — логично, последовательно, целесообразно, завершенно.
Упражнение 127 ЯПОНСКИЙ ПРИЕМ СО СТУЛОМ
Так названо это упражнение в работах Станиславского.
Ученики сидят и по сигналу педагога или ведущего резко изменяют положение своего тела на стуле, как бы кидают тело в неожиданную для себя позу. Затем оправдывают эту позу.
— Вот вас кинуло так фантастически, вы замерли в напряженном, скрюченном положении. С чего начинать оправдание? Прежде всего обследуйте мышечным контролером степени напряженности основных групп мышц. Не меняя позы, пробуйте постепенно расслаблять закрепощенные мышцы, то одни, то другие. Когда найдете, что вы могли бы делать в таком положении, проверьте, нет ли излишков напряжения. Обнаружите излишки — снимите их.
— Поза оправдана? Действуйте в вымышленных обстоятельствах, пока не завершите действия, пока не выполните вымышленной цели этого действия.
Упражнение 128 ОПРАВДАНИЯ ПОЗ
Ученики стоят или ходят по кругу. Сигнал — хлопок в ладоши или удар по столу — обязывает их бросить тело в неожиданную для себя позу и оправдать ее. Для каждой позы нужно найти несколько оправданий.
— Только ни в коем случае не придумывайте позу заранее, до моего сигнала. И еще одно предупреждение. Раньше всего вам придет в голову самое простое, самое удобное оправдание — «я испугался», например, или «пугаю братишку», «я играю», «я пляшу». Такие
банальные оправдания, которыми можно объяснить любую позу, запрещаются. Откидывайте их. Ищите действие, соответствующее именно этому положению вашего тела, только этому и никакому другому.
— Напрягая и расслабляя мышцы, ищите: «а если руки освободить, куда я смотрю?.. а если голову освободить,— что я держу в руках?.. а ноги мои почему так напряжены?.. почему я не могу разогнуться?.. что над моей головой? ..»
Упражнение 129 ПОВТОРИ ПОЗУ!
В центре круга учеников — ведущий. По первому сигналу педагога ведущий кидает свое тело в неожиданную позу. По второму сигналу все ученики воспроизводят позу ведущего и каждый из них находит позе свое оправдание. Ведущий принимает их работу.
Первый сигнал может быть дан не педагогом, а учениками, стоящими в кругу,— они одновременно хлопают в ладоши.
Упражнение 130
МЫСЛЕННОЕ ОПРАВДАНИЕ ПОЗЫ
Педагог рассказывает, какую позу нужно принять. Выслушав описание, ученики мысленно приводят тело в соответствующее положение. Затем, по сигналу педагога, поза воспроизводится и оправдывается.
Упражнение 131 РЕЖИССЕРЫ И АКТЕРЫ
Группа делится пополам и выстраивается в две шеренги. Одна шеренга — «режиссеры», они ставят позу ученикам второй шеренги—«актерам», а те оправдывают поставленную позу и действуют.
Или — «режиссеры» становятся в позы, «актеры» повторяют их, «режиссеры» исправляют позы, показывают неверные положения. Потом «актеры» оправдывают позы и действуют.
Упражнение 132 МРАМОРНЫЕ ЛЮДИ
Это упражнение, рекомендованное Станиславским (оно носит и другое название — «Оживленная скульптура»), заключается в следующем: по репродукции или по фотографии какой-либо статуи ученик воспроизводит ее позу, затем оправдывает и действует, продолжая предполагаемое действие статуи.
Может быть и обратный порядок — ученик действует и застывает, останавливаясь на определенном движении. Так в скульптуре ищется динамика — застывшее движение.
Упражнение 133
ОПРАВДАНИЕ ДВИЖЕНИИ
— Послушайте, что нужно будет сделать. Один быстрый шаг вперед правой ногой. Одновременно вы кидаете вперед правую руку, затем медленно опускаете ее, склоняетесь. Не спеша достаете рукой до земли, быстро поворачиваете голову, смотрите назад. Всё. Сначала проделайте эти движения мысленно. Еще раз мысленно. Теперь делайте движения и найдите им несколько оправданий. Решите, в каком человеческом поступке может быть именно такая последовательность отдельных действий.
— Как и прежде, ищите не только воображением, но и телом. Ищите, совершая движения, а не в паузах между ними. Ищите, прислушиваясь к памяти мышц. Будьте хозяином и распорядителем запасов, хранящихся во всех отделах вашей памяти.