Практическое занятие 7 «Инновации в современном образовательном процессе»
1. Основные черты современного образования.
2. Система образования в России.
3. Инновации в отечественной системе образования
4. Актуальные проблемы современного образования в мире и инновации
Литература
В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».
Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).
Словари:
· Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
Практическое занятие 8 «Сотрудничество во взаимодействии субъектов образования»
1. Сотрудничество как совместная деятельность людей
2. Основные характеристики сотрудничества субъектов образовательного процесса
3. Коллективная и групповая формы учебной кооперации
4. Приемы и методы организации сотрудничества в обучении
Литература
1. Волков Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах. / Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: В. Н. Карандышев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПБ.: Питер, 2006.
2. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. – СПб.: Экономическая школа, 2001.
3. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность: социальные взаимодействия в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучение // Вопросы психологии. – 1998. – № 5.
4. Рудестам К. Р. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
6. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-составитель В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М.: МИРОС, 2001.
8. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980.
Практическое занятие 9 «Коллектив как объект и субъект воспитания»
1. Система целей и задач воспитания. Общая и индивидуальная цели воспитания.
2. Взаимообусловленность О-О и S-S отношений участников образовательного (воспитательного) процесса.
3. Стратегия и тактика развития коллектива
4. Взаимоотношения коллектива и личности
Литература
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
2. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
4. Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
5. Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. – М.: ПЭРСЭ, 2005.
6. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М.: МИРОС, 2001.
7. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980.
Практическое занятие 10 «Роль общения в организации учебных взаимодействий»
1. Базовое и факультативные определения «общения»
2. Основные стороны общения и специфика их реализации в образовательном процессе
3. Диалектика общения и взаимодействия
4. Субъекты педагогического общения
Литература
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. А. И. Пискунова. – М. : Сфера, 2004.
2. Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
3. Котова, И. Б. История развития авторитарной и гуманистической концепции в педагогике / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Т. И. Бабаева [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. - М., 1999.
4. Латышина, Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д. И. Латышина. – М. : Гардарики, 2005.
5. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Д. Фрайберг. — М. : Смыл, 2002.
6. Торосян, В. Г. История развития и образования и педагогической мысли – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Практическое занятие 11 «Роль диагностики в решении педагогических задач»
1. Педагогическая диагностика как составляющая педагогического мастерства учителя
2. Количественное и качественное понимание «нормы» в диагностике
3. Структура диагностической деятельности педагога
4. Основные направления диагностических исследований учебно-воспитательного процесса
Литература
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. — Ростов н/д.: Феникс, 2000.
2. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2000.
3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М., 2006.
4. Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе М., 2003.
6. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001.
Практическое занятие 12 «Технология педагогической поддержки»
1. Гуманизация как ведущая идея современной образовательной парадигмы
2. Педагогическая поддержка: сущность, формы, виды
3. Приемы и методы психолого-педагогической поддержки в образовании