Возрастные особенности человека и воспитание его личности
Возраст - это относительно ограниченная во времени ступень физического, психического, личностного развития индивида, которая характеризуется определенными физиологическими, психическими, социальными изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей. Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Л.С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, или возрастные кризисы. Стабильный период характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений. Критические периоды (относительно короткие по времени) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. В детском развитии выделяют: кризис первого жизни; кризис трех лет; кризис шести-семи лет; подростковый кризис. Например, кризис трех лет и подростковый кризис характеризуются появлением стремления к самостоятельности и рядом негативных проявлений, (конфликтность, упрямство,)..
. Возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года); раннее или преддошкольное детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести лет); младший школьный возраст (от шести до 10 лет); подростковый возраст (младшие подростки: 11-12 лет; старшие подростки 12-15 лет); юношеский возраст (ранняя юность: 15-17 лет; второй период юности: 17-21 год).
Младенчество - это период непосредственно-эмоционального общения со взрослыми.А объектом познавательной деятельности выступают отношения. Новообразования возраста: потребность в общении, эмоциональные отношения..
В раннем детстве ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная Для формирования позитивного Я-образа необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, что он дорог родителям. Поэтому похвала, поощрение должны быть в арсенале воспитательных средств. В этот период происходит первоначальное осознание своей половой принадлежности
дошкольного возраст! Ребенок начинает более активно вступать в отношения с другими людьми.. Ведущая деятельность дошкольника - игра (ролевая, сюжетная, творческая). Характерная черта дошкольного возраста – любознательность. Младший школьный возраст! Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Ведущей деятельностью считается учебно-познавательная деятельность. Важно помочь ребенку освоить эту новую для него роль - роль ученика - и сохранить самоуважение к себе. Младшему школьнику важно переживать радость, вызванную учебными достижениями. Это чувство будет укреплять внутреннюю готовность ребенка к преодолению трудностей, возникающих в процессе учения.
Поэтому учитель должен верить в возможности каждого ученика преодолеть трудности учения.Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях; создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Подростковый возраст - период перехода от детства к взрослости, период полового созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Центральное новообразование сознания подростков - «чувство взрослости».
Ведущая деятельность подростков - общение в процессе разных видов деятельности. Важная особенность подростков - отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, Подростки стремятся освободиться от постоянного контроля и опеки взрослых. Понимая это, педагог не будет препятствовать проявлению самостоятельности и инициативы подростков, а попытается сделать их деятельность и общение более содержательным и разнообразным.
Если взрослые игнорируют насущные потребности подростков, то в их поведении возникают такие проявления, как непослушание, упрямство, драчливость. Старшего школьника! Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности являются основы наук и профессиональной деятельности. Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Оценочная деятельность самостоятельной. Старшеклассник как бы примеривается к различным социальным ролям, пробует себя в различных видах деятельности, которые необязательно связаны с учебой (спорт, общение, участие в молодежных общественных движениях и организациях и т.п Важной для старшеклассника может стать проблема смысла жизни.. Для старшеклассников неприемлемо вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны за тактичную помощь или совет. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви.. Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками: помощь в социально значимом определении на будущее.