Проблема целепологания в педагогике

Целеобразование и целеполагание — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога. Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Три группы: цели и задачи обучения, - воспитания, -развития. Способы постановки задач:

1. Определение задач через изучаемое содержание. Указывается та область знаний, которая изучается на уроке. Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены.2. Определение задач через деятельность учителя (познакомить учащихся с объяснить продемонстрировать...)..3. Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученика (формировать умение наблюдать, анализировать или развивать интерес к ...).4. Постановка задач через учебную деятельность ученика (например, анализ содержания произведения, т.п.).5. Наиболее технологично формулировать задачи обучения как ожидаемые (промежуточные) результаты обучения, выраженные в действиях ученика, которые сам учитель или другой эксперт может надежно опознать.

Цель и задачи урока должны быть четко и лаконично сформулированы, отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся. Практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической, цели урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Дидактическая цель зависит от типа урока. Если урок вводный, то возможная цель формулируется: «Дать общее представление о ...»; если урок изучения новых знаний - «Изучить» и т. д.

Задачи обучения включают овладение учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками. Задачи воспитания способствуют формированию положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретению опыта поведения. Задачи развития содействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности. В процессе целеполагания учитель может начинать формулирование целей и задач с глаголов,. И.П. Подласый - алгоритм перевода общей цели урока в задачи: •разбить общую цель урока на составные части; -каждая часть цели формулируется как отдельная задача;• задачи не перекрывают друг друга:• задачи не повторяются;• задачи учителя трансформируются в задачи учеников;• задачи поставлены однозначно:• задачи сформулированы кратко. Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные, а затем не реализовал их.Вместе с тем, даже самая совершенная система целей и задач обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Трактовка цели воспитания в директивных документах Статья 4. Образование в Республике Беларусь осуществляется для следующих целей: ü содействия гармоническому развитию личности, полной реализации ее созидательных способностей; ü формирования и укрепления национального сознания гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира; ü обеспечения овладения государственным языком как главным средством общения между гражданами Республики Беларусь; ü сохранения и приумножения интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа ; ü воспитания уважения к семейной жизни; ü содействия интеллектуальным устремлениям личности; ü достижения разумных соотношений опыта и знаний личности; развития научной, технической и культурной деятельности; содействия установлению отношений человечности и милосердия между людьми; «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.Для достижения цели воспитания учреждение образования решает следующие основные задачи: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Наши рекомендации