Самостоятельная внеаудиторная работа. Подготовить эссе - рассуждение по одному из заданий (по выбору студента)
Подготовить эссе - рассуждение по одному из заданий (по выбору студента).
1. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке с точки зрения возможностей, предоставляемых ими для социализации жителей.
2. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города.
3. Покажите позитивные и негативные возможности для социализации места, где вы живете.
4. На примере межэтнического конфликта покажите роль этноса в социализации человека.
5. Сформулируйте примерные проблемы и пути их решения (социально - педагогические), характерные для различных категорий детей (дошкольники, младшие школьники, подростки) в микросоциуме.
· На основе различных источников подготовить презентацию на тему: «Подростково - юношеская субкультура». Проанализируйте характер известных вам неформальных течений в молодежной среде с точки зрения их влияния на социализацию человека.
· Подготовьте памятку для родителей на тему: «Что делать, если ваш ребенок попал в … (субкультура, на выбор).
Литература:
1. Басов Н.Ф. Социальный педагог: введение в профессию/ Н.Ф.Басов, В.М.Басова, А.Н.Кравченко. – М.: Academia, 2007.
2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций/ Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова. - М.: Academia, 2004.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В.Мудрик - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1997. - С. 60-96.
Тема 6: Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка.
Лекции:
Практические занятия:
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Лекция.
План лекции:
1. Семья и семейное воспитание.
2. Современная семья. Типы семьи. Стадии развития семьи.
3. Социализирующие функции семьи.
4. Отцовство и материнство. Семейный кодекс.
5. Современная помощь семье.
Практическое занятие.
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризуйте семейное воспитание.
2. В чем принципиальные различия семейного, религиозного, социального и коррекционного воспитания?
3. Какие статьи Семейного кодекса защищают права ребенка?
4. Возможно ли, на ваш взгляд, возрождение государства через возрождение семьи?
5. Кризис семьи, что угрожает российской семье?
Самостоятельная внеаудиторная работа
1. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.
2. Разработать рекомендации для родителей в контексте темы «Как уберечь детей от влияния...»
Литература:
1. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства/ В.А.Варывдин, И.П.Клемантович. - М.: Academia, 2004. - С.77-90.
2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций/ Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова. - М.: Academia, 2004. - С.270-293.
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.- М.: Academia, 2004. - С.15-23.
4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В.Мудрик - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
5. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.С.166-191.
III. Социальное воспитание
Тема 7. Защита детства и социальная педагогика в истории России.
Практическое занятие:
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Практическое занятие
Вопросы для обсуждения:
1.Государственная политика защиты детей с социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца XVIII в.
2.Православие и социальное воспитание в истории России.
3.Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания.
4.Государственная политика защиты детей в годы советской власти.
5.Опыт социального воспитания личности в коллективе.
6.Государственная политика защиты детства XIX - начале XX в.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Темы для докладов:
1. Социальная защита детства в дореволюционной Росиии.
2. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX.
3. Практика социального воспитания в начале XX в. Педагогика среды
С.Т.Шацкого.
4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов – новаторов.
Литература:
1. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства/
В.А.Варывдин, И.П.Клемантович. - М.: Academia, 2004. - С.19-37.
2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций/ Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова. - М.: Academia, 2004. - С.86-270.
3. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб пособие для студ.высш.учеб. заведений/ Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 347 с.
4. Социальная педагогика: Хрестоматия /Сост. М.Д. Горячев/ Самарский институт управления. - Самара: СИУ, 1996. 246 с.
Тема 8. Социальное воспитание в современных условиях.
Оказание помощи в различных институтах воспитания.
Лекции:
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Лекция
План лекции:
1. Методика и технологии социально - педагогической деятельности.
2. Формы организации взаимодействия в социальном воспитании (организация группового, межгруппового и массового взаимодействия). Обучение взаимодействию.
3. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Образование. Обучение. Просвещение. Стимулирование самообразования. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.
4. Педагогика межнационального общения (цели, задачи и принципы).