Взаимодействие семьи и школы. Родительские собрания (общешкольные и классные). Деятельность классного руководителя по взаимодействию с семьей обучающихся

Семья –особая интимная группа, соц. объеденение, члены которорого связаны родствен. Отношениями, общностью быта, взаимопомощью.

Сем.восп-ие– целенаправленное взаим-ие старших членов семьи с младшими, основан. на любви и уважении личного достоинства и чести детей,предполаг. их псих-педагог. поддержку, защиту и формирование личности ребенка. Успех сем.восп-ия зависит от авторитета родителей, кот. основан на уважении и необходимых требованиях. Существуют ложные авторитеты, основанные на подкупах, педантизме, подавлении или дружбы.

Ф-ии семьи: репродуктивная;хоз-экономич.; воспитательная;психотерапевтическая;регулятивная; коммуникативная ;фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи).

Типы семьи:1) по кол-ву детей: многодетные,малодетные,однодетные, бездетные. 2)по составу:однопоколенные (только супруги), 2-х поколенные(+дети),межпоколенные(+бабушки и дедушка), неполные, внебрачная семья. 3) по хар-рувзаимоотношений:идеальная, средняя, негативно или скандально раздражительная. 4) по типу главенства в семье: эгалитарная (равноправие), патриархальная, матриархальная.

У педагогов-практиков след. классиф.: 1)благоприятная(оба родителя работают, занимаются воспитанием детей) 2) формальн.-благопр. (не занимаются воспитанием детей) 3)неблагопр. (явные дефекты восп-ия (наказания, крики) 4) семьи наивного кризиса (высокообеспеченные семьи).

Дефекты сем. восп.:1)воспитание по типу Золушки (ребенка не любят -> замыкается в себе, пытается разн.сп-ми обратить на себя вним-ие, вызвать жалость, угодить род-ям =>ужесточается и часто мстит) 2)гиперопека(род-лине дают реб-ку проявить самост-ть, не показывают ему реальность, «прозу» жизни =>инфантильные, равнодушные, не умеющ. отстоять себя дети)3)гипоопека (безнадзорность,безделие,реб-к предоставлен сам себе).

Неблагополучие в семье => неблагополучие психич. разв-ия ребенка.

Специфика спец. педаг. взаим-ия:соц.партнерство (у каждой стороны есть свои преимущества видения ребенка. Педагог наблюдает за учениками в процессе обучения, оказывает влияние на реб-ка с пом. авторитета, своих знаний и педаг. опыта. Семья –эмоцион. связь с ребенком).

3 ур-нявзамод-яшк и семьи: 1. пед. просвещ-е родителей в форме пед. лекториев на базе шк, соц. центров+негосуд. учрежд-й.

2. органз-я жизнедеят-ти уч-ся – родительский комитет по одному представителю от класса(организ-я матер. помощи, питание, ремонт, походы); - обязательно; - вариативные: д/работы с трудными детьми, конфер-я отцов, клуб бабушек; органз-я семейн. празд-ов;

3. школьный психолог (консультуции, практикумы, тренинги) -обсужд-е «+» моментов воспит-я, нереш. проблемы -)идивид-но.

Родительское собрание- важнейшая форма работы классного руководителя с семьей ученика, средство повышения эффективности учебно- воспитательного процесса.

Ф-ии род. собр: -ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе; -психолого – педагогическое просвещение (информирование об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.); -вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.); -совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Виды:1) организационные (посвященные, напh, предст. экскурсии детей), 2)собрания по плану психолого - педагогического просвещения (напр, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками)3) тематические 4) собрания-диспуты по актуальным проблемам уч – восп. процесса 5)итоговые (четвертные) и т.

Род.собр: 1)общешкольные (не реже 1 р. в год; родителей знакомят с новыми уставными документами школы, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения.); 2)классные ( не реже 1 р. в четв. (обсуждаются важнейш. задачи уч-восп. работы в данном классе, планирование воспитательной работы, способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, итоги работы).

Формы взаим-ия педагогов и родителей: -Формы познавательной деятельности(отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков).

-Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры и др.

-Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования и др.

+ открытые уроки, ролевые игры, диспут, посещение семьи и т. д.

воспитание семейных ценностей: - привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания; - пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;- привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

12. Дифференциация и индивидуализация обучения в современной школе.

Одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что с одной стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, а с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний.

Возможные пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация усвоения знаний, которые следует рассматривать как одно из направлений гуманизации современного процесса обучения.

Тенденции гуманизации образования воспринимаются, прежде всего, как поворот школы к ребёнку, уважение его личности, понимание его запросов, интересов, создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей.

Гуманизация вносит человеческое изменение не только в содержание, но и в организацию всей жизнедеятельности школы.

А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива. И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам.

П. П. Блонский, размышляя о различиях хорошего и плохого учителя, говорил, что для хорошего - все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все учащиеся абсолютно одинаковы.

С. Т. Шацкий же утверждал, что важно было бы нащупать для каждого ученика наиболее целесообразный темп и способ работы. Этот индивидуальный подход, связанный с индивидуальной ответственностью, мог бы оказаться в высшей степени полезным.

В. А. Сухомлинский. Он писал, что без знания ребенка: его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания.

Современная трактовка понятий дифференцированного и индивидуального подхода.

Дифференцированный подход – 1) создание разнообразных условий обучения для различных групп; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в разноуровневых группах.

Индивидуальный подход – 1) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 2) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого ребенка; 3) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Организуя в школе дифференцированное обучение, встает проблема: какие формы выбрать?

Отбирая индивидуально-типологические особенности учеников, которые могут служить основаниями дифференциации, можно руководствоваться следующими критериями:

- значимость индивидуально-типологических особенностей для процесса обучения;

- возможность выявления и учета особенностей в образовательной школе;

- широта распространения среди учащихся.

Основания дифференциации: психофизиологические особенности личности, обученность, способности, интересы, профессиональные ориентации, этнокультурные особенности, религиозная принадлежность личности.

В основу классификации положены виды дифференциации и уровни ее реализации.

Виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации.

1) дифференциации по психологическим особенностям личности - это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д. При этом, руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предлагается не идти полностью вслед за индивидуально-типологическими особенностями личности, а учитывая их развивать недостаточно развитые. Например, учет преобладания у группы учеников образного мышления над логическим предполагает включение в процесс объяснения нового материала образных средств, и вместе с тем необходимы специальные задания на развитие логического мышления у этой группы учеников.

2) дифференциации по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. На уровне школы к дифференциации по обученности можно отнести классы, сформированные по успеваемости учащихся, однако такую форму дифференцированного обучения считают нецелесообразной, так как обученность является гибкой, меняющейся характеристикой учебной деятельности ученика и учет ее не требует выделения жестких, резко разграниченных групп учащихся. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

3) дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д. это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя и т.д.

В дифференциации по познавательным способностям разделяют общие (или академические) способности к любой познавательной деятельности в любой сфере познания и специальные познавательные способности (например, к изучению математики, лингвистические). Проявления дифференциации по общим познавательным способностям в педагогике довольно хорошо изучены. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.

4) широкое распространение получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями. Основанием являются их познавательные способности к определенным областям познания (естественным, математическим, гуманитарным наукам). 5) дифференциации самих форм дифференциации. Устанавливая соотношение с возрастом и степенью обучения, можно выявить формы дифференциации на соответствующем этапе обучения или принадлежащие только той или иной ступени образования.

Элективная дифференциация возможна и в начальной, и в средней, и в старшей школе, но изменяется содержание и направленность курсов. В начальной школе возможны элективные курсы, способствующие развитию любознательности детей, расширению их кругозора, формированию практических навыков. Например, занятия оригами, театрально-творческие игры, рассказы о звездах и планетах и т.д. В старших классах элективные курсы углубляют знания учащихся в выбранной познавательной области.

Наши рекомендации