К взаимодействию с семьей младшего школьника
Проблема соотношения общественного и семейного воспитания во все времена была достаточно актуальна. Одни исторические периоды характеризуются преимущественно приоритетом семейного воспитания, другие – общественного. Очевидно, что успех формирования личности определяется оптимальным соотношением того и другого. В настоящее время нарушение взаимодействия школы и семьи проявляется особенно ярко. Это обусловлено:
Ø утратой общей цели воспитания;
Ø стратификацией семей по имущественному признаку;
Ø ухудшением отношения государства и общества к учителю;
Ø уменьшением времени общения с детьми в связи с большими временными затратами в добывании средств к существованию.
Реальное проявление этой проблемы возникает в связи с поступлением ребенка в школу. Приходя в школу, ребенок представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, что обусловлено уровнем развития культуры семьи. Передавая эстафету воспитания школе, семья рассчитывает на решение определенных задач, связанных с развитием ребенка. Возникает педагогический альянс - союз школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания. Развитие личности ребенка во многом зависит от гармонии отношений в этом союзе. Приход ребенка в школу становится этапом, когда ответственным за обучение, воспитание и развитие ребенка в равной мере является и семья, и учитель.
Единство общественного и семейного воспитания выступает как важнейшая основа становления личности, успешно овладевающей материальными и духовными ценностями, готовой внести все более заметный вклад в развитие общечеловеческой культуры. С поступлением ребенка в школу, главной фигурой, которая может обеспечить единство общественного и семейного воспитания, выступает учитель начальных классов, поскольку начало систематического обучения, являющегося переломным этапом в жизни ребенка, обусловлено его включением в общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Изменяется и характер отношений к ребенку в семье, что часто вызывается предъявлением требований, которые далеко не всегда соответствуют его возможностям.
Именно от учителя начальной школы, от его умения организовать взаимодействие с семьей маленького школьника зависит:
• успешность реализации целей современного начального образования, обеспечение ребенку оптимальных условий развития и становления личности;
• адекватность оценки семьей возможностей ребенка, помощь ему в выстраивании собственной траектории развития;
• отношение ребенка к школе и к процессу учения не только
на этапе начального образования, но и на других этапах непрерывного образования;
• дальнейшее взаимодействие с теми, кто будет учить и воспитывать ребенка в основной школе.
Единство семейного и общественного воспитания можно обеспечить учитель начальной школы, знающий и понимающий происходящие в обществе социальные процессы, умеющий их адаптировать к реальным условиям конкретной семьи, дифференцирующей объективно и правильно оценивающий возможности школы и семьи в развитии ребенка.
Подготовку учителя начальных классов к взаимодействию семьи и школы необходимо начинать с осознания педагогических принципов, лежащих в основе этого процесса. В современной педагогической науке выделен ряд принципов, определяющих взаимодействие семьи и школы. Это такие принципы, как принцип:
• соглашения, предполагающий определение общих целей и задач педагогического взаимодействия;
• сопряжения, определяющий выработку единой системы воздействия на ребенка;
• сопереживания, отражающий взаимное уважение и взаимную расположенность партнеров организующих жизнь ребенка;
• сопричастности, включающий единство нормативов и установок, проявление заинтересованности к жизнедеятельности ребенка;
•содеянности, выступающий главным критерием оценки отношений (Н.Е. Щуркова; Л.И. Маленкова).
Осознание данных принципов позволит не ограничивать проявление самостоятельности ребенка, поскольку именно она обеспечивает проявление его способности быть субъектом собственной жизни. Строя свою работу на основе выделенных принципов, учитель сможет делать акцент на осознании социальной позиции ребенка в школе и семье. Это тем более важно, что в школе ребенок исполняет социальную роль гражданина и, эмансипируясь от семьи, вынужден утверждать, проявлять и отстаивать собственное "Я" (подчас активное включение родителей в жизнь школы ограничивает развитие личности, обращая его в "ребенка семьи").
Успешность взаимодействия учителя и семьи определяется уровнем функциональной подготовки педагога. В деятельности учителя начальных классов в этом отношении можно выделить ряд профессионально — значимых функций: диагностическую, коммуникативную, оценочную.
Готовность к реализации первой из них позволяет своевременно получать научно обоснованную информацию об участниках воспитательного процесса, о характере отношений в семье, о владении методами современной диагностики, умении интерпретировать результаты диагностического исследования.
Коммуникативная функция предполагает наличие умений по организации взаимодействия семьи и школы. Реализация этой функции базируется на знании особенностей отношений в семье, современных форм организации работы с родителями, основ педагогической этики. Выделение в процессе взаимодействия этических аспектов, с одной стороны, регулирует отношения между родителями и педагогами, а с другой — дает возможность опираться на педагогический эталон отношений с ребенком.
…Профессиональная подготовка будущего учителя должна обеспечить и его готовность к реализации оценочной функции. Формированию возможностей реализации данной функции в процессе обучения должно уделяться особое внимание, поскольку необъективная, не учитывающая индивидуальных особенностей ребенка оценка приводит к неадекватным реакциям родителей, к нарушению эмоциональных отношений.
Психолого-педагогическая подготовка, обеспечивающая решение проблемы взаимодействия школы и семьи, будет успешной за счет включения курсов, позволяющих:
• все более грамотно и точно проводить диагностику развития детей, их реальных возможностей, служащих основой для определения оптимального варианта индивидуальной траектории развития каждого ребенка;
• осознавать необходимость смещения акцента с обучения на развитие и формирование ценностных ориентации;
• четко видеть возможности семьи в воспитании детей, разных по уровню подготовки и развития;
• осознавать приоритет семейного воспитания в эмоциональном и нравственном развитии ребенка;
• взаимодействовать с семьями, разными по имущественному положению, отношению к детям, по составу семьи;
• реально руководить разносторонним развитием младшего школьника, помогая семье и привлекая различные общественные институты.
(Цитаты из работы : Вергелес Г.И., Кутергина Л.Н. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника// Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб., 2005. С.217-221.)
Приложение 37
Л.И.Петрова