Россия, вторая половина 19-20 века

Лекция 1, 2.

Педагогика состоит из 4 частей:

-

- дидактика (теория обучения)

- теория воспитания

- школоведение -> инновационный процесс

-> управление образовательными системами

Педагогика как наука

1) Предметы и задачи

2) связь с другими науками

3) Отрасли

Педагогика – наука о воспитании людей (детоведение)

Воспитание – процесс формирования полезных качеств и привычек. Процесс, в котором социальный опыт старшего поколения переплавляется в младшее поколение (включает обучение и образование).

В педагогике выделяют 2 аспекта:

- теория

- практика

Теоретическая педагогика описывает законы и закономерности обучения и воспитание людей и предлагает педагогической практике наилучшие пути и способы решения задач.

Задачи практической педагогики оперативно решить в обществе образовательные и воспитательные проблемы.

Педагогика возникает в 17 веке в Европе, хотя донаучный период отсчитывается с появлением человеческого сообщества.

Науки педагогики:

1) Фундамент – философия воспитания. Она изучает возможности использования в воспитательной практике идей различных философских систем.

2) История педагогики. Изучает развитие воспитания, как общественное явление, изучая прошлое, прогнозирующее будущее.

3) Общая педагогика. Изучает общие закономерности.

4) Возрастная педагогика: 1. Дошкольная

2. Школьная

3. Профтех школа

4. Производственная

5) Педагогика труда. Решает проблемы повышения квалификации или преобретения новой профессии в зрелом возрасте.

6) Социальная педагогика = перевоспитание правонарушителей.

7) Семейная педагогика.

8) Специальные педагогики:

- Сурдопедагогика (решает проблемы воспитания глухонемых)

- Тифлопедагогика (решает проблемы воспитания слепых)

- Олигофренопедагогика

9) Этнопедагогика

10) Инжинерная педагогика (компьютер)

11) Военная педагогика.

Источники развития педагогики как науки:

1 Многовековой народный опыт.

2 Философские, общестовеческие, педагогические и психологические труды.

3 Текущая мировая и отечественная практика воспитания.

4 Данные специально организованных педагогических и социологических исследований

5 Опыт педагогов-новаторов (70-80-е годы), экспериментальные площадки (90-е годы), инновационный процесс. Педагогов стали называть новаторами.

Связь с науками.

1) С философскими науками (диалектический материализм, исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика) Этика – наука о нравственности и морали. Эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Все эти науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания.

2) С анатомией и физиологией. Составляет базу для понимания биологической сущности человека (возрастная группа, нервная система, опорно-двигательный аппарат, органы чувств).

3) С психологией, но психологи изучают саму психику, а педагогу важно знать психологические параметры личности (память, внимание, чувство, воля) для того, чтобы подобрать максимально эффективные способы воздействия на эту личность.

4) С точными и информационными науками.

5) С другими науками (история, литература, география, антропология, экология, медицина, экономика, археология и т.д.), изучающими прошлое, настоящее и будущее человечества, сферу обитания человека, условие его жизни и развития.

6) С частными методиками. Методики исследуют закономерности изучения конкретных учебных дисциплин, а педагогика (дидактика) описывает общее (закономерности, приемы, методы). Суггестология – занимается изучением воздействием на человека посредством слов.

Педагогический компонент присутствует в любой сфере и в любом типе общения (семейном, учебном, деловом и т.д.).

Лекция 3,4

Исторический аспект педагогики.

2 периода: Донаучный, научный.

Донаучный: древний Китай 6-5 в.д.н.: идеальный человек должен согласовывать свое поведение с требованиями общества. У Конфуции было представление об идеальном человеке. Воспитывать нужно почитание родителей и в этом Конфуция видела основу. Именно древнегреческие философы (Платон, сократ, демокрит) в разной степени развивали философию. Сократ считал высшим добродетелем – знание, причина безнравственного поведение - незнание. Сократ демонстрировал уважительное обращение к собеседнику. Сократ сформулировал идею гармоничного развития личности.

Платон сформулировал свое описание обучения.

Аристотель (384, 322 до н.э.). Воспринимал человека как природное существо, наделенное задатками. Это было главной целью воспитания.

Демокрит 460-370: Сформулировал идею – природа сообразно в воспитании. В основе этого должен лежать труд.

Винтилиан (Древнеримский философ): Положил начало обучения всех учеников ораторству (ораторство как содержание нравственного начала).

Эпоха средневековья.

12 веков педагогика зависела от богословия.

Абсолютный переворот в сознаниях человечества перешел с переходом в эпоху возрождения.

Эпоха возрождения.

Лозунг этого времени «я человек и ничего человеческого мне не чуждо».

Эразм Роттердамский, Мишель Монтей сочиняют произведения, в которых исповедуется культ тела, культ еды, культ развлечений.

В 1654г. Чешский педагог Ян Амос Коменский издает в Амстердаме работу «великая дидактика».

Он предложил:

- Понятие начала учебного года

- Понятие окончание учебного года. Он наступает тогда, когда класс сдаст переводные экзамены

- Раздели учебный год на четверти.

- Разделил учебный день на уроки (по 45 минут).

- Предлагает создать классы, в класс отбирать детей примерно одинакового возраста.

- Один урок посвящать одному предмету и строить всю программу по принципу усложнения.

- Для каждого предмета предлагает написать учебники на год.

- Принцип наглядности

В работе «материнская школа» он пишет о целях воспитания.

Джон Локк

Будущий джентльмен должен быть верен слову, но только по отношению к представителям своего пола.

Джон Локк первый показал, что воспитание может быть средством дискриминации одних людей и способом возвеличивания других.

Роберт Оуэн предложил при своих фабриках организовать детские воспитательные учреждения (ясли и детский сад). Организовывал вечерние школы для подростков. Сделал клубы для взрослых. Разработал программу воспитания в детских садах.

В 19 веке развиваются идею Гербарта и Дистервена.

В основе воспитания должна лежать идея порядка и покорности. Достичь этого – вводят в каждой семье кондуит (ведут список прегрешения ребенка и наказания).

Россия, вторая половина 19-20 века.

Чернышевский, Белинский, Герцен, Добролюбов формулируют проблемы гражданского воспитания, образование женщины, обучение на родном языке и т.д.

Толстой, врач-хирург Пирагов, юрист Ушинский.

Л. Н. Толстой организовал несколько школ (школа в ясной поляне одна из них) разработал все программы, подбирал учителей, вел ряд предметов.

Н. И. Пирагов был назначен попечителем в гимназии в южном округе. Он предложил реформировать гимназию. Предложил сделать классическую и реальную гимназию. После классической гимназии ученик поступает без экзаменов, а после реальной выпускник идет в университеты, но дальше отправляется на производство, агрономом и т.д.

Ушинский: Превратил русскую педагогику в научную дисциплину, дал определение педагогики, сформулировал предмет. Отделил теорию от практики, показал как они влияют друг на друга. Переформулировал все принципы обучения воспитания. Предложил сделать труд – воспитательным средством. Выступал за научность в воспитании. Со времен Ушинского пошла традиция за педагогикой видеть не только философию, но и психологическую основу человека.

20 век: исследования переместились в США. Выбрали для себя лозунг Гельвеция (воспитание может все).

Крупская подняла вопросы воспитания до государственного уровня (появились детские лагеря и т.п.)

Макаренко разработал методику воспитания коллектива, разработал теорию формирования детского коллектива.

70-80-е годы: интерес к обучению стал снижатся.

Советский, Грузинский Амонашвили, он предложил разделить 1 класс на 2 года, предложил обучать с 6 лет. (часть в детском саду, часть в 1 классе).

Лысенкова нашла способ как можно развивать речь в начальной школе. Она развивала опережающее обучение. Предложила учебные карточки (в школе выходит ребенок и берет карточку где последовательность рисунков). В конце года проговаривать все определения следующего учебного.

Любая новаторская система держится на ее автора, пока жив какой-либо новатор, он активно свою систему реализует. В практике используют элементы отдельных новаторских систем.

Лекция 5,6

Наши рекомендации