Российская система образования
Система образования, имеющая бол. значение в процессе подготовки личности к жизни и самореализации в обществе, возлагает бол. ответственность за свою организацию на гос. аппарат. В РФ создано множество соц. институтов, призв. обеспечивать население возможностью получения разных видов образования. Деятельность каждого из них управляется и регулируется Мин. образования РФ. Реализация пед. процесса, включ. систему образования, происходит поэтапно. Первым этапом является система дошкол. образования, далее идет общеобраз. средняя школа, проф. - техн. образование, среднее спец. образование, высшее образование, послевуз. образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров. Для осуществления пед. деятельности на каждом этапе созданы подх. для этого соц. институты, орган. с учетом специфики возр. особенностей учащихся и в соотв. с профил. направлением образования.
В России допускаются разл. орг.- прав. формы образ. учреждений, то есть они могут быть муниципальными, частными, религиозными, иметь статус общ. организаций. В зависимости от этого образ. учреждения могут использовать разл. программы обучения и образования, хар. разл. методами достижения цели. Однако все соц. институты, выполн. образ. функции подчиняются действиям законодательства Мин. образования РФ. Дошкол. образ. учреждения созданы в дополнение к воспит. деятельности семьи. Они призваны оказывать помощь в полноц. развитии физ. и умств. способностей ребенка в возрасте до 6 лет. Особенно важны подобные учреждения для детей, имеющих разл. отклонения в умств. или физ. развитии и нуждающиеся в коррекц. пед. воздействии.
Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа.
На первом уровне у детей главным образом стараются развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окр. мире, что происходит в комплексе с физ. и эстет. развитием.
Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноц. жизни в совр. обществе.
Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специал. проф. учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некот. дифференциацию образования, уделяя большое внимание проф. обучению.
Особое место в системе образования занимают спец. образ. учреждения, созд. для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься соц. адаптацией своих воспитанников.
К профессиональным образовательным учреждениям относятся училища, техникумы, колледжи, вып. образ. функции, напр. на подготовку специалистов среднего уровня. Образ. процесс в таких учреждениях построен с учетом создания возможности для учащихся продолжать обучение в высших учебных заведениях.
К высшим учебным заведениям относятся институты, университеты, академии. Получая высшее образование, человек готовится стать специалистом опр. уровня соотв. профессии. Возможность получения образования этого уровня дает наличие полного среднего или среднего проф. образования.
Послевузовское образование дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, кот. выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение послевуз. образования включает главным образом исследов. и изобрет. деятельность.
Кроме переч. в Российской образ. системе имеют место учреждения дополнительного образования, такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Доп. образование дают так же разл. курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.
В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соотв., принятыми законодательством, документами.
К таким документам относится, например, учебный план - это утвержд. Министерством образования РФ документ, опр. состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов, отв. на их изучение в опр. учебных группах.
Учебная программа - документ, утв. Министерством образования РФ, опр. содержание образования по каждому отд. предмету и вкл. систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззр. идей, а так же информацию о навыках и умениях, кот. необходимо привить обучающимся.
10. Понятие "методология педагогической науки". Методологическая культура педагога
Методология - это "система принципов и способов организации и построения теорет. и практ. деятельности" ... Любые научные исследования имеют основу в виде теорий, положений, концепций, кот. и составляют методол. основу этой науки. Методология оказывает сущ. влияние на развитие науки. Методологию пед. науки можно представить в виде 4 уровней: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Основу пед. методологии составляет совокупность пед. идей, кот. раскрывают сущность бытия и лежат в основе исследования прир. и общ. явлений. Фил. основа пед. науки объясняется еще и тем, что педагогика долгое время была частью философии, прежде чем выделилась в отд. научное течение. Но и сейчас пед. наука продолжает развиваться под влиянием фил. концепций. В связи с тем, что в философии существует немало против. теорий, в педагогике и по сей день находят применение противоп. по своей сути взгляды и методы на развитие и воспитание подраст. поколения. Так, например, одной из основ пед. методологии является фил. концепция, кот. придерживались Сократ и Платон, осн. на прир. предрасположении человека к тем или иным способностям и возможностям. Окр. среда имеет второст. значение и не может кард. образом повлиять на формирование личности. Противоположная этой концепция, приверженцами кот. были Гераклит, Демокрит и Эпикур, основана на мнении о том, что вн. условия и соц. среда являются домин. факторами в развитии и становлении чел. личности.
В совр. педагогике обе эти концепции нашли свое отражение. Многие методы пед. деятельности основываются на синтезе этих взглядов, объясняя это тем, что прир. особенности человека и соц.- общ. требования к нему должны учитываться в совокупности. На содержание пед. процесса реш. влияние оказывают потребности общества, но в то же время человек, уже рождаясь, имеет склонности и способности к каким-либо видам деятельности. В задачи пед. науки входит развитие исх. способностей человека, побуждение мотивации к саморазвитию в этой области, а также корректировка направления этого развития в соотв. с потребностями общества.
Общенаучная методологическая основа содержит два подхода пед. воздействия.
Системный подход является отражением идеи о взаимосвязанности всех явлений и процессов окр. мира. При таком подходе особое значение приобретает взаимосвязь пед. теории и практики: практ. опыт является неким источником ист. знаний, треб. теорет. выводов и разработок на их основе.
Аксиологический подход составляет основу гуман. взглядов. Человек рассматривается как высшая цель общества и является центр. понятием этого пед. течения.
Конкретно-научный уровень включает в себя след. осн. направления развития пед. мысли:
1) ориентация на личн. развитие человека, явл. основной целью пед. деятельности;
2) деятельность - основа развития и формирования личности. Познание мира и приобретение новых знаний и опыта должно происходить посредством всевозможных, соотв. возр. особенностям человека, видов деятельности;
3) доминирующим фактором в развитии человека выступает непоср. общение с другими людьми;
4) основным средством достижения пед. целей является культура, отр. ценности и интеллект. уровень общества, влияющего на развитие человека;
5) этнопедагогическое направление основано на единстве наций и народов;
6) синтез всех научных знаний о человеке и использование их при разработке содержания пед. деятельности.
Технологический уровень пед. методологии является исслед. базой пед. науки. На этом уровне производится анализ разл. пед. направлений с целью получения достов. информации о том или ином подходе. Исследования делятся на фундаментальные и прикладные. К фундам. исследованиям относится разработка новых пед. методов и выдвижение теорий. Прикл. исследования изучают уже сущ. методики с целью выявления и устранения недостатков, а так же содержат обоснования актуальности или непригодности тех или иных пед. подходов. Объектом исследований могут выступать гипотезы, имеющие лишь теорет. основу и для утверждения, треб. практ. подтверждения своей пригодности в конкр. условиях. Исследование происходит, как правило, в несколько этапов: эмпирический, гипотетический, теоретический, экспериментальный и прогностический.
В пед. практике большое значение имеет понятие методол. культуры. Каждый педагог, как сам. мыслящая личность, является приверженцем тех или иных взглядов на правильность пед. методов. Это определяет направление его воздействия на учеников. Приятие одних и отвержение других взглядов придает его проф. деятельности опр. направленность. И здесь главным критерием выступает единство взглядов и целей тех методологий, на основе которых действует педагог. Наиболее опасным пед. воздействием будет то, которое основано на случайно выбранных, и поэтому возможно противор. друг другу, положениях из разных теорий. Методология, исп. педагогом должна основываться на теориях, не имеющих принцип. разногласий в вопросах воспитания, обучения и образования, имеющих главной целью одни и те же объекты и практически сочет. между собой.