Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 3 страница
Эта структура включает в себя:
1) психологические связи и отношения членов группы, основанные на их выборах, предпочтениях, предрасположенности, отвержении или нейтральных отношениях;
2) социометрические, социально-психологические статусы членов группы (определяются количеством выборов, предпочтений и отвержений членов группы):
социометрические «звезды» — наиболее предпочитаемые члены группы;
высоко-, средне- и низкостатусные члены группы (по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений);
изолированные члены группы (у которых отсутствуют любые выборы и предпочтения);
пренебрегаемые члены группы (имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений);
отверженные («изгои») — члены группы, не имеющие положительных предпочтений и могущие иметь отрицательные выборы («козлы отпущения», шуты, флюгеры);
3) систему эмоциональных предпочтений в группе, уровень эмпатийности-ригоризма каждого члена группы (так называемый эмпатийный статус членов группы);
4) систему устойчивых стихийно складывающихся микрогрупп межличностного предпочтения, имеющих свое строение, лидеров, уровень сплоченности, характер направленности и межгрупповых отношений.
Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией — показатель положения члена группы. Члена группы, обладающего наибольшим количеством информации, называют коммуникативным лидером.
Различают несколько моделей коммуникативной структуры группы; движения информации:
фронтальная структура — члены группы не вступают в контакт ДРУГ с другом, хотя находятся рядом и видят друг друга, что позволяет учитывать реакции и поведение других членов;
радиальный вариант — вся информация передается членам группы только через центральное лицо, что затрудняет получение обратной связи от партнеров, зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию;
иерархическая структура имеет два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга, а другая — нет.
Структура социальной властив коллективе включают в себя два вида, две подструктуры властных отношений: руководство и лидерство.
Руководство — это официальная, формальная, социальная, административная система властных отношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах и правилах система регулирования поведения и деятельности прежде всего в профессиональной сфере членов коллектива со стороны соответствующих руководителей.
Руководители наделяются соответствующими вышестоящими органами (часто без согласия, а порой и вопреки желанию членов коллектива) правом планирования, регулирования, контроля и оценки поведения и деятельности членов коллектива. Руководитель имеет право использовать меры поощрения и принуждения, другие санкции по отношению к сотрудникам в интересах решения производственных, воспитательных и других задач. При руководстве люди вынужденно утрачивают часть своих свобод для реализации тех или иных своих потребностей (в получении заработной платы, квалификации, образования и т.п.).
Лидерство — это неофициальная, неформальная, психологическая, основанная на психологических преимуществах лидера система властных отношений.
При лидерстве люди без принуждения признают человека лидером, добровольно отдают ему часть своих свобод, наделяют его системой властных полномочий. Такая система властных отношений нередко складывается стихийно (хотя есть и другие способы, например, выборы), спонтанно.
Эти две системы властных отношений в коллективе могут иметь разную степень согласованности между собой, совпадения. Успешность решения производственных и других задач в коллективе, создания в нем благоприятной для сотрудников морально-психологической атмосферы находится в прямой зависимости от степени адекватности социальной, официальной и психологической-неофициальной системы властных отношений. М. В. Фрунзе не без основания считал, что лучшим руководителем является тот, который достигает поставленной цели без всякого использования административной власти.
Одной из важных характеристик (и форм проявления) власт- отношений выступает стиль поведенияи деятельностируководителя и лидера, хотя понятие стиля поведения и деятельности применимо не только к руководителю, но и к любому сотруднику, члену коллектива.
В психологии выделяют следующие основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя:
деловой стиль — решение профессиональных и других поставленных задач;
коммуникативный стиль — преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми.
В зависимости от характера такого взаимодействия различают стили: командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический;
эгоистический стиль — преимущественное решение своих личных проблем материального, карьерного и другого характера.
Доминирование любого из названных стилей в поведении и деятельности человека свидетельствует о ригидности, шаблонности, стереотипности личности, ее недостаточной адаптивности.
Выделяется также гибкий стиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может и использует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточно адаптивную, гибкую, нестереотипную личность.
Одной из характеристик и форм проявления групповой, коллективной психики выступает общее мнение. Оно оказывает существенное влияние на процесс вхождения молодого специалиста в трудовой коллектив. И потому важно знать специфику этого социально-психологического феномена, особенности его возникновения, формирования и развития.
Групповое, коллективное мнение— это совокупное суждение и отношение членов коллектива (всех или их значительной части) к событиям и фактам действительности в жизни коллектива и его отдельных членов, к их поведению и деятельности. Коллективное мнение выступает показателем направленности групповой психи-ки. Оно является своеобразным синтезом, сплавом индивидуальных мнений членов коллектива, одной из форм рационального, Умозрительного проявления группового, коллективного сознания и выступает мощной побудительной силой поведения и деятельности членов коллектива. В общем мнении, сложившемся в коллективе, проявляется сила убеждений, воли, чувств целого коллектива.
В коллективном мнении происходит оценка действий каждого коллектива. Такая оценка идет систематически, повседнев-}1°. оперативно в форме одобрения или осуждения, пожелания
13 S А Сласте..... 385
или требования. Оценочные суждения и отношения в коллективном мнении часто категоричны и однозначны и носят характер истины, поскольку в оценке своих сотрудников трудовой коллектив, как правило, не ошибается.
Вместе с тем мнение в коллективе — это источник обратной связи, информации для каждого сотрудника о соответствии его действий, поведения, отношений к делам в коллективе, товарищам по работе, коллективным нормам и правилам, ценностям
Коллективное мнение публично выражается руководителем собранием членов коллектива — это официальное мнение в коллективе.
В коллективе наряду с официальным мнением, которое выражается публично, может существовать и неофициальное мнение. Оно обычно формируется тогда, когда у членов коллектива есть расхождение с официальными оценками, нормами, правилами. Такое мнение может не только не совпадать с официальным, но и быть противоположно направленным. В таком случае неофициальное мнение не способствует сплочению коллектива, созданию и стабилизации в нем здоровой морально-психологической атмосферы. Оно — признак серьезных противоречий между членами коллектива.
В своем развитии коллективное мнение проходит ряд этапов.
1. Этап индивидуального сознания, когда по тому или иному факту, событию у членов коллектива складываются индивидуальные оценки, суждения, отношения.
2. Этап группового сознания, когда в результате взаимного обмена информацией, взглядами, оценками, отношениями в коллективе происходит объединение сотрудников вокруг тех или иных основных точек зрения по обсуждаемой проблеме. К тому же в коллективе обычно есть относительно устойчивые, стихийно сложившиеся микрогруппы, члены которых оценивают те или иные события, как правило, через призму групповых ценностных ориентации, установок.
3. Этап — когда в процессе обсуждения в различных формах взаимодействия (на собрании, в других формах общения) складывается единое мнение в коллективе.
Наиболее динамичной формой проявления групповой, коллективной психики являются общие, групповые настроения.Это общие эмоциональные состояния, эмоциональный настрой коллектива, та или иная степень единочувствия, совокупность сопереживаний людей, овладевших коллективом (либо значительной его частью) в тот или иной момент или отрезок времени.
Настроения присущи любой группе людей, даже случайной-Подчеркивая эту мысль, В. М. Бехтерев отмечал: «...Будем ли >*ь иметь перед собой случайно собранную толпу на улице... митинг -~ везде и всюду мы будем встречаться с проявлением общественны
настроений» (см.: Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. — СПб., 1911. — С. 7). Выступая преимущественно эмоциональной стороной духовной жизни той или иной социальной группы, коллектива, настроения существенно влияют на результативность совместной деятельности людей.
В отличие от индивидуальных эмоциональных состояний групповые настроения в большей степени обусловлены общественным, групповым бытием людей. Групповые настроения динамичны, они способны быстро распространяться в коллективе, быстро менять полярность: от позитивных к негативным, от подъема к апатии. В общем настроении в коллективе могут быть разные и даже противоположные тенденции.
Коллективные настроения обычно несут в себе большой энергетический заряд, обладают большой действенностью, заразительностью.
Настроения в коллективе часто обусловлены фактами и событиями действительности, непосредственно воспринимаемыми людьми. В возникновении общих групповых настроений большую роль играет подсознание людей. Групповые настроения более иррациональны и менее обусловлены рассудочной, рациональной деятельностью людей. Такие настроения могут заглушать голос разума и даже превращать социальную группу в толпу (при возникновении паники, например).
При наличии групповых эмоциональных состояний резко снижается действие такого механизма защиты людей, как критичность и осмысленность восприятия действительности. Так, например, активизация у людей общих эмоциональных состояний гнева, ненависти, чувств чести, достоинства, национальной гордости и т. п. понижает и даже может снять действие разума, осмотрительности, осторожности и всколыхнуть большой энергетический потенциал.
Интегративной характеристикой и формой проявления групповой, коллективной психики выступает морально-психологическое состояние (атмосфера) группы.
Морально-психологическое состояние коллектива — это обусловленное влиянием социальных, групповых, деятельностных и Других факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики членов коллектива; та или иная степень реализации, актуализации и Проявления духовных возможностей коллектива; определенный функциональный настрой психики людей в конкретных обстоятельствах экизни и деятельности, реально действующие духовные силы лю-Дей как фактор успешности действий и поведения.
Морально-психологическое состояние коллектива характеризует степень психологической готовности людей решать те или иНые задачи, осуществлять соответствующее поведение.
_________.^^ wviuannc ИМСС1 СВОЮ ПСИХОДО-
гическую структуру, основными компонентами которой выступают умонастроения, эмоциональные и волевые состояния. Оно характеризуется конкретным содержанием (профессиональным нравственным, политическим, эстетическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии до энтузиазма) степенью общности для данного коллектива, прочностью, надежностью.
Одной из интегральных характеристик групповой, коллективной психики выступает сплоченность как та или иная степень ценностно-ориентационного единства группы. Сплоченность — это степень единомыслия, единочувствования и единодействия членов группы, коллектива, степень принятия ими соответствующих норм, правил, ценностей, отношений и т.п. Это степень единства членов коллектива, социальной группы на основе общности их потребностей, интересов, отношений, оценочных суждений, целей деятельности, взаимоотношений, подлинного коллективизма при решении профессиональных и других задач групповой жизни и деятельности. Степень единства может быть от полного согласования, совпадения до полного рассогласования.
В сплоченности выделяют две взаимосвязанные стороны: теоретическую — как степень общности единомыслия и единочув-ствия членов группы и предметно-практическую — как ту или иную степень единодействия.
Сплоченность выступает следствием проявления и взаимовлияния внутригрупповых интегративных процессов и характеризуется степенью общности целей и мотивов жизни и деятельности группы, всех входящих в нее людей. Высокосплоченный коллектив проявляет наивысшую свою дееспособность. Поэтому сплочение производственных, трудовых коллективов является одной из важных служебных и нравственных задач как их руководителей, так и каждого сотрудника, специалиста.
Сплочению коллектива способствуют как благоприятные внешние, объективные обстоятельства (здоровая морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень престижности, социального статуса ведущей деятельности коллектива и др.), так и внутренние (коллективистическое самоопределение и самоутверждение членов коллектива, общность их интересов, потребностей, позиций, высокий авторитет руководителей, актива коллектива). Особую роль в этом играет целенаправленная и систематическая работа по сплочению коллектива, формированию в нем подлинно коллективистической психологии, характеризующейся отношениями взаимного уважения, сотрудничества, помоши» дружбы и товарищества, а также отношениями взаимной ответственности и требовательности.
Основные направления работы по сплочению коллектива, созданию в нем благоприятной морально-психологической атмосферы:
а) правильное решение организационных вопросов: подбор и расстановка людей, обучение и воспитание актива, руководителей нижних звеньев, контроль и оценка деятельности сотрудников, стимулирование их деятельности и поведения и др.;
б) правильная организация деятельности и ее обеспечение средствами, материалами и т.п.;
в) целенаправленное проведение воспитательной работы в коллективе, направленной на формирование у людей коллективизма, нравственно-психологического здоровья, профессионализма, деловитости и т.п.;
г) повышение авторитета руководителя, актива, использование ими адекватного стиля взаимодействия с сотрудниками, психологически обоснованного стимулирования сотрудников, оценочной деятельности в коллективе;
д) недопущение и преодоление, профилактика негативных социально-психологических явлений, мешающих сплочению коллектива: индивидуалистического, эгоцентрического самоутверждения сотрудников; отрицательного лидерства, ведущего к созданию негативных стихийно складывающихся микрогрупп; недовольств, страхов, слухов, конфликтов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Вчем состоят особенности в изучении малых групп в отечественной и зарубежной психологии?
2. Что выступает объектом социальной психологии как науки?
3. Какова история изучения малых групп в социальной психологии?
4. Раскройте подходы к пониманию малой группы как объекта социальной психологии.
5. Дайте классификацию малых социальных групп.
6. Что изучает психология в малой группе?
7. Раскройте понимание и дайте классификацию социально-психологических процессов и явлений в малых группах.
8. Покажите понимание коллектива как одного из уровней развития малой группы.
9. Проанализируйте основные признаки малой группы, дающие основание считать ее коллективом.
10. Каковы основные идеи А. С. Макаренко о коллективе?
11. Дайте анализ основных функций коллектива, его возможностей решать различные задачи.
12. Раскройте этапы в становлении и развитии коллектива по А. С. Макаренко.
13. В чем состоит суть стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского?
14. Раскройте типологию и особенности поведения специалиста при вхождении в новый трудовой коллектив.
15. Охарактеризуйте особенности социометрической и коммуникативной структур малой группы, коллектива.
16. Покажите особенности структур социальной власти в малой группе.
17. Дайте сравнительный анализ процессов руководства и лидерства в малой группе, коллективе.
18. Раскройте понимание и особенности складывания, формирования общего мнения в малой группе, коллективе.
19. Дайте характеристику коллективных, общих настроений, эмоциональных состояний в малой группе, коллективе.
20. Раскройте понимание морально-психологического состояния в малой группе.
21. Дайте характеристику сплоченности как социально-психологического феномена.
22. Каковы основные направления работы по сплочению малой группы, коллектива?
ГЛАВА 26. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении— это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и в мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произвольно и целенаправленно проявляет себя, свое «Я», свою индивидуальность и утверждает себя как личность.
Самоутверждение — атрибутивная характеристика личности. Человек постоянно утверждает себя, и по мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются его сознание, способности, формируются черты характера. Вместе с тем личность в социальном самоутверждении идет от ступени к ступени, поднимаясь ко все более значимым общественным ролям.
Через самоутверждение личность осознанно проявляет себя, свой потенциал. В. Н. Мясищев отмечал, что наиболее полно личность раскрывается в том, что для нее важно, значимо, к чему она стремится особенно сильно и настойчиво (см.: Мясищев В. Я. Личность и неврозы. — Л., 1960. — С. 71). И поэтому чем более целеустремленно и полно молодой специалист будет проявлять и утверждать себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он в ней добьется. С другой стороны, чем энергичнее борется специалист за осуществление своего профессионального самоутверждения, тем выше он поднимается в своем профессиональном становлении, своей профессиональной зрелости.
I
I
Вот почему при подготовке специалистов важно формировать у них позитивно-ценностное отношение к своей профессии, специальности, готовность и стремление наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Если же иметь в виду становление личности современного специалиста в целом, то этот процесс также непосредственно связан с проблемой самоутверждения личности. Чем более общественно значимы и многообразны сферы приложения человеком своих сил, тем богаче личность, больше возможностей для ее дальнейшего совершенствования. С.Л.Рубинштейн считал, что главное в воспитании «как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается» {Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 140—141). Это в полной мере относится и к профессиональному становлению и самоутверждению личности современного молодого специалиста.
Стремление личности к самоутверждению является стимулом ее развития и саморазвития, а стремление ее к профессиональному самоутверждению — одним из факторов ее профессионального становления и совершенствования.
Феномен самоутверждения рассматривается в психологии как явление социально-психологическое, обусловленное, с одной стороны, характеристиками социальной среды, деятельности, а с другой — индивидуальными личностными особенностями человека.
Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности.
Самоутверждение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных особенностей, личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности. Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика. Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающейся личности находятся в ней самой, хотя и связаны с особенностями той среды и деятельности, которые детерминируют ее поведение, действия, поступки, отношения.
Основные сферы профессионального самоутверждения специалиста: профессионально-деятельностная, социально-ролевая и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).
В самоутверждении личности, а это в полной мере относится и к профессиональному самоутверждению молодого специалиста,
выделяются три этапа: подготовительный, основной (исполнительный) и заключительный.
Основным содержанием подготовительного этапа является самоопределение личности: осознание ею потребности в самоутверждении и реализации, выработка своей позиции, отношения к окружающей ее действительности, постановка целей деятельности, определение своего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива, обоснование своих действий поведения, средств и способов по осуществлению поставленных целей.
Исполнительный этап — это процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения.
На заключительном этапе осуществляется оценка человеком результатов и процесса своего самоутверждения, выявляются истоки его затруднений. Этот этап постепенно переходит в первый, на котором происходит коррекция целей, средств, способов дальнейшего самоутверждения личности.
Все этапы взаимосвязаны. В то же время они и относительно самостоятельны.
Самоопределение — важные и грань, и сторона, и этап в самоутверждении личности, во многом определяющие его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Так, например, самоопределение личности специалиста может оказаться правильным или неправильным, разносторонним, полным или неполным, односторонним, оно может быть коллективистическим или индивидуалистическим, альтруистическим или эгоистическим и т.п. Все это и определяет соответствующее самоутверждение личности и ее успешность.
Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:
1) кто стоит, находится выше, а кто ниже него в системе должностных, социально-профессиональных и социально-психологических ролевых, статусных ролевых позиций, а кто находится на его уровне;
2) кто находится впереди, позади, а кто на его уровне в достижении производственных, научных, учебных, спортивных и других результатов и в получении соответствующих благ;
3) кто находится ближе, а кто дальше по содержанию профессиональных, нравственных и других ценностей, ориентации, позиций, мнений и т.п.
Определившись в этих трех системах оценки, личность осуществляет свое утверждение, в том числе и профессиональное.
Наряду с этим на особенности самоутверждения личности существенное влияние оказывают ее самооценка и то, как соотносит она эту самооценку с оценкой по этим же параметрам воз-
можностей тех, кто находится выше и ниже, впереди и сзади, ближе и дальше.
Очевидно, что все эти оценки у человека могут оказаться в разной степени достоверными, правильными, а поэтому его самоутверждающееся поведение может быть в разной степени соответствующим возможностям личности и требованиям, ожиданиям среды.
Многие исследователи не без основания рассматривают самоутверждение как активный процесс целенаправленного взаимодействия личности прежде всего с непосредственным окружением и считают, что особенно отчетливо оно проявляется у подростков и юношей. Объясняется это периодом активного становления личности, включения ее в трудовые, политические и другие общественно значимые отношения, стремлением проявить свою индивидуальность и добиться признания окружающих, найти место в жизни (см.: МудрикА. В. О воспитании старшеклассников. — М., 1981. — С. 22—24). Причем самоутверждающееся поведение в этом возрасте не всегда осуществляется правильно, на здоровой нравственной основе, что в значительной степени обусловлено недостаточным развитием, сформированностью личности, ее сознания.
В. А. Сухомлинский отмечал, что «бравирование подростков непослушанием, хитроумные поиски путей заслужить похвалу товарищей, игнорирование требований, обязанностей, дисциплины — весь этот букет духа «сопротивления» есть не что иное, как отсутствие крепкого фундамента процесса самоутверждения — богатой идейной жизни {Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М., 1979. - С. 53).
В отечественной психологии самоутверждение рассматривается как одна из фундаментальных социальных потребностей и тем самым как важное условие и фактор развития личности. При этом подчеркивается, что потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей.
Выделяют четыре группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:
1) в достижении определенных результатов в деятельности и утверждении на этой основе своей соответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих;
2) общении, выполнении определенных социальных, социально-психологических ролей в контактной социальной среде, в принадлежности к коллективу, в стремлении быть полезным ему;
3) потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших, приобрести известность, удовлетворить свое честолюбие, самолюбие, потребность в аффилиации;
4) познании своей индивидуальности, сил и возможностей приобретении или усилении чувства уверенности в себе.
Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения и определяет в значительной степени его цели характер и динамику. Потребности личности в самоутверждении выступают непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждающего поведения.
Среди личностных детерминант самоутверждения ведущую роль играют система ценностей личности и обусловленные ею притязания, выступающие относительно самостоятельным регулятором поведения личности.
Термин «уровень притязаний» (УП) был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Причиной появления такого понятия послужил один из феноменов, найденных в опытах Т. Дем-бо. (Упомянутые опыты были проведены в конце 20-х годов и обобщены автором в публикации «Гнев как динамическая проблема», 1931.) В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто не решаемые задачи, обнаружилось, что, если поставленная цель слишком трудна для индивида, он намечает некоторую «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам». Вот эту промежуточную цель Т.Дембо и назвала уровнем притязаний данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи.
К. Левин использовал термин «притязания» применительно к жизненным целям субъекта. Таким образом, притязания получают широкую трактовку целей субъекта, а их уровень — значение показателя трудности намечаемых индивидом целей.
Содержание притязаний личности определяется системой ее профессиональных, нравственных, эстетических, правовых, политических и других ценностей, а уровень и характер — самооценкой личности.
Притязания личности определяют направленность ее самоутверждающегося поведения, т. е. предметные области профессиональной, социальной, личной жизни и деятельности, в которых человек определенным образом проявляет и утверждает себя.
Уровень и характер притязаний существенно влияют на постановку определенной высоты, уровня целей самоутверждения и на избрание временных параметров, путей, средств и способов их достижения.