Научный предмет педагогики 32-35
Всякая наука берет начало в своём предмете. Предмет науки не украшение и не самоцель, а её универсальный инструмент и критерий, в котором проверятся отношение теории к науки, в данном случае педагогики.
Беды теоретической педагогики в её в категориальной доступности, так как основные педагогические понятия (обучение, воспитание, образование, метод и т.д.) широко употребляются в повседневной разговорной практике человека.
В какой-то момент за педагогикой закрепилось представление, что это наука о воспитании. Следовательно, наука приобрела декоративный научный предмет. Несоответствие научному предмету не позволяет рассматривать теорию, как педагогическую
В познании НПП следует начать движение от первопричины педагогики как практики, от её исходного объекта.
Первопричина педагогики – ребенок (он не только первопричина, но еще и первообъект педагогики, или исходный объект). Нет ребенка – нет проблем, нет нужды в пед. практике, в пед. теории. Есть ребенок – все приходит в движение.
Предметом педагогики предлагается рассматривать единый профессионально организуемый, целенаправленный процесс педагогического развития личности по форме, вовне наблюдаемый, как педагогический процесс, по сути - педагогически регулируемый процесс психологического, физиологического и физического развития ребенка в личность.
Научный предмет педагогики - процесс педагогического развития и формирования ребенка в личность.
- Сущность и принципы процесса обучения. 253-262.
В основе обучения следует рассматривать способность человека к познанию окружающего мира как специфическую природную данность. Способность к познанию и потребность в познании заложены в человеке от природы. Человек способен не только воспринимать мир, но и преобразовывать действительность.
Следует различать познание научное и учебное. Научное познание – процесс получения знаний и представлений о реальность, ранее неведомых, приходящих в науку впервые. Отличная черта учебного познания – овладение бесспорными знания.
Обучение - педагогически организованное умственное развитие через овладение знаниями. Это довольно быстрый процесс(в отличие от воспитания О_о).
Сущностью обучения является созидание личности в соответствии с требованиями общества. В школе надо дать не только минимальную программу, но и общие знания о мире, создать эрудированную личность.
Принципы обучения:
1.Принцип научности: не тратить время на научно непроверенную информации
2.Принцип наглядности: включить в работу все органы чувств, что способствует лучшему запоминанию материала: аудиовизуальное обучение, на слух, осязание.
3.Принцип активности: ум хочет мыслить, глаз - видеть, руки - хватить, ухо - слышать, сердце - любить. Надо включать в работу все органы чувств.
4.Принцип системности и последовательности: чтобы развить аналитические способности учащихся, надо сформировать их знания о мире от частного к общему. Познание должно быть последовательно выстроено.
5.Принцип индивидуального подхода и прочности: от природы люди наделены памятью разной силы и направленности, это надо учитывать.
Движущие силы обучения - это мотивы, побуждения и потребности.
Мотив - это побуждение, которым объясняется совершение или несовершение поступка. Мотивы бывают внешние и внутренние. В первые дни всем детям интересно в школе, учатся они охотно. Так как у ребенка существует потребность во взрослении, ему интересно все новое. Внутренние мотивы более глубинные, требуется больше времени, чтобы их сформировать. Это уже задача учителя. Мотив начальной школы – интерес к атрибутике, средней школы – интерес к самим предметам, благодаря учителю, старшей школы - поступление в ВУЗ, избирательность предметов.
Потребность - психологический механизм, вызывающий внутреннее побуждение к деятельности. Потребность в общении, познании, самовыражении, самоутверждении.
Побуждение - это потребность, требующая реализации в том или ином предмете. Или это внешнее давление, опосредованное или непосредственное вынуждение к действиям.
- Образовательный и педагогический процессы, их единство и различие (структурный и системный анализ).45-50.
Педагогический процесс – это целенаправленное и организуемое педагогом формирующее движение в объективном развитии ребенка от исходного, качественного его состояния как объекта воспитания, обучения в направлении конечной педагогической цели – формирование человека в личность, в разных формах организации процесса. Понятия образовательный и педагогический процесс обозначают единые, но не тождественные явления. Образовательный процесс шире явления и понятия педагогического процесса.
Образовательный процесс (с позиции научного предмета педагогики) – это процесс развития человека в онтогенезе под непрерывным влиянием сопровождающих его всевозможных объективных и субъективных факторов – организованных, стихийных, познанных и непознанных.
Педагогический процесс – это тоже по своей сути процесс развития человека, но аналитически ограничиваемый признаком прямого или опосредованного присутствия в этом процессе и деятельности в нем специалиста-профессионала, например учителя школы, тренера, мастера художественной студии, класса, т.е. педагога. Поэтому такой процесс называется педагогическим. Педагогический процесс – всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить успешно и даже очень часто происходит вопреки влияниям педагога. С этой точки зрения образовательный и педагогический процессы не тождественны.
Педагогическим мы называем управляемый процесс развития ребёнка, осуществляющийся с помощью различных средств, в формах, методах, педагогических приёмах и т.п., подчиненных достижению определенных педагогических целей. П.Ф. Каптерев : «сущность обр.п. с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его».
Образовательный и педагогический процессы – это две стороны единого процесса педагогического развития ребенка.
Структура педагогического процесса включает в себя компоненты пространственные и временные. В пространственных компонентах различают фундаментальные и производные. Фундаментальные компоненты: ребёнок, педагог. Производные – деятельность субъектов педагогического процесса (отдельно деятельность ребёнка и педагога); взаимодействие, или общение, субъектов педагогического процесса. Важнейшим структурным компонентом педагогического процесса выступают и рассматриваются педагогические средства. Так же рассматриваются образовательные функции единого процесса – обучение и воспитание и процессуально-педагогические цели.
Пед. и обр. процессы – явления структурно единые, но это разные системные образования. В пед. процессы системообразующее звено – пед. деятельность, а в обр процессе – базовая деятельность.
- Сущностные функции образовательного процесса.50-53
Сущностные функции образовательного процесса - обучение и воспитание.
Обучение и воспитание - это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления - процесса педагогического развития и формирования личности. Это явления не тождественные, но одновременно единые. Суть единства обуславливается единой сутью человека.
Процесс развития человека – это единый процесс. Обучение и воспитание – это субъективное усиление объективного и единого процесса развития человека.
Воспитания и обучение есть суть человеческие способы ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе.
Обучение - педагогически организованное умственное развитие через овладение знаниями, с помощью знаний, и т п.
Воспитание и обучение - единые объективно-субъективные процесса, но они различаются своей психологической сущностью. Воспитание – это пед. организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми; это сравнительно долгий процесс. Обучение – это пед. организуемое умственное развитие через овладение знаниями и познавательными умениями, на основе естественного природного развития человека, это сравнительно быстрый процесс.
Воспитание и обучение едины также в том смысле, что поступки и поведение человека могут стать следствием прочитанной литературы, впечатлений, полученных, на основе новых знаний.
- Факторы развития и формирования личности. 59-64
Личность – это условный результат и цель культурного развития, формирования ребёнка, человека, ученика. Достижение цели обуславливается внешними и внутренними факторами
Внешние факторы – природа, социальная среда и культура. Природа важна для нормального физического, физиологического и психологического развития. Природа накладывает отпечаток на внешние черты, темперамент и др. психологические качества. Важнейшим внешним фактором является социальная и культурная среда. Именно под воздействием культурных и общественных условий происходит развитие человека в личность – в особый культурный феномен конкретной общественной формации. Социальная среда- это место, в котором генерируются представления о совершенном, добропорядочном, хорошем человеке, разрабатываются эталоны личности. Различаю микросреду (родители, семья, друзья, одноклассники) и макросреду (государство, общество, классы, сословия, общественные учреждения). Важно различать фактор самой жизни и деятельности (ребенок развивается в активном взаимодействии с внешними факторами). Особенность - человек есть обстоятельство для себя и для окружающей действительности. Преобразуя действительность в своих действиях, человек изменяется, преобразуется сам. Он становится либо созидателем, творческим человеком, либо разрушителем и деградирует как личность. Теория деятельности - центральная тема в теоретической педагогике, раскрывает сущность развития и формирования личности. Сформировать личность, воспитать, научить, дать образование означает сформировать ее сознание.
Внутренний фактор - природа самого человека, ребёнка. Это его природные задатки, которые являются потенциалом для развития в способности и, далее, в мастерство и талант. Природа человека проявляется в наследственности, а наследственность не является фатальным свойством природы, но часто проявляется как значительно действующий фактор. Шалва Александрович Амонашвили выделил следующие движущие силе природы в ребёнке.
1. Страсть к развитию. Ребёнок не может не развиваться – духовно, нравственно, умственно, физически. Стихийное стремление к развитию есть природное состояние ребёнка. Ребенок сам ищет в окружающей среде трудности, чтобы их преодолеть. Развитие происходит в процессе преодоления трудностей, и это есть закон природы. Педагогическая задача заключается в том, чтобы в образовательном процессе ребёнок находился постоянно перед необходимостью преодолевать трудности и чтобы эти трудности были ему под силу.
2. Страсть к взрослению. Ролевые игры, ребёнок берёт на себя обязанности взрослого человека. Удовлетворение «страсть к взрослению» происходит в общении с взрослыми в первую очередь. Формула «ты еще маленький» и соответствующие ей отношения имеют открытые, т.е. осознанные ребёнком формы, абсолютно противоречат основам гуманной педагогики. Страсть к взрослению – гарант природы что из ребенка может состояться нравственно и духовно-чистый, умственно развитый человек. Нужно возвести исполнение педагогических процессов до искусства, что поможет ребёнку чувствовать себя взрослым там, где он ещё совсем не взрослый, а ребенок. Детей надо учить не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. Учитель должен играть так изящно и искусно свою роль в образовательном процессе, чтобы дети забыли в этом процессе о своей потребности к игре.
3. Страсть к свободе. «Я сам!». Если ребёнок свою страсть к взрослению утверждает в общении с взрослыми и потому ищет взрослого, который удовлетворит в нем эту потребность, то страсть к свободе он опять ищет в общении с взрослым, однако путём удаления от него. Детей нельзя воспитывать во всезапрещающей обстановке «держать в руках» иначе возникает силовое и авторитарное воспитание в семье. Сами природные субстанции в ребёнке стремятся к свободной несвободе.
- Педагогические цели (исторический, теоретический и методический аспекты).38-45
Самое широкое толкование педагогические цели заключается в понятии "личность"
Педагогическая деятельность - специфический способ реализации особой социальной функции, назначение которой состоит в познании и преобразовании человека в идеал.
Единого личностного эталона нет и быть не может, как нет единого общества (у всех свои представления об идеале)
В свернутом виде главные целевые критерии в педагогике - это знания и нравственность человека. Отсюда проистекают понятия обучение и воспитание. Обучение и воспитание - это две стороны единого процесса педагогического развития и формирования личности. Педагогические цели имеют свой дидактический аспект (знания, познавательные умения, навыки) и воспитательный аспект (нравственность человека). Каждый учитель должен быть хорошо подготовлен не только для выполнения ф-ии обучения, но и воспитания.
В теориях и практике школ и систем образования Запада интенсивно разрабатывался гносеологический аспект цели. В России с устранением воспитывающих функций церкви и вторжением в семейное воспитание школа оказалась единственным социальным институтом, способным осуществлять систематическое массовое воспитание.
Педагогическая цель - предвосхищаемый педагогический результат, который заказывается школе, системе образования. Всестороннее и гармоническое развитие каждого человека в обществе как педагогическая цель и результат - чрезвычайно дорогостоящее предприятие. В мировой практике подобные цели ставят перед собой немассовые школы.
Культурное общество не может себе позволить отказаться от воспитательных функция школы, если не желает нравственной деградации.
Не бывает плохих, хороших или неправильных педагогических целей. Педагогическая цель - формальное выражение субъективных потребностей в качествах личности, которые в зависимости от полноты их характеристик может быть достаточными или недостаточными для обозначения определенного типа личности.
Функция теоретической педагогики не в том, чтобы предписывать те или иные педагогические цели, а в том, чтобы изучать феномен цели как в историческом, так и в актуальном состоянии вопроса.
Авторские педагогические цели:
Т.И. Гочарова: личность – человек, испытывающий острую потребность быть полезным обществу.
В.Ф. Шаталов: необходимость осознания учеником себя личностью (ответственность за свои поступки).
Е.Н Ильин: формирование личности с помощью нравственных устоев.
Ш. А. Амонашвилли: центр любви (воспитание в ребенке благородного человека путем развития его личностных качеств).
- Комбинированный урок.243-249.
Это такая форма образовательно-педагогического процесса, в которой структура урока регламентируется обязательностью ее компонентов, последовательностью взаимного расположения их реализации.
Исторические корни уходят в практику российской школы 19 века (время гимназий). Перед средней школой ставилась задача вооружения знаниями, а перед учениками - их накопления.
Структура комбинированного урока:
1.урок должен начинаться с опроса, проверки выученного дома (ставить перед каждым учеником необходимость выучить весь материал).
2.Ядро урока - объяснение нового материала (должно происходить воспириятие, понимание и осмысление в учебном познании).
3.Формулировка обобщений и выводов (выявляет усвоение предварительно изложенной темы или проблемы в процессе объяснения).
4.Закрепление учебного материала (прочное запоминание).
5.Домашнее задание. (Задание на дом после звонка с урока - грубейшая методическая ошибка, которая часто наблюдается в практике современных учителей)ё.
Недостатки жесткой структуры урока усугубляются в условиях массовой школы, так как в школе работает так называемый средний тип учителя. Его работа исключает преодоление недостатков системы за счет творчества, доп. усилий в педагогическом процессе.
- Формирующие функции педагогического процесса урока.262-267.
Следует различать сущностные функции и формирующие функции педагогического процесса.
Сущностные – подразумеваются функции обучения и воспитания. Формирующие функции педагогического процесса урока - это его особые проявления, действия или воздействия процесса на формирующуюся личность, имеет преимущественно субъективный характер. Упражнение, приучение, убеждение, внушение – функции любого педагогического процесса.
Упражнение, приучение, убеждение, внушение – функции любого педагогического процесса и собственно педагогических методов (не бывает педагогических процессов, в которых кто-нибудь в чему-нибудь не убеждался, не приучался и т. п.).
Упражнение – ведущая функция образовательно-педагогического процесса на уроке, подчиненная главным образом усвоению знаний, формированию познавательных умений, их развитию в навык. Упражнение происходит на всех уроках, каким бы методом учитель не работал, поэтому упражнение – не метод, а формирующая функция метода(то же и о др.функциях) Ее суть в том, что обучение, формирование и развитие происходят в результате многократных повторений действий познания. Для упражнения разрабатываются задачники, сборники примеров и др. Могут быть письменными, устными, слуховыми и пр.
Приучение – формирующая функция педагогического процесса, близкая по своей сути к функции упражнения. Чаще всего «приучение» исполняется для обозначения не столько многократного повторения предмета. Действий деятельности познания, сколько для обозначения многократности повторения поступков или культурных действий. (Любые - гигиена, культура поведения в театре, за столом).
Убеждение – существенная форм-ая функция воспитательного процесса. Наиболее употребительна в формир-ии мировоззрения. Убеждения – функция, обращенная своей формирующей сутью к активному созданию человека,ребенка…, к аналитич. способностям, к мыслительной активности. Ср-ва убеждения: доводы, факты, выводы, доказательства.
Внушение – обращена к чувствам, к особенностям психики входить в глубокие эмоциональные состояния. Ср-ва внушения: не только слова, сколько обстановка, интонации, эмоциональность, взгляд, ритм, особое психологическое напряжение… Часто наиболее эффективна работа учителей, наделенных даром внушения.(воздействуют на подсознание)
Опорой для «внушения» явл. и личное состояние чел-ка, его переживания и пр.
Разъяснение, объяснение, изложение – форм-ие функции пед.проц. Это повествование, сообщение познаваемого.
Разъяснение – сообщение, передача учащимся знаний, особенностью которой являются детализация, проговаривания, конкретизация частностей и т п.
Объяснение – харак-ся специальной, методически продуманной последовательностью изложения, подробным содержанием, смысловой завершенностью, логикой.
Изложение – мб многофункциональным. Без объяснений и разъяснений чаще всего излагается либо знакомый, либо несложный материал, часто с целью развития способностей учащихся к обобщениям, выявления главного в содержании, развитие памяти и пр.
Разрешение проблемы – особое функциональное состояние и характеристика пед.проц. Ср-ом создания проблемной ситуации мб парадоксальные высказывания, мысли вслух, названия произведений, математические рез-ты и т п. Итогом становится активность детей в образовательном процессе.
Поиск – категория, к-ая отражает состояние учителя – ученика, учителя в пед процессе либо в учебном, либо в научном познании. Понятие мб использовано для обозначения процессуально-пед. цели и рез-та как промежуточного формирующего состояния на пути к целям и рез-там обучения и воспитания. «Поиск» в нек-ых случаях мб тождественен ситуации «решение проблемы»
Иллюстрация – категория, обозначающая формирующую функцию пед.проц, в котором реализуется золотое правило обучения и воспитания – принцип наглядности. Ср-ами наглядности, иллюстрации, демонстрации мб любые реальности из окружающей действительностей, близкой и далекой, представленной моделями, муляжами и т п.
Исследование. Учебная деятельность мб организована по-разному, 1 из вариантов – исследовательский характер деятельности. Ср-ами достижения и реализации исследовательской формирующей функции пед.проц в первую очередь являются лаборатории и лабораторное оборудование. Рез-том становится аналитический ум, интеллектуальная самостоятельность, наблюдательность, творческий характер познания…
Пример. Для объяснения нужно доп.понятие – образец. Пример мы рассматриваем как нравственное, эмоциональное, рациональное и тому подобное влияние образца на формирующуюся личность. В этом случае пример – формирующая функция, а образец – либо фактор, либо ср-во реализации данной функции.
Наказание и поощрение – полярные формирующие функции стимулирующего значения в пед.проц. Пед. сре-ва, с помощью к-ых достигаются стимулирующие состояния приятных или неприятных ощущений, переживаний…Некоторые пед.ср-ва мб одновременно и поощрением и наказанием (для одного хорошо, для другого плохо).
Стимулирование – самое общее понятие, которое в применении к анализу формирующих функций пед.проц. урока обозначает преимущественно внещние прямые или опосредованные побуждения формирующих действий или деятельности учащихся. Стимул – любая из названных выше функций.
- Фактор времени на уроке, основные параметры, организационно-формирующая сущность (ответ должен быть комбинированным: урок: с.235; структура 47-48; временные формы урока: 413-415).
- Классно-урочная система образования (система Я.А. Коменского)
В России 30-90х стало универсальным и всеобъемлющим методом обучения и воспитания, самой массовой системой образования. Рассмотрение классно-урочного образования в качестве метода - нетипично. Преобладают главным образом система и форма. Классно-урочное образование берет свои истоки из фундаментального авторского метода "учить всех и всему". Суть метода - в системе. Система уроков представляет собой единую, постоянную, систематическую, продолжительную, регламентированную расписание, организационно-временную форму образовательного пед. процесса. Уроки обязательно для посещения.
Плюсы:
· учитель может быть и "плохоньки", но включенный в систему, начинает выполнять свои функции в меру сил и способностей.
· Массовость
· система ставит обучение на поток
Минусы:
· массовый учителем тождественен учителю со средними способностями
· разделение учащихся на сильных, средних и слабых
- Структура педагогического процесса
Включает в себя компоненты пространственные и временные. В пространственных компонентах различают фундаментальные и производные. Фундаментальные компоненты: ребёнок, педагог. Производные – деятельность субъектов педагогического процесса (отдельно деятельность ребёнка и педагога); взаимодействие, или общение, субъектов педагогического процесса. Важнейшим структурным компонентом педагогического процесса выступают и рассматриваются педагогические средства. Так же рассматриваются образовательные функции единого процесса – обучение и воспитание и процессуально-педагогические цели.
- Временные формы урока
Плотность урока - это мах. кол-во выполненной учеником работы во времени и пространстве урока. Зависит от опыта учителя и от опыта класса привыкшего\не привыкшего работать на уроках по данному предмету.
Для обеспечения мах. плотности урока в незнакомом классе необходимо:
· Побывать на всех уроках этого класса
· Определить мах. плотность урока в классе
· Применить полученные сведенья для своих уроков
Недопустимо меньшее кол-во работы, чем обычно выполняется в классе по данному предмету, возможна адекватная либо большая плотность урока.
Динамика урока – это движение и ход развития образовательного процесса на уроке под влиянием различных факторов. Критерий динамики – ритм урока.
Ритм урока – это последовательное чередование форм дея-ти учеников, происходящее с определенной частотой. Ритм обуславливается темпом.
Темп урока – это интенсивность развития обр. процесса на уроке. Темп – основной инструмент увеличения полезного времени урока.
Образовательный процесс находится в движении и развитии, если каждый ученик класса, включен в активную деятельность познания в течение всего времени процесса.
Чувство меры времени и ритма урока – фактор и средство удержания внимания учеников.
Если внимание учеников ослабевает нужно сменить форму работы.
- Образовательные потенциалы фронтального взаимодействия на уроке; поурочный балл. с.324-327; с.252; пример с цв. жет. с.384-385
Фронтальное взаимодействие учителя с учащимися в современной педагогической практике является наиболее употребительной формой речевого образовательного взаимодействия. Фронтальная работа имеет внешнее выражение в быстром, динамичном и кратковременном индивидуальном контакте учителя в небольшой срок с большим числом учащихся, в процессе которого последние должны по возможности лаконично отреагировать на обращение учителя (хотя, конечно, темп и ритм задаются произвольно). Это могут быть ответы на вопросы, суждения учителя, устный счет, фонетические упражнения и т. п.
Одна из особенностей фронтальной работы состоит в том, что учитель может не задерживаться во взаимодействии с учеником, который не сумел ответить или не сумел ответить быстро, хотя при этом следует выдерживать разумную паузу в ожидании ответа. Если ученик затрудняется ответить, то учителю следует, динамично выразив соответствующее отношение к ситуации, преимущественно подбадривающее и доброжелательное (чаще мимикой, жестом, взглядом или словом), быстро обратиться к другому, третьему, четвертому учащемуся, пока не получит правильного ответа, требуемого суждения, точного произношения, решения и т. п.
При этом следует в некоторых случаях обязательно вернуться к ученикам, которые не отреагировали вовремя, желательно к каждому из неответивших учеников. Им можно предложить (в темпе) подтвердить или опровергнуть ответ одноклассника, высказать суждение на его ответ, повторить правильный ответ или правильное произношение (если, например, это иностранный язык) и т. п. Дело не только в том, правильно или неправильно ответил ученик, а в том, что он принимает участие в работе, думает, решает, делает выводы, включает в работу память, чувства, он включен в деятельность. Фронтальное взаимодействие - универсальная педагогическая методика, применение которой позволяет достигать педагогические цели широкого диапазона. Фронтальное взаимодействие потенциально тремя основными функциями: процессуально-педагогической, дидактической и воспитания. При умелом применении фронтального взаимодействия с учащимися на уроке достигаются такие процессуально-педагогические цели, как полное включение всего класса, всей группы учащихся в учебную деятельность, в совершение предметных, действий познания, организация соответствующего поведения.
Особенность методики фронтального взаимодействия состоит не только в том, что в нем активные формирующие процессы происходят за счет включенности в предметную, познавательную деятельность, но и в том, что они усиливаются благодаря постоянной готовности учащихся к динамичному предметному взаимодействию с учителем. Оно может служить выявлению знаний, эффективному их закреплению, расширению познавательного, информационного диапазона учащихся, быть эффективной опорой при введении нового материала и т. п. Фронтальное взаимодействие как педагогическая методика применимо на уроках практически по всем учебным предметам.
Метод фронтального взаимодействия — это практика, реальный педагогический процесс со сложной структурой, в котором само взаимодействие учителя с учащимися является хотя и главным, сущностным, но всего лишь одним из компонентов структуры процесса метода. Фронтальное взаимодействие как педагогический метод эффективно, прежде всего, в учебной деятельности на уроке. Эффективность метода (или приема) фронтального взаимодействия обусловливается местом и временем проведения урока, содержанием учебного предмета, возрастом учащихся и многим другим.
Фронтальное взаимодействие как педагогический прием, в отличие от метода, рассматривается при его локальном применении учителем в педагогическом процессе для достижения частных, процессуальных целей на одном или нескольких уроках.
Методика — это сложное многофункциональное педагогическое средство, предназначающееся для достижения комплекса педагогических целей, в отличие от простых, монофункциональных средств. Фронтальное взаимодействие следует рассматривать как частную педагогическую методику, входящую в общую методику К. А. Москаленко, «липецкого опыта». Со способом фронтального взаимодействия связаны такие понятия, как поурочный балл, работа учащихся с места и ряд других.
Поурочный балл – это оценка работы ученика не за полный индивидуальный ответ, а за работу в течение всего урока по впечатлениям, которые произвели на учителя ответы ученика во фронтальном взаимодействии. Поурочный балл - оценка не за один ответ, а за работу на уроке в целом.
Методика работы с цветными жетонами - карточками меняет дело: весь урок стимулируется активность учащихся. Получив красный жетон («отлично»), ученик должен позаботиться о сохранении и закреплении этой оценки до конца урока. Снижение активности в работе может привести к накоплению других цветов. Общая оценка сразу снижается. Ученик побуждается быть внимательным и работать весь урок. Эта методика позволяет оценить работу на уроке большого числа учащихся, а интенсивность оценочного взаимодействия побуждает учеников готовиться к каждому уроку.