Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке)
Данную систему разработал в начале ХХ века австриец Рудольф Штейнер. Особое внимание он уделял развитию эмоциональных качеств детей, поэтому его система воспитания объединяет духовное, социальное и биологическое начало. То есть на первом месте стоит личность ребенка, независимая от любых социальных ограничителей. Ребенок будет чувствовать себя нормально и в вальдорфской школе или детском саду в любой точке мира.
Суть вальдорфской педагогики заключается в предоставлении ребенку помощи для гармоничного раскрытия личности, что может быть особенно актуально при проблемах личностного развития у ребенка. Деятельность педагогов направлена на поддержание всех проявляющихся качеств воспитанников, ведь любое из этих качеств может стать основным в формировании зрелой личности. Прощаться с детством в вальдорфских образовательных учреждениях не спешат. Все должно проходить естественным путем и без форсирования событий.
Принципы вальдорфской педагогики
На первом месте стоит уважение к личности ребенка, из этого пункта выходят все остальные. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно.
В связи с этим на передний план в воспитании выходят эстетические и разного рода трудовые дисциплины. Приветствуется творческое начало.
Особенностью педагогики Штейнера есть изучение национальной культуры. В этом русле делается очень многое – начиная от одежды и заканчивая национальными традициями. Ребенок в таком случае будет ощущать себя частью чего-то намного большего, чем собственная семья. От него уйдут маленькие страхи, обитающие в малой социальной ячейке.
Для того чтобы ребенок развивался всесторонне, практикуют комплексный подход к изучению внешней среды. К примеру, в классах нет новейшей мебели и последних достижений науки, наоборот, используют натуральные материалы, приближающие к природе. Да и само учебное заведение находится поближе к природе.
Многое зависит от воспитателя и учителей. Одним из действующих принципов данной педагогики является подражание детей педагогическому коллективу.
Особое внимание уделяется общению с родителями. Здесь существует очень тесный контакт еще с дошкольного учреждения. Дети и родители вместе проводят праздники, отмечают Дни рождения, занимаются трудовой деятельностью и т.д. Отдельный класс – это единый дружный коллектив.
Как происходит обучение?
Уроков, к каким привыкли мы, Штейнер не предусматривал. Информация в вальдорфских школах подается блоками. В течение дня дети рассматривают три блока: трудовой, творческий и душевно-духовный.
Вся программа рассчитана на 11 лет. До 8 класса ученики «работают» с одним учителем, он для них как духовный наставник. Уже с 1 класса маленькие вальдорфцы изучают два иностранных языка, принимают активное участие в жизни школы, что развивает одинаково все их способности. Учебный материал преподносят так называемыми «эпохами», что длится примерно месяц. За такой период ученики успевают «прожить» изучаемую эпоху, что очень хорошо сказывается на осознании и запоминании событий. Обязательным пунктом каждого учебного года есть заключительный концерт в конце семестра.
Стоит отметить, что в вальдорфской педагогике нет системы оценивания. Все идет своим ходом. Детей не принуждают равняться на какой-то образец правильности. Индивидуальность всегда должна проявляться, и мешать этому не следует.
Недостатки системы
К сожалению, недостатки можно найти везде. Вальдорфская педагогика – не исключение. Так, в детском саду детей не учат чтению и счету, малыши приходят неподготовленными в школу. Огромную роль играют личностные качества преподавателей и учителей. Немалый акцент делается на некие мистические силы и постулаты. Т.е. в современном мире данная педагогика не может работать эффективно и так, как первоначально хотел Штейнер. Она обязательно проходит адаптацию под то учебное заведение, где ее пытаются ввести.
53.
Во второй половине 50-х - первой половине 80-х гг большое внимание уделялось развитию системы народного образования. Уже к середине 50-х гг в основном было обеспечено общее семилетнее обучение для детей школьного возраста. В 1956 г. был отменена плата за обучение в старших классах.
25 декабря 1958 Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", которым была начата работа по реформированию школы. В частности, вместо семилетнего обязательной была введена восьмилетняя школа. Полное среднее образование молодежь получала в общеобразовательной средней политехнической школе (9-10 классы), или в школах рабочей и сельской молодежи, совмещая учебу с работой. К тому времени значительно выросла сеть школьных заведений: на 1958 г. в республике насчитывалось 34,5 тыс. школ, где обучалось около 6 млн. учащихся.
В конце 50-х годов в стране началась организация школ-интернатов, в которых обучались сироты, дети инвалидов Великой Отечественной войны и труда, малообеспеченных родителей и одиноких матерей. В школах-интернатах учебный процесс тесно сочетался с трудовым воспитанием детей, с внеклассной работой. На конец 50-х годов в Украине действовало более 90 таких школ, в которых обучалось около 25 тыс. учащихся.
В 60-70-х годах продолжались развитие и совершенствование системы народного образования. В 60-е годы был закончен переход на восьмилетний всеобуч, а в 70-е - до общего среднего образования. Причем средний всеобуч вводился не только через общеобразовательную школу, но из-за среднее специальное образование (техникумы) и систему профессионально-технического обучения (ПТУ).
Одновременно были внесены изменения в структуру школы: обучение в начальной школе было сокращено до трех лет вместо четырех, потому что дошкольное воспитание детей осуществлялось в сети дошкольных детских учреждений, которые были составной частью системы народного образования. В 80-х годах значительно уменьшилось количество начальных и неповносередних школ и одновременно увеличилось количество средних, которые составляли основное звено школьной системы.
Растущий технический уровень производства выдвигал все более высокие требования к подготовке кадров работников для всех отраслей народного хозяйства. Одним из наиболее эффективных форм подготовки нового пополнения рабочих рядов были профессионально-технические училища, которые наряду с профессией давали молодым рабочим и среднее образование. В конце 50-х годов в училищах и школах профессионально-технического обучения Украине насчитывалось 210 тыс. учеников. Кроме того, сотни тысяч рабочих ежегодно приобретали квалификации или повышали свой культурно-технический уровень бузпосередньо на производстве через широко разветвленную систему производственного обучения - в школах передовых методов труда, на виборничо-технических курсах, а также в вечерних и заочных школах, техникумах, институтах. На конец 50-х годов почти половина рабочих промышленных предприятий была охвачена различными формами производственно-технического обучения.
За годы Х пятилетки (1976-1980 гг) все профессионально-технические школы и училища были преобразованы в средние учебные заведения. На 1987 г. в республике действовало 1200 ПТУ всех видов, где обучалось свыше 710 тыс. учащихся.
Постоянное внимание уделялось расширению подготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования. С 1950 по 1960 г. контингент студентов увеличился с 201 тыс. до 417 тыс. Значительно расширились заочные и вечерние отделения при университетах и институтах, на которых в 1960 г. обучались соответственно 174 и 44 тыс. студентов.
Укреплялась материально-техническая база вузов, строились учебные корпуса, общежития, столовые, спортивные комплексы для студентов, растет сеть вузов. В 1964 г. был основан Донецкий университет, в 1972 г. - Симферопольский, в 1985 г. - Запорожский. Открылись многочисленные новые институты. В середине 80-х годов в республике работали 146 высших учебных заведений против 135 в 1960/61 учебном году, а количество студентов выросло с 417 тыс. до 850 тыс.
В 1969 г. в некоторых вузах были созданы подготовительные отделения, слушатели которых после успешного обучения, зачислялись студентами вузов. Это способствовало поступления в вузы молодежи из рабочих, колхозников, демобилизованных из армии.
В вузах Украины училась большое количество иностранных студентов. Например, только в вузах и техникумах Харькова в 1976 г. обучалось свыше 2 тыс. студентов из 22 стран мира. В ХПИ в 1945-1985 годах было подготовлено 1858 инженеров для 62 стран из 45 специальностей.
Расширилась подготовка специалистов со средним специальным образованием. Если 1960/61 учебном году в Украине насчитывалось 595 средних специальных учебных заведений, то в 1986/87 учебном году - 733. Контингент учащихся в них увеличился соответственно с 398 тыс. до 805 тыс. Эти заведения готовили специалистов из 370 различных профессий.
Все это обеспечило достаточно высокий образовательный уровень населения Украины. На 1987 г. число людей с высшим и средним (полным и неполным) образованием составило более 28 млн. человек при общей численности населения Украины в 52 млн. человек. Этот уровень образования имели 84% занятого населения.
Но в системе высшего и среднего образования тоже не обошлось без ошибок. Так, согласно закону Верховного Совета СССР об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР родителям разрешалось выбирать язык обучения для своих детей. Быстро растет численность учащихся, которые учились на русском языке. Постепенно украинский язык и литература становятся не обязательными для изучения. Они становились предметами престижными, ненужными для жизни.
В 1965 г. были сделаны некоторые попытки для более активного использования украинского языка в высшем образовании. Министр высшего и среднего специального образования УССР М.Даденков разослал инструктивного письма о языке преподавания в вузах, в котором ставилась задача постепенно перевести вузовское обучение на украинский язык. Предполагалось ввести в вузах, на потоках (курсах) и в академгруппах изучения украинского языка факультативной форме. Всех преподавателей, которые хорошо знали украинский язык, требовалось читать лекции на ней, для других должны быть организованны курсы для ее изучения. Учебники, научные записки вузов и межвузовские сборники должны были выдаваться как на русском, так и украинском языках. Для вузовских работников быть введен сдаче кандидатского минимума по всем специальностям украинском языке.
В то время в восьми университетах Украины студенты-украинские составляли 61%, преподаватели-украинской - 56%, но лекции читали на украинском языке только 34% преподавателей. В Харьковском и Одесском университетах только 10% лекционных курсов велись на украинском языке.
Анализ дальнейших событий свидетельствует, что ни один из пунктов инструкции М.Даденкова не был выполнен, кроме последнего, где было записано, что независимо от языка преподавания в вузе необходимо обеспечивать абитуриентам и студентам равноправное пользование украинском и русском языках на всех видах занятий. На практике это вело к бесспорной преимущества и усиления русского языка в учебном процессе.
Проблемой в те годы оставалась качество подготовки специалистов. В общей своей массе она была низкой, особенно на заочных и вечерних отделениях, хотя количественные показатели росли: в течение 1964-1985 гг с 2,3 млн. до 7,3 млн. чел. Возросло количество специалистов со средним специальным и высшее образование, занятых в народном хозяйстве Украины. В начале 80-х гг стало заметно, что уровень подготовки специалистов в СССР, как и вообще в СССР, значительно отстает от мирового. Время, не следует забывать и того, что несмотря на все негативные явления, советская школа обеспечила всем доступ к знаниям, в исторически короткий срок ввела среднее образование, позволила создать значительный научный и культурный потенциал.
В 60-80-е гг претерпела определенные реформаций и наука Украины. Характерной особенностью ее развития в послевоенный период стало совершенствование научно-исследовательских учреждений путем приближения их к производственной базы. С каждым годом эта сеть росла. Если в начале 1951 г. в республике насчитывалось 462 научные учреждения, где работало более 22 тыс. ученых, то в 1958 г. количество научных учреждений возросло до 487, а количество научных сотрудников в них - до 36,5 тыс.
Главным научным учреждением республики продолжала быть Академия наук УССР. На конец 50-х годов в ее состав входили 36 научно-исследовательских институтов и 19 других научных учреждений. В феврале 1962 г. Академию наук УССР возглавил академик Б.Патон. В составе АН УССР образовывались новые специализированные научные учреждения, отделы и лаборатории, возникали многочисленные подразделения. Большинство из них занималась новыми перспективными направлениями научных исследований (институты полупроводников, радиотехнических проблем, проблем прочности, металлофизики, геофизики, химии, кибернетики, ядерных исследований и др.)..
В 60-70-х гг АН УССР состояла из трех секций, которые объединяли 9 отделов (впоследствии - отделение). В последующие годы были созданы еще три отделения. Основные направления исследований определялись секциями физико-технических и математических наук, химико-технологических и биологических наук и общественных наук. Для улучшения условий для развития региональной науки в 70-80-е гг было создано шесть научных центров - Днеипропетровський, Донецкий, Западный (Львов), Харьковский, Южный (Одесса) и Северо-Западный. В учреждениях АН СССР неуклонно росла численность ученых. Если в 1960 г. их насчитывалось 3,6 тыс., то в 1985 - 15,3 тыс. человек. Число работников с научными степенями выросло за это же время в 5,5 раза.
Это положительно сказалось на эффективности научных разработок. Открытие и разработки, не имеющие аналогов в мире, были осуществлены учеными-математиками. Институт кибернетики, возглавляемый протяжении двух десятилетий академиком В.Глушковым, а затем академиком В.Михалевичем, стал головной организацией в СССР по созданию автоматизированных систем проектирования электронно-вычислительных машин.
Фундаментальные исследования были выполнены в области твердого тела и низких температур, сверхпроводимости, физики полупроводников, радиофизики, теоретической и экспериментальной ядерной физики, физики плазм и керованного термоядерного синтеза, астрономии и радиоастрономии. Заметным вкладом в развитие науки стали исследования украинских ученых в области литейного производства, матераилознавства, физико-химической механики, материалов и сверхтвердых материалов.
Ускорению технологического внедрения перспективных результатов фундаментальных исследований способствовали научно-технические комплексы и инженерные центры, созданные в АН УССР в середине 80-х гг мощными среди них были межотраслевые НТК "Институт электросварки им. Патона "," Институт проблем материаловедения ", НТК" Институт кибернетики им. В.Глушкова "," Институт сверхтвердых материалов "и другие.
В течение 1970-1985 гг более 13 тыс. научных разработок ученых АН УССР был принят в производство. Но большое количество научных достижений, технологий, изобретений и разработок циркулировали только в научной среде, не находя спроса в сфере производства, которое продолжало развиваться не интенсивным, а экстенсивным путем. Исключения составляли только разработки в интересах военно-промышленного комплекса и крупные научные проекты общегосударственного значения.
Были определенные достижения и в области гуманитарных наук. В 1957-1958 гг в Украине начали выходить журналы "Советское право", "Экономика Советской Украины", "Народное творчество и этнография", "Украинский исторический журнал" и др..
В течение 60-80-х годов историками республики было подготовлено и опубликовано много различных монографий, брошюр, а также коллективных трудов. Среди них следует назвать такие многотомные публикации, как "История Украинской ССР", "История городов и сел Украинской ССР", "Советская энциклопедия истории Украины» и др..
Экономистами Украине достаточно основательно анализировались отдельные проблемы экономического развития страны, народонаселения, демографические аспекты воспроизводства трудовых ресурсов, профессиональной ориентации и профотбора.
Не все важные проблемы истории Украины, события и явления общественно-культурного и экономического жизни нашли свое адекватное отражение на страницах названных изданий. Достаточно много проблем истории Украины долгое время были "закрытыми" и почти не освещались в исторических трудах (Иден-политическая борьба в 20-30-х годах, индустриализация, коллективизация, голод в Украине в 1932-1933 гг, государственно-церковные отношения и др..). Под давлением официальной идеологии гуманитарные наук унифицировались, выхолащивались и збиднювалися, теряя вообще свою значимость.
В послевоенные десятилетия новыми достижениями обогатились украинская литература и искусство. Центральными проблемами большинства произведений были проблемы человека и его производственной деятельности, участия народов СССР в Великой Отечественной войне, борьба за мир и др.. Идеи патриотизма ярко выразились в романе Олеся Гончара «Знаменосцы», получивший две Государственные премии СССР, романе Ю.Дольд-Мишу "И один в поле воин", произведениях С.Ковпака "От Путивля до Карпат", Федорова "Подпольный обком действует ", В.Вершигоры" Люди с чистой совестью "и др..
Значительным достижения украинской прозы стал цикл романов Стельмаха - "Большая родня", "Кровь людская - не водица", "Хлеб и соль"; историческая тематика представлена в романах И.Ле "Хмельницкий", П.Панча "Шумела Украина", Н.Рибака "Переяславская Рада" и др..
С 1956 г. начали присуждаться Ленинские премии за выдающиеся работы в области науки, техники, литературы, искусства. Лауреатами этой премии стали Довженко (посмертно) за киносценарий "Поэма о море", Рыльский за сборники "Розы и виноград" и "Далекие небосхили", М.Стельмах по трилогии "Большая родня", "Кровь людская - не водица "и" Хлеб и соль ", Гончар за роман" Тронка ". П.Тычины, О.Гончару, Стельмаха, К.Смоличу и Бажана было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1962 г. были введены республиканские литературно-художественные премии им. Т.Г.Шевченко. Звание лауреатов этой премии были удостоены Гончар, Тычина, В. Сосюра, А. Малышко, Г.Тютюнник, П.Панча, Л. Костенко, А.Головко, Ю.Збанацкого, Загребельный, Павлычко, Ю.Мушкетик и др..
Украинскому читателю были возвращены произведения таких писателей, как В.Блакитний, Винниченко, Драй-Хмара, М.Зеров, Кулиш, М. Хвылевой, Чумак и др..
Пришли в литературу и прочно утвердились в нашем культурном настоящем И.Драч, Д. Павлычко, Б.Олийнык, Стус, Руденко, Симоненко и др..
Выдающимся явлением украинского кино стало творчество режиссеров С.Параджанова ("Тени забытых предков"), Ю. Ильенко ("Белая птица с черной отметиной"), Л.Быкова ("В бой идут одни старики", "Аты-баты шли солдаты" ), Л.Осикы ("Тревожный месяц вересень") и др.. Большая заслуга в подъеме качества украинских фильмов принадлежит таким актерам, как А. Роговцева, В.Заклунна, К.Степанков, М.Олялин, Б.Ступка, Б. Брундуков и др..
Развитие театрального искусства в Украине в 70-80-е гг тесно связан с именами таких режиссеров, как С.Смиян, А.Скибенко, В.Афанасьев и др.. Высокохудожественные образы создавали на сцене выдающиеся ее мастера - Н.Ужвий, Д.Гнатюк, А.Соловьяненко, А.Мокренко, М.Кондратюк, Е.Мирошниченко и др..
В разные годы выпадал пик творческих достижений таких художников, как скульптора и живописца И. Гончара, художников М.Божия, В.Касияна, Яблонской, А. Горская, И.Кулика, В.Мельниченко, композиторов П.Майбороды, О. Билаша, И.Шамо, Ивасюка и др.. Песни молодого композитора из Буковины Ивасюка «Я пойду в далекие горы", "Червона рута", "Водограй" знали и пели не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Широкой популярностью пользовались исполнители массовой эстрадной песни Ротару, В.Зинкевич, Н.Яремчука.
Таким образом, несмотря на трудности и сложности, культурное строительство в Украине в этот период имело определенные достижения. В республике росла численность своей научной и художественной интеллигенции, появились новые научные центры, университеты и институты, росла широкая сеть народного образования, получили развитие театр, музыка, кинематография, живопись и др..
Заканчивая изложение этой лекции можно сделать следующие выводы. Главным содержанием внутренней политики советского государства во второй половине 50-х - середине 80-х гг были поиски путей поступательного продвижения вперед, неоднократные попытки сломать устоявшиеся в 30-40-х гг командно-бюрократические методы руководства обществом и экономикой страны, что дало некоторые положительные результаты. Но в целом программы практических действий, направленных на слом командно-бюрократической системы, не было создано. Вместо коренных преобразований экономических отношений, принципиального пересмотра основ научно-технической политики руководство КПСС и СССР проводило лишь разнообразные реорганизации аппарата управления народным хозяйством, которые оставляли политическую систему неприкосновенной. Оно блокировало попытки проведения реформ и свело их на нет.
Ни одна из изменений не было настолько глубоким, чтобы можно было говорить о качественных сдвигах в положении советского общества. Главные общественные противоречия не только оставались нерешенными, но даже обострились. Это был период сложный, напряженный, полный контрастов, противоречий и деформаций.
54.
Основные идеи: Радикальная европеизация России при Петре I, внедрение западного образа жизни и культурных ценностей, повлекшие за собой трансформацию древнерусских педагогических традиций. Была создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий.
В середине XVIII века сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу.
Мыслителями XVIII века высказан ряд идей о воспитании и обучении человека - гражданина своего Отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX века.
Школьная реформа Екатерины II (1782-1786) - назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.
Основные события и факты
1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономические и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству.
1698 - открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. С 1721 г. вышел указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т. к. преподавание велось на русском языке.
1701 - открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил школой ученый математик, астроном Яков Вилимович Брюс (1670-1735). Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников.
1701 - открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий.
1703 - открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже.
1706 - открытие Новгородской архиерейской школы. Создана братьями Лихудами, которые работали затем в ней учителями.Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в которых работали выпускники Новгородской архиерейской школы.
1707 - открытие в Москве хирургической школы при военном госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение велось преимущественно на латыни. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.
1714 -указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях.
1716 - открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе первоначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе, а воспитанники Московской школы навигационных и математических наук — доменному, кузнечному, якорному делу.
1721 - открытие школы для подготовки канцелярских служащих.
56.