Формы обучения и формы организации учебной деятельности. История их возникновения и развития

Под формами обучения понимаются способы организации совместной деятельности учителя и учащихся по овладению программным материалом, протекающие в особом режиме с определенным количеством учащихся. Классификация форм обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. Делятся на индивидуальные, групповые и коллективные; классные и внеклассные; школьные и внешкольные. В истории педагогики существовали различные формы обучения. Еще в первобытном обществе оформилась система инди­видуального обучения и воспитания как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. Эта форма использо­валась в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах применялась вплоть до начала XVIII столетия. Учащиеся индивидуально занимались в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, когда ученик самостоятельно изу­чал материал учебника. Доминировала в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества. Начиная с XVI века уступает место ин­дивидуально-групповой форме организации учебного процесса. Учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал 10-15 детей разного возраста, уровень подготовки которых был различным. Он по­очередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, также в отдельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуальные задания. Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая форма организации обучения уже в конце XVI- начале XVII веков не удовлетворяла потребности общества в образовании подрастаю­щих поколений. Родилась концепция классно-урочной системы обучения, научно обоснованной в XVII веке Я. А. Коменским. Впервые она была применена в школах Украины и Белоруссии в XVI в. Учение развивалось К. Д. Ушинским. В настоящее время эта система обучения являет­ся преобладающей в школах мира. Попытки модернизировать классно-урочную сис­тему: Белл-ланкастерская система (А. Белл и учитель Дж. Ланкастер конец XVIII-начало XIX вв) была одновременно применена в Индии и Англии. Эта система охватывала одновременно 600 и еще более обучаю­щихся. Старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в итоге позволяло при малом количест­ве учителей осуществлять массовое обучение детей. Но само ка­чество обучения оставалось крайне низким и поэтому система не получила широкого распространения. В конце XIX века появились так называемые формы избирательного обучения - батавская система в США и маннгеймская в Запад­ной Европе. Батавская время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллектив­ную работу с классом, а вторая - на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые в таких занятиях нуждались. С успе­вающими учениками работал сам учитель, с отстающими— его помощник. Маннгеймская (Маннгейм - город, где впервые применена): при сохранении классно-урочной системы обучения, учащие­ся в зависимости от их способностей, распределялись по классам на сильных, средних и слабых. В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения (лабораторная, система мастерских) (Елена Паркхерст в г. Дальтон). Традицион­ные занятия отменялись, учащиеся получали письменные задания, и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Учащиеся снабжались учебными пособиями, инструкциями. Единого расписания не было. Коллек­тивная работа велась один час в день, остальное время учащиеся проводили в предметных мастерских и лабораториях, где занима­лись индивидуально. В 20-е гг. в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы, которая вытеснила урок. Задания по изучению курса или темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабо­раториях и с консультациями учителя, отчитывались коллектив­но. Задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные присутствовали при этом. Отмет­ки выставлялись одинаковые всем членам бригады. В 1932 г. обучение по этой системе в СССР прекратилось. План Трампа (50-60-е гг. проф. Ллойд Трамп): Сочетание занятий в больших аудиториях (100 -150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индиви­дуальную работу учащихся. Классы при этой системе отме­нялись, состав малых групп был непостоянный. В настоящее время ведутся интенсивные поиски модерни­зации организационных форм обучения. Однако основной формой обучения по-прежнему остается урок. Он органично дополняется другими формами организации обучения. Часть из них развивалась в рамках классно-урочной системы обучения (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия, факультативы), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (школьные лекции, семинары, зачеты, экзамены, практикумы).

Наши рекомендации