Семинар 5. Проблемы деятельности воспитателя (классного руководителя)
Семинар 1. Содержание воспитания
Содержание, формы и методы эстетического воспитания.
Сформулировать задачи, определить содержание эстетического воспитания.
Определить взаимосвязь эстетического, нравственного, физического и других видов воспитания в развитии личности. Показать возможности видов эстетической деятельности в гармонизации личности.
Найти в литературе примеры организации эстетической деятельности детей (проанализировать используемые формы, методы).
Подготовить фрагмент дела с использованием средств эстетической деятельности.
Литература:
1) Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание// Новое педагогическое мышление. М.,1989.
2) Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы// Новое педагогическое мышление. М.,1989.
3) Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М.,1987.
4) Неменский Б.М. Культура – Искусство – Образование. М.,1993.
5) Прасолова Е.Л. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе). М.,1987.
Содержание, формы и методы экологического воспитания.
Сформулировать задачи, определить содержание экологического воспитания школьников.
Определить взаимосвязь экологического, нравственного, эстетического воспитания.
Найти в литературе примеры организации экологического воспитания (проанализировать используемые методы, формы, средства).
Разработать проект экологического воспитания детей.
Литература:
1) Букин В.К., Малышевский А.Ф. Человек в мире и мир человека. Проблемы экологического воспитания в школе. М.,1992.
2) Шебек Ф. Вариации на тему одной планеты. Будапешт,1992.
3) Соколов А.Б. У истоков планетарного мышления. Мн.,1996.
Содержание, формы и методы физического воспитания.
Сформулировать задачи, определить содержание, формы и методы физического воспитания детей. Найти в литературе примеры организации физического воспитания детей.
Определить условия эффективности физического воспитания детей.
Разработать проект физического воспитания детей в педагогической системе (школе, детском саду, др.)
Литература:
1) Герасимова Г.Н. Физическая культура в жизни молодежи// Педагогика.1990. №3.
2) Лакалова Н.П. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога// Вопросы психологии. 1989. №3.
3) Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М.,1989.
4) Крупенина Д.С. Как сформировать у подростка потребность в здоровом образе жизни: практические рекомендации педагогам и родителям. Воронеж, 1998.
Содержание, формы и методы трудового воспитания.
Сформулировать задачи, определить содержание, формы и методы трудового воспитания детей.
Найти в литературе примеры организации трудового воспитания.
Определить условия эффективности трудового воспитания ребенка в семье и в школе.
Разработать «методическую копилку» по трудовому воспитанию в школе, детском саду.
Литература:
1) Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. Мн.,1988.
2) Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М.,1987.
3) Сухомлинский Ш.А. Павлышская средняя школа// Избр.пед.соч.:В 3 т.Т.2.
4) Ганин В.А. Школа семейного воспитания. М.,1999.
Содержание, формы и методы полового воспитания.
Используя литературу, охарактеризовать особенности развития половых чувств у детей в разных возрастных периодах.
Сформулировать задачи, определить содержание, формы и методы полового воспитания детей.
Найти в литературе ситуации, отражающие различные воспитательные позиции педагога к проблемам развития половых чувств детей. Определить наиболее успешные модели педагогической позиции в проблемных ситуациях.
Литература:
1) Блонский П.П. Очерки детской сексуальности// Блонский П.П. Избр. Педаг.и психол. Соч: В 2-х т.т. М.,1979, Т.1.
2) Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996.
3) Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
4) Кле М. Психология подростка (Психосексуальное развитие): Пер. с фр. М.,1991.
5) Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.,1986.
Семинар 2. Психолого-педагогические механизмы, лежащие в основе становления и воспитания субъекта
1. Описать психолого-педагогические механизмы, лежащие в основе становления и воспитания субъекта,дать характеристику и привести примеры.
2. Механизм идентификации. Подражание. Использование механизма идентификации в процессе социализации ребенка.
3. Механизм драматизации. Конденсация переживаний. Использование драматизации в педагогическом процессе.
4. Механизм сублимации. Проблемы развития и творчества.
Литература:
Драгунский. Где это видано, где это слыхано. //Денискины рассказы.
Бредбери Р. Знали, чего хотят. //Тени грядущего зла: Роман, рассказы /Пер. с англ. - СПб.: Северо-Запад, 1992.-608 с.
Выготский Л.С. Понятие о сублимации. Психологические предпосылки совместного воспитания.//Педагогическая психология. - М.,1992.
Семинар 5. Проблемы деятельности воспитателя (классного руководителя).
Подготовить историческую справку об институте классного руководителя.
Дать обобщенный анализ системы деятельности классного воспитателя (цель, содержание, система отношений, эффективность.
Опираясь на литературу и школьный опыт, дать сравнительную оценку деятельности классных руководителей.
Подготовить тезисы для дискуссии по проблеме места и роли воспитателя (классного руководителя) в педагогической системе.
Литература:
1) Иванов А.В. Исторический очерк по становлению и развитию института классного руководства в России// Вестник образования, 1992. №1.
2) Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М.,1992.
3) Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.,1986.
4) Поляков С.Д. Школа: поиск в пути: Из опыта работы. М.,1989.
5) Шмаков С.А. Уроки детского досуга. В помощь педагогу –экспериментатору, классному руководителю. М.,1992.
Семинар 6. Методы воспитания
Задание:
1. Раскрыть сущность одного из методов воспитания: убеждения, упражнения, игры, стимулирования и коррекции (направленность метода, формы проявления, приемы реализации, издержки, педагогические ситуации).
2. Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике. Критерии выбора методов обучения: соответствие целям и задачам обучения, содержанию учебного материала, возрастным особенностям и индивидуальным различиям школьников
3. Сущность и содержание основных методов обучения.
Литература:
Харламов И.Ф. Педагогика. - М, 1990. стр. 318-340
Макаренко А.С. Методика воспитательной работы //Лед. соч.: В. 8 т. - М., 1984, Т.1. стр.177-330