Модуль №1. Основы общей психологии и психологии личности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
УТВЕРЖДАЮ
Зам.руководителя ВИТИ НИЯУ МИФИ
______________________А.Г.Федотов
«___»_________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология и педагогика»
Специальности подготовки:
140404.65 Атомные электрические станции и установки 140204.65 Электрические станции 140101.65 Тепловые электрические станции 140502.65 Котло-и реакторостроение 280202.65 Инженерная защита окружающей среды 080502.65 Экономика и управление на предприятии (машиностроение и металлообработка) |
Квалификация выпускника:инженер
Экономист-менеджер
Форма обучения: очная
г. Волгодонск, 2012г.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 кредита, 90 часов
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
семинары | ||
Самостоятельная работа | ||
Форма отчетности | Зачет | |
Курс: 3 | ||
Семестр: 5 |
Индекс дисциплины в рабочем учебном плане: ГСЭ.Ф.07
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины» № 5 ВИТИ НИЯУ МИФИ «___» __________ 201___ г., протокол № ___ и рекомендована для подготовки по специальностям
140404.65 Атомные электрические станции и установки
140204.65 Электрические станции
140101.65 Тепловые электрические станции
140502.65 Котло-и реакторостроение
280202.65 Инженерная защита окружающей среды
на 20___/____ учебный год.
Заведующий кафедрой № 5 В.А. Руденко
Рабочая программа согласована с выпускающими кафедрами
«Атомные электрические станции» №1 ВИТИ НИЯУ МИФИ
«___»_______________2012г. Протокол №____
Заведующий кафедрой №1 ____________________ И.А. Якубенко
«Теплоэнергетическое оборудование» № 2 ВИТИ НИЯУ МИФИ
«___»_______________2012г. Протокол №____
Заведующий кафедрой №1 ____________________ В.Г. Бекетов
«Инженерная экология» №4 ВИТИ НИЯУ МИФИ
«___»_______________2012г. Протокол №____
Заведующий кафедрой №1 ____________________ И.А. Бубликова
на 2012___/2013____ учебный год.
Учебная дисциплина обеспечена основной литературой
Зав. библиотекой ВИТИ НИЯУ МИФИ З.М. Литвинова
Цели И ЗАДАЧИ освоения УЧЕБНОЙ дисциплины
Цель курса – освоение студентами компетенций в области психолого-педагогического знания, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности
Задачи курса:
1. Рассмотрение особенностей психологии и педагогики как областей научного знания;
2. Формирование общего понимание психологических механизмов познания, психологических особенностей развития личности и механизмов формирования социального взаимодействия и общения в коллективе;
3. На основе овладение теоретическими знаниями основ педагогики, расширение представлений о социокультурных функциях образования и аспектах саморазвития личности;
4. Освоение системного подхода к анализу профессиональных проблемных ситуаций в общении и взаимодействии с другими людьми, принятии решений, рефлексии и развитии деятельности;
Место УЧЕБНОЙ дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Психология и педагогика» включена в раздел ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов всех факультетов и специальностей). Содержание данной учебной дисциплины тесно связано с дисциплинами «Философия» и «Культурология».
Компетенции СТУДЕНТА, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
1) знать:
основные категории и понятия психологической и педагогической наук;
предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;
основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций;
объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности;
природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;
методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;
методы психической регуляции эмоций и поведения;
способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
2) уметь:
проектировать собственное саморазвитие;
анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;
использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;
использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;
самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.
3) владеть:
навыками первичной диагностики психологических свойств и состояний личности;
элементами саморефлексии в жизни и профессиональной деятельности.
4.Структура и содержание УЧЕБНОЙ дисциплины
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Недели | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Текущий контроль успеваемости (неделя, форма) | Аттестация раздела (неделя, форма) | Максимальный балл за раздел | ||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 семестр | ||||||||
Модуль №1. Основы общей психологии и психологии личности | ||||||||
1.1 | Психология как наука. Предмет, объект и структура психологии | |||||||
1.2 | Методы психологического исследования | |||||||
1.3 | Психика и организм. Биологические основы психики. | КВЗ, Оп, Т | ||||||
1.4 | Сенсорно-перцептивные и интегративные психические познавательные процессы | |||||||
1.5 | Высшие познавательные процессы. | КВЗ, П, Т,ПД | ||||||
1.6 | Эмоционально-волевая сфера личности | |||||||
1.7 | Психология личности | КВЗ, П, Т,ПД | ||||||
1.8 | Психология малых групп | КВЗ, П, Т | ||||||
Итого по модулю №1 | ||||||||
Модуль №2. Общие основы педагогики | ||||||||
2.1 | Педагогика как наука: объект, предмет, функции, основные категории и методы | |||||||
2.2 | Воспитание в педагогическом процессе | КВЗ, Оп, Т, Крос | ||||||
2.3 | Образование как общественное явление и педагогический процесс | |||||||
2.4 | Формы, методы и технологии организации учебной деятельности | КВЗ, П, Т | ||||||
2.5 | Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности | КВЗ, Оп, Т | ||||||
2.6 | Образовательные системы. Управление образовательными системами | |||||||
Итого по модулю № 2 | ||||||||
Модуль №3. Введение в инженерную психологию | ||||||||
3.1 | Предмет и основные понятия инженерной психологии | |||||||
3.2 | Психологические характеристики человека-оператора | КВЗ, Оп, П | ||||||
3.3 | Психические состояния в профессиональной деятельности человека | КВЗ, ПД, КР | ||||||
Итого по модулю № 3 | ||||||||
Всего по дисциплине | ||||||||
Зачет | ||||||||
Итого за 5 семестр |
Т- тест,
КР- контрольная работа,
П- защита презентаций,
КВЗ- контроль выполнения заданий,
ПД - понятийный диктант,
Оп - опрос,
Крос- Кроссворд
Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах
Модуль №1. Основы общей психологии и психологии личности
Цель модуля: На основе изучение общих теоретических основ психологии формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторах успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями
Задачи модуля:
· Понимание природы психики, основных механизмов ее развития
· Освоение методов психологического изучения личности и коллектива;
· Овладения методами психической регуляции эмоций и поведения;
· Развитие практических навыков и умений самостоятельно принимать решения в сложных межличностных отношениях;
· Формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с литературой по психологии.