Методология и методы педагогических исследований
Методология включает в себя:
· Систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности
· Учение (наука) о методе познания
· Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке
Уровни методологических знаний:
· Философский
· Общенаучный
· Конкретнонаучный
· Технологический
Педагогический процесс характеризуется неповторимостью и неоднозначностью.
Эксперимент в «чистом» виде в педагогике невозможен. Выводы в обобщенном и усредненном виде. Количество экспериментов и участников.
Закономерность – регулярно повторяющиеся взаимосвязи между явлениями, но сама взаимосвязь до конца не изучена.
Закон – строго зафиксированная закономерность.
Законы и закономерности максимально уплотняют знания и сокращают объем информации.
Практические (эмпирические) методы исследования:
1.Наблюдение
2.Беседа
3.Анкетирование
4.Тестирование
5.Эксперимент
Педагогическое тестирование (от англ. – «задача, испытание») – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, позволяющее измерить изучаемые характеристики.
Тесты (уровень обучаемости):
· Итоговые (после изучения крупного раздела программы; большое кол-во вопросов)
· Задания тестового характера (используются для текущего контроля; 5-10 вопросов)
Виды тестов:
· Конкретные ответы (Где? Когда? Кто?)
· Заполнить пропуски
· Выбрать варианты ответов
Анкетирование – средство массового сбора материала.
Анкета – опрос в письменной форме.
Анкетирование:
· Открытое (самостоятельные ответы)
· Зарытое (из предложенных ответов)
o Именное
o Анонимное
Теоретические методы:
1.Анализ и синтез
2.Индукция и дедукция
3.Сравнение
4.Обобщение
5.Абстрагирование
6.Конкретизация
7.Моделирование
Анализ – осмысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение определенных признаков и качеств явления.
Синтез – мысленное соединение признаков, свойств, явлений в смысловое целое.
Индукция, дедукция – логические методы исследования.
Индукция – движение мысли от частного к общему.
Дедукция – от общего к частному.
Сравнение – установление сходств и различий между рассматриваемыми явлениями.
Обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт.
Абстрагирование (абстракция) – мысленное отвлечение каких-либо признаков предмета от других признаков и свойств.
Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций.
Моделирование (модель – копия исследуемого предмета, явления) – исследование процессов или явлений при помощи реальных или идеальных моделей.
Традиционно-педагогические метода исследование:
1.Наблюдение
2.Беседа
3.Изучение документации
4.Изучение продуктов ученического творчества
5.Изучение опыта
1. Наблюдение как метод исследования формируется при следующих условиях:
1. Выдвигается цель
2. Ставится задача
3. Определяется объект
4. Фиксируется информация
5. Делаются выводы
Достоинства:
· Достаточно прост в применении
· Может использовать начинающий педагог
Недостатки:
· Не вскрывает внутренние проблемы
· Может носить субъективный характер
· Не всегда является основанием для достоверной информации
2. Беседа становится методом при следующих характеристиках:
1. Цель
2. Задача
3. Объект
4. Тема и круг вопросов
5. Выводы
Достоинства:
· Вскрывает внутренние проблемы
· Достаточно прост в применении
· Может использовать начинающий педагог
Недостатки:
· Не всегда достоверная информация
· Не всегда может быть использована
· Может носить субъективный характер
Рекомендации:
· Необходимо изучить круг интересов собеседника
· Заранее подготовить вопросы
· Определить тему
3. Изучение документации: школьных журналов; протоколов советов, собраний, заседаний; личные дела; характеристики учеников и др.
4. Изучение продуктов ученического творчества: домашних работ; поделок; сочинений; рефератов; аудио- и видеозаписей.
5. Изучение опытарассматривается
· В широком смысле – весь педагогический опыт, который накопило человечество во всех исторических взаимосвязях, который можно применить на практике;
· В узком – передовой опыта современников.
Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт.
Включает в себя: цели, задачи, решает выдвинутые проблемы.
Есть гипотеза – предположение, которая подвергается опытной проверке.
Этапы:
· Констатирующий эксперимент – изучаются существующие педагогические явления.
· Проверочный (уточняющий) – уточняется и проверяется гипотеза.
· Формирующий эксперимент – фиксируются новые педагогические явления.
Результат педагогического эксперимента – оформленные выводы и рекомендации.
Обязательное требование – не навредить.
Эксперименты
Естественные Лабораторные
(без нарушения учебно-воспитательного процесса) (в специально оборудованном помещении)
37. Традиционно-педагогические методы исследования. Педагогический эксперимент.(36!)
38. Современное содержание образовательного стандарта. ФГОС общего образования.
39. Факторы и общие закономерности развития личности.(40!)
40. Акселерация. Возрастные особенности развития личности.(см. в. 41-41)
Акселерация (от лат. – «ускорение») – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Биологи – физиологическое созревание, психологи – развитие психических функций, педагоги – духовное развитие.
Результат – физиологическое созревание опережает темпы умственного, психического и социального развития.
Физиологическое развитие завершается у д. к 13-15, у м. – 14-16.
Причины акселерации:
+ Улучшение материальных условий
+ Повышение качества питания
+ Улучшение качества медицинского обслуживания
+ Улучшение ухода за детьми
- Увеличение радиоактивного загрязнения среды
- Уменьшение количества кислорода
-
Закономерности развития человека:
· Физическое
1) В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, развитие замедляется
2) Физически ребенок развивается неравномерно (в 1 период быстрее, в др. медленнее)
3) Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе (человеческое тело развивается неравномерно, непропорционально)
· Духовное
1) Между возрастом человека и темпом духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость (возраст < темп)
2) Духовное развитие протекает неравномерно
3) Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической Д и духовных качеств (такие периоды – сензитивные)
4) По мере развития психики и духового качества приобретается устойчивость и постоянство, сохраняя при это критичность
На пластичности НС основано воспитание.
41. Особенности развития младшего школьника:
1) Смена основного вида деятельности (игровая => учебная)
2) В биологии – замедление роста, заметное увеличение веса, скелет подвергается окостенению, интенсивное развитие мышечной системы, интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга (вес~1400 = взрослого человека)
3) Быстро развивается психика, повышается точность работы органов чувств (чувствительность к цвету увеличивается на 45%), суставно-мускульные ощущения увеличиваются на 50%, зрительные – на 80%
4) Восприятие характеризуется неустойчивостью и неорагизованностью, но в то же время отличается любознательностью (6 и 9, Ъ и Ь)
5) Внимание непроизвольно, неустойчиво, ограничено по объему
6) Мышление эмоционально-образное; развивается во взаимосвязи с речью
7) Хорошая память (наглядно-образный характер)
8) Качества: внушаемость, доверчивость, податливость
42. Особенности развития подростка (5-9 класс):
1. В биологическом развитии:
· Усиленный рост тела в длину (м.: 15 лет+~25см)
· Продолжается процесс окостенения скелета; кости приобретают упругость; возрастает сила мышц
· Развитие внутренних органов неравномерно
· Легочный аппарат развивается достаточно быстро, дыхание учащенное
· Неравномерное физическое развитие ребенка оказывает влияние на его поведение (часто изменяется жестикуляция, движения порывисты, плохо скоординированы)
· Половое созревание (д. – с 11лет; м. – с 12-13)
· Продолжается развитие НС
2. Восприятие целенаправленное, планомерное, организованное
3. Внимание избирательное (только интересное), проявляет интерес к необычному, яркому => непроизвольное переключение внимания
4. Мышление становится более систематизированным, последовательным; способность к абстрактному мышлению; критичность мышления
5. Не опирается слепо на авторитет учителя/учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и раздражениям
6. В речи – логическое обоснование, доказывает рассуждения точными определениями; речь образна и выразительна
7. Интенсивное нравственное формирование личности
8. Чувства проявляются бурно, особенно гнев
9. Упрямство, эгоизм, замкнутость уход в себя
10. М. выбирают кумирами сильных, смелых и мужественных людей
11. Благоприятными условиями для формирования подростка являются свободный выбор коллектива, занятий по интересам и учебного заведения
43. Особенности развития старшего школьного возраста:
1. Завершается физическое развитие человека, заканчивается рост, увеличивается мышечная сила
2. Ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам
3. Период формирования мировоззрения
4. Восприятие целенаправленное
5. Внимание произвольное, устойчивое
6. Память логическая
7. Мышление абстрактное, приобретает теоретическую и критическую направленность
8. Расцвет умственной деятельности
9. Стремление проникнуть в сущность явлений
10. Уважают и ценят интеллектуальные качества
11. Находчивость и умение быстро ориентироваться
12. Стремление выразить свою индивидуальность
13. Важен коллектив
14. Авторитет – образованные и успешные люди
15. Значим личный опыт, свой взгляд на окружающую действительность, поступки и дела