Форма проведения-ПР (4 ч.). План: Межличностные отношения , его сущность
План:
- Межличностные отношения , его сущность.
- Особенности формирования межличностных отношений у детей и подростов с нарушениями зрения со взрослыми и сверстниками.
- Роль семьи в развитии личности и в формировании межличностных отношений у детей и подростков с нарушениями зрения.
Вопросы для коллективного обсуждения:
- Какие факторы влияют на особенности становления межличностных отношений у детей и подростков с нарушениями зрения?
- Охарактеризуйте особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей и подростков с нарушенным зрением.
- Раскройте влияние этих взаимоотношений на личностное развитие детей и подростков.
- Раскройте особенности взаимоотношений детей и подростков с нарушенным зрением со сверстниками.
- Перечислите методы, с помощью которых можно исследовать межличностные отношения у детей и подростков с нарушениями зрения.
Задания для самостоятельной работы:
1.Студенты знакомятся с видеозаданием №1, анализируют особенности общения родителей с ребенком с нарушенным зрением, оформляют вывод относительно выявленных особенностей, делают предположения о причинах выявленных особенностей.
Литература:
Основная:
1. Григорьева, Г.В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения//Дефектология. – 2001. - №2.
2. Зальцман, Л.М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения [Текст]/ Л. М. Зальцман //Дефектология. – 2002.
3.Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст]/ Л. И. Солнцева – М. – 2000.
4.Заречнова Е.А. Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха, и их роль в формировании умения общаться// Дефектология.- 2010.-№ 2.-С. 40-46.
Дополнительная:
1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб. – 2006.
2. Машкова, Т. Н. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения //Дефектология. – 2001. - №5.
3. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб, 2005.
4.Голоскокова Л.И. Обучение слепого ребенка в общеобразовательной школе// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2012.-№5.
5. Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств//Дефектология.- 2009.-№ 5.
13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Основнаялитература.
- Быков А.А. Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших) : методическое пособие/ Под ред. С. Н. Ваньшина, О. В. Сергеевой. – М., 2004.
- Вайполина О.М. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь.-М., 2006.
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии. – СПб., 2003.
- Гилилов Е.И., Никулина Г.В. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспективный анализ, состояние, тенденции: учебное пособие– СПб, 2001
- Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями//Дефектология.- 2012.-№ 5.
- Ермолович, З. Г. Тифлопсихология: чувственное отражение мира в условиях визуальной депривации: учебно-методическое пособие. – Минск, 2004.
- Зальцман Л.М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения// Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения// Сборник статей/ под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 2003.
- Заречнова Е.А. Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха, и их роль в формировании умения общаться// Дефектология.- 2010.-№ 5.
- Исмаилова И.С. особенности составления устных рассказов по сюжетной картине детьми с нарушениями зрения и интеллекта//Дефектология.- 2009.- № 2.- С.40-47.
- Каплан А.И. Причины детской слепоты// Дети с ограниченными воз-можностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и вос-питании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специаль-ная психология»/ сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калининова. – М., 2001
- Кисова В.В.Ю Конева И.А. Практикум по специальной психологии.- СПб, 2010.
- Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
- Лебединский В.И. Нарушения психического развития у детей.- СПб, 2006.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М, 2008.
- Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих – СПб., 2006.
- Лубовский В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей// Логопатопсихология/ Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н.Шаховской.- М., 2010.
- Маммаев Дж. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб, 2013.
- Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения в условиях образовательного и реабилитационного процесса.– СПб, 2004.
- Пятакова Н.П. Социальная адаптация слепых и слабовидящих людей в современном обществе. Дисс. … канд. философских наук.- Ростов-на-Дону, 2010.
- Саенко Ю.В. Специальная психология.- М., 2006.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.- М., 2008.
- Солнцева Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. Практическое пособие. – М., 2004.
- Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология).- М.: Классика стиль, 2006.
- Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства.– М., 2000.
- Тупоногов, Б. К. Теоретические основы тифлопедагогики– М., 2001.
- Усанова О. Специальная психология. Учебное пособие.-СПб, 2006.
- Усанова О.Н. Общие и специальные закономерности аномального развития// Логопатопсихология/ Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н.Шаховской.- М., 2010.
- Усанова О.Н. Психологическое изучение детей с аномалиями развития// Логопатопсихология/ Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н.Шаховской.- М., 2010.
- Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [– СПб, 2005.
- Фильчикова, Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие. – М., 2004.
- Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие.-М., 2005.
- Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для студентов.- СПб, 2013.
Дополнительная литература.
- Александрова Н.А. Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями// Дефектология.-2007.-№ 4.- С.10-17.
- Голоскокова Л.И. Обучение слепого ребенка в общеобразовательной школе// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2012.-№5.
- Гончаров О.А. Перспективные построения при нарушениях в развитии сенсорных, двигательных и речевых функций//Дефектология.-2007.-№ 4.- С.10-17.
- Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения.– Уфа, 2004.
- Денискина, В.З. Бенедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида: методическое пособие/ В.З. Денискина, М.В. Бенедиктова– М., 2007.
- Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения// Медицина, психология, педагогика: пособие для учителя/ под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2002.
- Земцова М.И. Естественнонаучная основа теории компенсации слепоты в свете учения И.П. Павлова/ // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калининова. – М., 2001.
- Зрительнеы функции и их коррекция у детей/ Под ред. С.Э.Аветисова и др.- М.: Медицины, 2005.
- Зыкова Т.С. Влияние интегрированного подхода на результаты обучения и развития глухих школьников//Дефектология.- 2009.-№ 4.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Методическое пособие – М., 2011.
- Князев Е. Воспитание: аспект депривации// Дошкольное воспитание.- 2012.-№ 7.
- Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М., 2004.
- Короткова А.В. Особенности психического развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушения зрения// Дефектология.- 2012.-№ 5.
- Лазарева О. Об успешной инклюзии детей// Дошкольное воспитание.- 2012.-№ 9.
- Малофеев Н.Н. Особый ребенок - обычное детство//Дефектология.- 2010.-№ 6.
- Некрепина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология.-М., 2010.
- Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб, 2003.
- Никулина Г.В. Развитие зрительного восприятия: учебное пособие/ Под ред. Г.В. Никулиной. – СПб, 2003.
- Обучение письму и чтению по рельефно-точечной системе Л.Брайля/ Под ред. Г.В. Никулиной. – СПб, 2006.
- Ольхина Е.А. Психология эмоционально-личностного развития подростков с нарушенным зрением. – М., 2007.
- Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении/ Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 2001
- Селиверстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика.- М., 2010.
- Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств//Дефектология.- 2009.-№ 5.
- Солнцева, Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии// Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/ Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М., 2001.
- Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция– М., 2004.