Пример оформления пункта 1.2
Особенности восприятия детьми 5 лет народных культур людей других национальностей
Анализ методического пособия «Дошкольная педагогика» (С.А. Козлова, М.Ф. Кулешова) приводит авторов исследования к выводу о том, что сложность решения проблемы интернационально-патриотического воспитания дошкольников связана с возрастом детей - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, искусства. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.
Педагоги и психологи, изучающие особенности воспитания дошкольников, утверждают, что детям доступны патриотические чувства, хотя выражаются они, прежде всего, в любви к матери, к семье, к семейным традициям, к родному городу, к родному народу [13].
Великий русский ученый К.Д. Ушинский выдвигал мысль о необходимости народности в воспитании детей. Он утверждал, что народность – могучее средство умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Народная культура - это первый шаг ребенка к культуре общечеловеческой. Игнорировать элементы народной культуры в жизни и в детском саду - это, по мнению Ушинского: «…не значит воспитывать душу, а скорее разрушать ее … это не образование, а дикость, вандализм, потому что только вандалом свойственно не иметь истории, разрушать ее памятники, истреблять все, и не создать ничего» [13; 85].
Базовым этапом в формировании у детей людей к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения [14].
Отношение ребенка к человеку другой национальности начинает формироваться примерно с 4 лет. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и условие воспитания дошкольников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно, благодаря многонациональному составу детей дошкольного возраста в дошкольных организациях [7].
Проблемой взаимоотношений людей разных национальностей занимается новая отрасль психологии - этнопсихология. Она изучает факты, закономерности и механизмы проявления психической типологии, ценностных ориентации и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами.
Один из элементов формирования национального самосознания - обряд инициации (у девочек и мальчиков). Инициация, исчезая из родовой практики под влиянием изменяющейся картины этноса, обретает новую жизнь в форме предрассудков, мифов или волшебных сказок.
Национальная культура отражает конкретные особенности групп людей, живущих достаточно продолжительное время на одной и той же территории и имеющих родство. Родная культура входит в сознание человека так, как гены его отца и матери в его тело. Только глубоко проникнув в какую-то культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие. Ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно.
Ценность этнических и эстетических идеалов очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знаний, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры [19].
Общение детей происходит в разнообразной деятельности: и в быту, в игре, учебной, трудовой деятельности. Объединение ребят в процессе деятельности на основе общности интересов, взаимных симпатий является основным педагогическим условием успешного формирования детских взаимоотношений [14].
Педагог А.Д. Жариков в книге «Растите детей патриотами» отмечает, что интернационально – патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста [9].
Таким образом, авторы исследования делают вывод: общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и условие воспитания дошкольников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно, благодаря многонациональному составу детей дошкольного возраста в дошкольных организациях.
Приложение 6
Пример оформления пункта 1.3.
Содержание, формы и методы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа
Авторы исследования изучили методическую литературу по вопросу нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; развитие интереса к башкирской культуре; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства; развитие чувства ответственности, гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям [16].
Педагоги – методисты (Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Козлова С.А., Алешина Н.В., Гасанова Р.Х., Рыбалова И., Соболева И., Разумихина Г., Атемаскина Ю., Зацепина М., Иванова Т.В. и др.) указывают на то, что эти задачи должны решаться во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь - в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Быть патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.
Авторы исследования познакомились с Программой-руководством по работе с детьми старшего дошкольного возраста (автор Р.Л. Агишева) «Я - Башкортостанец», в которой раскрыты: содержание, показатели развития дошкольников к концу года, общие организационно- методические рекомендации по реализации программы, примерный тематический план и др. Из этой программы авторы исследования планируют включить в свою практическую работу с детьми: вопросы и задания для обследования; этапы ознакомления с национальным костюмом; познавательные сведения из истории башкир [40].
Интерес авторов исследования вызвали методические рекомендации Р.Х. Гасановой, Т.Б. Кузьмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», где представлена методика использования башкирского фольклора в разных видах деятельности. Из этой программы авторы исследования планируют включить в свою практическую работу с детьми такие виды работы, как: знакомство с куклой Айгуль в национальном костюме, игру-занятие «В гости к Айгуль», занятие «Обучение детей умению отгадывать загадки», развлечение «В гости к бабушке».
За основу опытно-экспериментальной работы с детьми по теме исследования будет взято учебно-методическое пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с жизнью башкирского народа на занятиях по познавательному развитию» (авторы О.И. Мударисова, Е.В. Рубцова), в котором предложена система познавательных занятий на темы: жилище башкирского народа; труд башкир; предметы быта башкирского народа; башкирские национальные блюда; устное народное творчество - башкирская сказка «Лиса-сирота», «Волк и коза»; башкирский национальный костюм; башкирская обувь; башкирские народные музыкальные инструменты [30].
Программа «Ляйсан» (сост. Р.Ю. Дулатова) содержит подборку стихотворений поэтов Башкортостана, башкирские пословицы и поговорки, которые авторы исследования планируют использовать при проведении режимных моментов в воспитательно-образовательном процессе детского сада [21].
Таким образом, анализ методической литературы помог авторам исследования отобрать содержание, разнообразные формы и методы ознакомления детей с жизнью башкирского народа, что поможет организовать и провести эффективную опытно-экспериментальную работу по теме исследования в условиях ДОО.
Приложение 7