Занятие 9. Классное руководство в школе
Вопросы для обсуждения:
1. Основы деятельности классного руководителя: вариативность, функции, направления работы.
2. Оказание педагогической поддержки учащимся.
3. Работа классного руководителя с детским коллективом.
4. Анализ, целеполагание и планирование деятельности педагога и учащихся.
5. Технология коллективной творческой деятельности.
Основные понятия темы: творчество, педагогическое творчество, креативность, классный руководитель, освобожденный классный руководитель (классный воспитатель), педагогический коллектив, классный воспитательный час, классное ученическое собрание, анализ, целеполагание, планирование.
Обязательные домашние задания
- для всех:
1.Изучить материал книги Рожкова М.И., Байбородовой Л.В. «Воспитание учащихся: теория и методика». – Глава 13. – с.190 – 222.
2. Изучить материалы книги «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» с. 78 - 102, законспектировать главу 5 с. 127-155
- по выбору студентов:
1. Разработать методику коллективного целеполагания и планирования воспитательной работы на учебную четверть.
2. Разработать вариант коллективного анализа воспитательной работы в классе за учебный год.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Педагогическая рефлексия».
Занятие 10. Анализ, целеполагание и планирование воспитательной работы классным руководителем.
организуются на базе школы.
Практические задания:
1. Изучение системы работы классного руководителя.
2. Усвоение методики анализа целеполагания и планирования воспитательной работы на учебную четверть.
3. Разработка возможных сценариев проведения индивидуальной консультации для ребенка с проблемами общения.
Список литературы:
1. Бедерханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка [Текст] / В.П. Бедерханова. // Классный руководитель. – 2000. - № 3.
2. Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст]. – М., 1996.
3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии [Текст] / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998.
4. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании [Текст] / Под ред. О. С. Газмана. – М., 1996; Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996.
5. Вульфов, Б. З. Семь парадоксов воспитания [Текст] / Б.З. Вульфов. – М.: Новая школа, 1994.
6. Иванов, И. П. Коллективное творческое дело [Текст] / И.П. Иванов. // Вожатый. – 1988. - № 2.
7. Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы [Текст] // Газман О. С., Вейс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. – М., 1995.
8. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В.А. Караковский. – М.: Новая школа, 1992.
9. Классному руководителю [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Владос, 1999.
11. Крылова, Н. Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. Сб. № 10. – М.: Народное образование, 2000.
12. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л.И. Маленкова. – М., 1999.
13. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – Ярославль, 2002 – 282 с.
14. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.
15. Яковчук Т.Г., Бояринцева А. В., Александрова Е.А., Крылова Н.Б., Юсфин С.М., Михайлова Н.Н.Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; Науч. ред. Н.Б. Крылова .- М. : Академия, 2006.- 208 с.
Занятие 11. Позиция педагога в инновационных процессах.
Вопросы для обсуждения:
1. Инновационные процессы в образовании.
2. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления.
3. Авторская программа. Авторский коллектив.
Обязательные домашние задания
- для всех:
1. Соотнести понятия «творчество», «инновация», «креативность», «новшество», «нововведение».
2. Проанализировать с учетом выделенных критериев одну инновационную образовательную технологию.
- по выбору студентов:
1. Подготовить сообщение об одной инновационной педагогической технологии.
2. Подготовить сообщение об инновационном учебном заведении.
Индивидуальное задание: разработать анкету для педагогов по выявлению их отношения к инновациям.
Список литературы: