Направления деятельности

Для осуществления представленных особенностей, принципа и целей обучение основывается на опыте и связывает знания с возможными действиями. Для этого школа должна предоставлять учащимся возможности самостоятельной ответственной деятельности, участия в самоуправлении, стимулировать переживания демократических убеждений и способов поведения.

• Формирование и развитие системы социальных служб для детей и молодежи.

• Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных организаций.

• Организация отдыха и оздоровления детей и подростков.

• Организация трудовой занятости подростков и молодежи.

• Поддержка талантливых детей и подростков.

• Организация оборонно-спортивной работы.

• Развитие дополнительного образования.

• Профилактика антисоциальных явлений среди молодежи.

Эффективные программы гражданского образования предоставляют учащимся возможности развивать некоторые способности и черты своего характера посредством участия в работе классных собраний, дискуссий, ученических советов, общественных слушаний, школьного парламента и т.д. Самодисциплина, уважение к окружающим, воспитанность, пунктуальность, личная ответственность за порученное дело вырабатываются в ходе реализации школьных и классных программ помощи младшим школьникам, шефства над одинокими престарелыми людьми, добровольческих акций и т.п. Проведение ученических дискуссий по общезначимым проблемам способствует выработке совместных ценностей и формирует чувство коллективизма. Важно, чтобы учащиеся с раннего возраста понимали взаимообусловленность личностных качеств человека (мужество, темперамент, воспитанность, нравственная устойчивость) и гражданских ценностей (равенство возможностей, плюрализм, общая польза).

Предтечи, разновидности, последователи

& В России на общественных началах создан Центр глобального образования, который разрабатывает три основных блока: 1) Как прекрасен этот мир; 2) Как хрупок этот мир; 3) Человек среди людей.

& Патриотическое воспитание – см. п. 15.11.

& Воспитание толерантности – понимание и принятие чужой культуры, чужого мнения, осознание принадлежности к мировому сообществу. Формирование установок толерантного сознанияи поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различныхвидов экстремизмаи проти­водействие им имеют для многонациональной России особую актуальность.

Толерантность нельзя сегодня сводить только к терпимости другого человека – это значило бы не осознавать всю глубину и сложность задачи духов­но-нравственного воспитания учащихся на современном этапе. Толерантность предполагает такую существенную особенность, как признак уверенности в себе, осознание своих собственных позиций, не избегающих духовной конку­ренции, умение их аргументировать и отстаивать, соблюдая такт и уважитель­ное отношение к оппоненту. Именно в толерантностикроется способность вступать в диалог и достойно вести его. Она же означает уважениеипринятие многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления че­ловеческой индивидуальности. Толерантностьнеобходимо определять и как утверждение прав человека и плюрализма, в том числе культурного плюра­лизма. Это понятие означает отказ от догматизма, от абсолютизации крайно­стей, недопустимости силового навязывания идей.

& Космическое миропонимание (Н.К. Рерих). Прорыв к космическому мышлению готовили русские поэты – А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок; писатели – Л. Толстой, Ф. До­сто­евский; философы – В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, И. Ильин и др. Философы развивали представление о космичности бытия и человека и обосновывали объективную необходимость формирования космического миропонимания.

Живая Этика - это синтетическое научно-философское учение о Мироздании в целом; о его устройстве, происхождении и эволюции: о Законах Мироздания: о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной: о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с Космосом: об эволюции человека и человеческого общества: о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования, как необходимого требования Эволюции.

Согласно Живой Этике, в основе Мироздания лежит материя, понимаемая в самом широком смысле. Она включает как те формы материи, которые изучаются современной наукой, так и более тонкие формы, которые науке пока не известны.

Известно, что существуют три основные формы познания: научное, религиозное и художественное. Живая Этика придает большое значение религии в истории чело­веческого общества, однако основную роль на современном этапе она отводит науке.

Науке предстоит проник­нуть за пределы физического плана, в миры тонких энергий, в иные измерения много­мерного психодуховного пространства. Ф.М. Достоевский говорил, что Красота спасет мир. Живая Этика уточняет: осознание Красоты спасет мир.

Решающим фактором в развитии человеческого общества Живая Этика считает Культуру. Н.К. Рерих разработал Пакт об охране памятников культуры во время военных действий – Пакт Рериха, который позднее лег в осно­вание соответствующих документов ООН.

Живая Этика провозглашает равенство всех людей независимо от пола, расовых, национальных или социальных различий. Важную роль в этом процессе предстоит играть женщинам, которые должны осознать свое космическое предназначение, восстановить спои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. Поэтому наступающую эпоху Живая Этика называет Эпохой Женщины.

Установление спра­ведливого общественного строя непременно должно сопровождаться совершенство­ванием каждого человека. В процессе совершенствования, человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, народом, страной и всем человечеством. Он должен действовать во имя Общего Блага.

Важнейшим средством совершенствования человека Живая Этика провозгла­шает труд. Не подневольный, а добровольный, творческий труд – физический или умственный. Труд должен быть напряженным, но посильным.

Чтобы успешно продвигаться по пути совершенствования, необходимо преодо­леть невежество. Для этого человек должен непрерывно учиться. Человек должен знать достижения культуры прошлого и настоящего, знакомиться с достижениями науки, изучать окружающий мир и самого себя. Учиться, учиться и учиться - одно из основных требований Живой Этики.

По представлению Н.К. Рериха и его школы, в процессе осознанного, устремленного труда у человека разви­вается психическая энергия. Живая Этика рассматривает психическую энергию как энергию всеначальную, лежащую в основании Проявленного Мира. Это глав­ная Творческая Сила Космоса, она включает в себя все основные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями.

Космическое видение всех явлений и процессов Мироздания должно вывести сознание человека из узких рамок мира личного, семейного, национального, планетарного - на беспредельные просторы Космоса.

Рекомендуемая литература

1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. – СПб., 1995.

2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Педагогический поиск, 2003.

3. Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Мысль, 1967.

4. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. - М.: Знание, 1999.

5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.

6. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.

7. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2001.

8. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.

9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.

11. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001.

12. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.

13. Кулюткин Ю.Н. Формирование глобального мышления как педагогическая проблема. – СПб., 1992.

14. Мурашкина Т.И. Защитим Великие Имена Рерихов и Е.П. Блаватской // Новая Эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. – 2000. – № 1/24.

15. Наан Г.И. К проблеме космических цивилизаций // Будущее науки. – М.: Знание, 1984.

16. Образовательные технологии. Из опыта развития глобального мышления учащихся / Под ред. Ю.Н. Кулют­кина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2002.

17. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.

18. Тарасов С.В. Глобальное образование: образы мира и человека. – СПб., 1996.

19. Толерантность в общественном сознании России // ЮНЕСКО, Фонд за выживание и развитие человечества. Центр общечеловеческих ценностей, Российская Академия Естественных Наук. – 1996.

20. Учение Живой Этики. В трех томах. – СПб., 1993.

21. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001 -2005 годы».

22. Яркина Т.Ф. Принцип холизма (целостности) как теоретико-методологическая основа школы и педагогики будущего // Бюллетень ВНИК «Школа – микрорайон». – 1990. – № 6.

Наши рекомендации