Пример выполнения задания 3
Создайте базу данных Нотеl, используя данные таблиц Гостиницы и Директора.
Сформируйте запросына выборку:
- гостиницы 4-ой категории,
- гостиницы, у которых количество мест > 1000.
Создайте форму по таблице Гостиницы в один столбец.
- Для выполнения задания выполните следующие действия:
- Загрузите программу MS Access.
- В диалоговом окне Microsoft Access в группе Создание базы данных выберите вариант Новая база данных.
- Задайте имя файла базы данных, для этого в диалоговом окне Файл новой базы данных в поле Имя файла введите имя Нотеl.
- В диалоговом окне Нотеl: база данных в списке Объекты выберите Таблицы и нажмите кнопку Конструктор.
- Создайте структуру БД в диалоговом окне Таблица 1:таблица. Для этого в столбце Имя поля впишите перечень полей и их характеристики согласно таблице 2.
Таблица 1
Название | Директор | Кол-во мест | Телефон | Кате-гория | Лицензия | Откры-тие |
Планета | Иванов | 215-56-98 | ** | есть | 18.07.98 | |
Спутник | Петров | 265-48-89 | **** | есть | 17.12.74 | |
Юбилейная | Сидоров | 988-56-44 | **** | есть | 24.01.88 | |
Юность | Лис | 555-66-22 | *** | нет | 15.09.01 | |
Минск | Ткачук | 789-95-14 | ** | нет | 22.08.65 |
Таблица 2
Имя поля | Тип данных | Описание |
Название | Текстовый | Название гостиницы |
Директор | Текстовый | ФИО директора |
Кол-во мест | Числовой | Количество мест |
Телефон | Текстовый | Телефон гостиницы |
Категория | Текстовый | Количество звездочек |
Лицензия | Логический | Есть лицензия или нет |
Открытие | Дата | Дата открытия гостиницы |
- В области Свойства поля на вкладке Общиеустановите следующие значения для перечисленных выше полей:
Название
Размер поля 20
Индексированное поле Да (совпадения не допускаются)
Директор
Размер поля15
Индексированное поле Да
Кол-во мест
Размер поля целый
Индексированное поле Нет
Телефон
Размер поля 9
Маска ввода ###-##-##
Индексированное поле Да
Категория
Размер поля 5
Индексированное поле Нет
Лицензия
Формат поля Да/Нет
Индексированное поле Нет
Открытие
Формат поля Длинный формат даты
Индексированное поле Нет
- Определите ключевое поле, для этого перейдите в поле Директор, нажмите кнопку Ключевое полена панели инструментов Конструктор таблиц.
- Сохраните созданный проект таблицы под именем Гостиницы.
- Перейдите в режим таблицы, для этого нажмите кнопку Вид-таблица на панели инструментов Конструктор таблиц.
- Заполните таблицу соответствующими данными из таблицы 1.
- Сохраните созданную таблицу.
Таблицу Директора создайте с мастера и заполните данными из таблицы 3. Для этого выполните следующее:
Таблица 3
Директор | Образование | Год рождения | Домашний телефон | Стаж работы |
Иванов | Ср.специальное | 147-87-56 | ||
Петров | высшее | 243-11-00 | ||
Сидоров | высшее | 232-54-56 | ||
Лис | Ср.специальное | 254-78-65 | ||
Ткачук | высшее | 457-89-85 |
- В диалоговом окне Нотеl: база данных в списке Объекты выберите Таблицы, а так же Создание таблиц с помощью мастера.
- В диалоговом окне Новая таблица выберите Мастер таблиц.
- В диалоговом окне Создание таблиц выберите вариант Личные, а из списка Образцы таблиц выберите Адреса. Затем из списка Образцы полей выберите следующие поля: Фамилия, Домашний телефон, Дата рождения.
- Поля Образование и Стаж работы можно получить, переименовав два произвольно выбранных поля с помощью кнопки Переименование полей.
- Нажмите кнопку Далее.
- В диалоговом окне Создание таблиц в поле, Задайте имя для новой таблицы, запишите имя Директораи нажмите кнопку Далее.
- В диалоговом окне Создание таблицубедитесь, что выбран вариант, Ввести данные непосредственно в таблицу, и нажмите кнопку Готово.
- Заполните полученную БД полями из таблицы 3.
- В качестве ключевого поля выберите поле Директор.
- Установите связь между таблицами Гостиницы и Директора. Для этого на панели инструментов База данных нажмите кнопку Схема данных. В диалоговом окне Добавление таблицы добавьте обе таблицы (Гостиницы и Директора).
- Перетащите с помощью мыши поле Директор из таблицы Гостиницы на поле Директор в таблице Директора.
- В открывшемся диалоговом окне Изменение связей установите флажки: Обеспечить целостность данных, каскадное обновление связанных полей, каскадное удаление связанных полей. При этом установите Тип отношения: один-к-одному.
- Нажмите кнопку Создать. Сохраните и закройте схему данных.
- Для того, чтобы создать запросы на выборку в списке Объекты выберите Запросы и нажмите кнопку Создать.
- В диалоговом окне Новый запрос выберите вариант Конструктор.
- В диалоговом окне Добавление таблицыукажите на таблицу Гостиницыи нажмите кнопку Добавить,а затем кнопкуЗакрыть.
- Выполните отбор полей. Для этого, из списка полей таблицы Гостиницы,двойным щелчком разместите поля на бланке запроса в строке Поле.
- Установите критерии отбора для вывода на экран полей: Название, Количество мест, Категория. Для этого на бланке в строке Вывод на экран отключите флажки для полей: Директор, Телефон, Лицензия, Открытие.
- Перейдите в режим таблицы. Убедитесь, что видимыми остались только отобранные поля.
- Вернитесь в режим конструктора.
- Отобразите записи, которые содержат информацию о гостиницах 4-ой категории, количеством мест больше 1000. Для этого в строке Условиях отбора в поле Категория введите «****», а в поле Количество мест
- « >1000».
- Для создания формы щелкните на кнопке Формы окна базы данных Hotel, а затем дважды щелкните на ярлыке Создание формы с помощью мастера.
- Выберите из раскрывшегося списка Таблицы и запросы таблицу Гостиницы.
- В диалоговом окне Создание форм из списка Доступные поля переместите все поля в список Выбранные поля, нажав кнопку >>.
- В новом окне мастера выберите внешний вид формы. Чаще всего при использовании мастера применяется тип в один столбец.
- Следующее окно мастера предлагает вам выбрать стиль для формы. Выберите стиль для новой формы Официальный.
- Нажмите кнопку Готово.
При формировании запросов используйте условные выражения, приведенные в таблице 4.
Таблица 4
Условные выражения | Вывод записей |
Саратов | имеют значение Саратов |
Not Саратов | не имеют значение Саратов |
In (Саратов, Томск, Уфа) | имеют значение Саратов, Томск или Уфа |
<М | начинаются с букв А-Л |
>=М | начинаются с букв М-Я |
имеют числовое значение 100 | |
<=20 | имеют числовое значение 20 |
Date() | имеют значение текущей даты |
>=01.01.94 | имеют значение даты позднее 01.01.94 |
Beetween 01.01.93 AND 31.12.93 | имеют значение года 1993 |
*.02.* | имеют значение месяца Февраль |
Null | содержат в поле пустое значение |
Is Not Null | имеют не пустое значение в поле |
Like "Р*" | начинаются с буквы Р |
ВАРИАНТЫ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
Задание 1.
Перечислите и опишите основные правила, используемые при выполнении математических вычислений в Ms Excel.
Задание 2.
1. Подготовьте следующую таблицу:
Таблица 1 - Продажа офисного оборудования
Название | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Цена за штуку, руб. | Кол-во штук | Стоимость, руб. | Налоги, руб. | Прибыль, руб |
Стол офисный | ||||||||
Стул офисный | ||||||||
Принтер | ||||||||
Модем | ||||||||
Всего: |
2. Заполните графы Кол-во штук и Всего, используя функцию СУММ.
3. Заполните графу Стоимость (Стоимость равна произведению Цена за штуку и Кол-во штук).
4. Рассчитайте Налоги по следующей формуле:
если Стоимость > 100000, то Налогиравны 30% от стоимости, иначе 10% от стоимости.
5. Вычислите Прибыль= Стоимость - Налоги.
6. Для полей Цена за штуку, Стоимость, Налоги, и Прибыль задайте денежный формат, количество знаков после запятой – 2, обозначение – руб.
7. Присвойте рабочему листу имя продажа.
8. Постройте на новом листе диаграмму по графе Прибыль, графу Название используйте для подписей оси Х. Тип диаграммы – объемная линейчатая. 9. 9. Укажите название диаграммы – Прибыль.
10. Разместите легенду слева, подпишите оси.
Задание 3.
Создайте базу данных Кр_ Access_1.
Постройте таблицу Организации.
Таблица 1 – Организации
Номер организации | Название | Адрес | Телефон |
АО «Альта» | Г. Минск, ул. Васнецова, 3 | ||
СП «Чайка» | Г. Минск, ул. Левкова,13 | ||
СП «Мороз» | Г. Минск, ул. Белая, 2 |
Номер организации | Дата | Товарные фонды | Фактический объем |
11.12.02 | |||
12.12.02 | |||
13.12.02 |
Создайте таблицу Выполнение плана. Создайте связи между таблицами.
Таблица 2 - Выполнение плана
Создайте с помощью мастера форму Организациина основе таблицы Организации. Вид формы – в один столбец.
Создайте в режиме конструктора отчет на основе таблицы Выполнение плана. Включите в отчет все поля таблицы, в области заголовка отчета введите его название Выполнение плана, вставьте рисунок в область заголовка отчета, сохраните отчет.
Создайте запросы:
- на выборку Отклонение от плана с полями Номер организации, Название, Товарные фонды, Фактический объем и Отклонение от плана. Поле Отклонение от плана вычисляется по формуле: Отклонение от плана = Фактический объем – Товарные фонды;
- на выборку Выбор организации с полями Название, Адрес и Телефон, выводящий сведения об организациях с номером 101 и 102.
Задание 4.
Какие виды компьютерных сетей существуют, и какими параметрами они характеризуются?
Вариант 2
Задание 1.
Перечислите и опишите математические и статистические функции в Ms Excel.
Задание 2.
- Подготовьте следующую таблицу:
Таблица 1 - Начисление заработной платы
Разряд | Заработная плата, руб. | Премия | Налоги, руб. | Сумма начисления, руб. | |
% | Сумма Премии, Руб. | ||||
Всего: |
2. Заполните графы Сумма премии и Всего.
Рассчитайте Налоги по следующей формуле:
Если Заработная плата> 300000, то Налоги равны 10% от Заработной платы, иначе 5% от Заработной платы.
Вычислите Сумму начислений = Заработная плата + Сумма премии –Налоги.
Для полей, кроме Разряд, задайте денежный формат, количество знаков после запятой – 0, обозначение – руб.
Постройте на новом листе диаграмму по графе Сумма начислений, графу Разряд используйте для подписей категорий. Укажите название диаграммы – Сумма начислений, разместите легенду сверху, подпишите оси.
Задание 3.
Опишите, каким образом производится антивирусная защита. Какие существуют разновидности антивирусных программ?
Задание 4.
Создайте базу данных Kp_Access_2.
Постройте таблицу Сотрудники.
Таблица 1 – Сотрудники
Табельный номер | ФИО | Должность | Адрес | Телефон | Дата рождения |
Петров И. И. | Инженер | г. Минск, ул. Ванеева, 33 | 20.02.75 | ||
Сидоров А. К. | Слесарь | г. Минск, ул. Красная, 13 | 27.10.59 | ||
Васса Э. И. | Учитель | г. Минск, ул. Гая,5 | 30.09.40 |
Создайте таблицу Ведомость удержаний. Создайте связи между таблицами.
Таблица 2 - Ведомость удержаний
Табельный номер | Дата | Аванс, руб. | Подоходный налог, руб. | Удержания, руб. |
11.12.02 | ||||
12.12.02 | ||||
13.12.02 | ||||
20.01.03 |
Выполните следующие действия:
- Создайте с помощью мастера форму Сотрудникина основе таблицы Сотрудники. Вид формы – ленточный.
- Создайте в режиме конструктора отчет на основе таблицы Ведомость удержаний. Включите в отчет все поля таблицы, в области заголовка отчета введите его название Ведомость удержаний, вставьте рисунок в область заголовка отчета, сохраните отчет.
Создайте запросы:
- на выборку Удержано с полями Табельный номер, ФИО, Должность, Аванс, Подоходный налог, Удержания и Удержано. В запросе поле Удержановычисляется по формуле: Удержано = Аванс + Подоходный налог + Удержания;
- на выборку Выбор по должности с полями ФИО, Адрес и Телефон, выводящий сведения о работающих инженерах и слесарях.
Вариант 3
Задание 1.
Перечислите и охарактеризуйте финансовые функции в Ms Excel.
Задание 2.
Подготовьте следующую таблицу:
Таблица 1 - Счет- квитанция
Вид услуги | Март | Апрель | Май | Среднее за месяц | Доплата Руб. |
Тех. обслуживание | |||||
Отопление | |||||
Подогрев воды | |||||
Радио | |||||
Всего: |
Заполните графу Всего, используя функцию СУММ.
Заполните графу Среднее за месяц.
Рассчитайте Доплатупо следующей формуле:
ЕслиСреднее за месяц > 9000, то Доплата равна 15% от Среднего за месяц, иначе 5% от Среднего за месяц.
Для полей Март, Апрель, Май, Среднее за месяц и Доплата задайте денежный формат, количество знаков после запятой – 2, обозначение – руб.
Присвойте рабочему листу имя Счет – квитанция.